КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности гражданского процесса
Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан Караганда 2008 Время (продолжительность): 50 минут. Курс: 1 Специальность 051301«Общая медицина». КАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г Ф КГМА 1-8-21/02
Лекция Тема:«процессуальное право Республики казахстан»
Дисциплина: «Основы права»
Утверждена на методическом совещании кафедры: Протокол № 10 от «19» июня 2008г.
Зав. кафедрой: Никитина О.К.
Тема: В юридической науке существует деление норм права на материальные и процессуальные. Процессуальные нормы регламентируют правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд. Цель лекции: сформировать у студентов представление о системе процессуального права, его принципах, участниках уголовно- и гражданско-процессуальных правоотношений и стадиях уголовного и гражданского процесса.. План лекции: 1. Понятие и общие принципы процессуального права Республики Казахстан 2. Особенности гражданского процесса 3. Особенности уголовного процесса Процессуальное право – система правовых норм, регламентирующих порядок и форму правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, которая направлена на реализацию норм различных отраслей права. Основу процессуального права составляют принципы, на которых строится деятельность правоохранительных органов и суда. «Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, невыводимые друг из друга и охватывающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам». Понять процессуальное право без знания формирующих его принципов невозможно: принципы в концентрированном виде выражают само право. Принципы в праве отражают воплощенные в нем юридические идеи, которые являются отправными в законодательстве и правоприменении. По определению Г. А. Кригера, «...принципы права – это вытекающие из социально-экономической природы и закрепленные в праве идеологические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объем государственного принуждения и иных мер воздействия, необходимых для обеспечения успешного развития господствующих общественных отношений». Поэтому целесообразно одновременное рассмотрение вопроса об их содержании. Принцип законности признается наиважнейшим и занимает первое место в системе принципов права. Закрепление и последовательное осуществление принципа законности в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве имеют важное значение для граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций. Предупредительное, профилактическое значение принципа законности, понимаемого как обязательное соблюдение законов, в том числе и уголовно-правовых, непосредственно вытекает из ст. 34 Конституции РК, в которой отмечается: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Социальная значимость законности как принципа уголовного права заключается также в том, что она обеспечивает охрану прав и интересов граждан от неправомерных действий должностных лиц, наделенных правом применять нормы уголовного права. К этому обязывает ст. 9 Закона РК «О государственной службе»: «Государственные служащие обязаны …обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры». Законность выступает в качестве одного из основных демократических принципов организации и функционирования общества и государства. Это означает, что все действия, которые совершаются в обществе и являются объектом правового регулирования, должны осуществляться в точном соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Законность органически включает в себя развитую систему прав и свобод граждан, последовательное демократическое их содержание, неразрывную связь с гражданскими обязанностями и, наконец, практическую реализацию указанных прав и свобод. Будучи многогранным общественным явлением, законность выступает и как определенный демократический режим, свойственный любой деятельности, осуществляемой в сфере правового регулирования. Для реализации принципа законности в процессуальном праве, деятельности правоохранительных органов необходимы определенные условия. Во-первых, в обществе должна действовать развитая система права, с необходимой полнотой и четкостью отражающая объективные потребности общественного развития, гарантирующая проведение в жизнь принципов демократизма. Во-вторых, в обществе и государстве должен быть признан принцип верховенства закона, реализация которого на практике обеспечивает режим законности в республике. Данное требование тесно связано с предыдущим, поскольку закон составляет основу всей правовой системы общества. В законах отражены и получают правовое урегулирование важнейшие потребности, связанные с развитием общества, решаются наиболее важные и сложные вопросы государственной политики. Закон обладает высшей юридической силой, ему должны полностью соответствовать и не могут противоречить акты, издаваемые другими органами, как общественными, так и государственными. Согласно ст. 10 УПК РК, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель при производстве по уголовным делам обязаны точно соблюдать требования Конституции, УПК РК. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы гражданина. Нарушение закона судом, органами уголовного преследования при производстве по уголовным делам недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену. Ошибочные следственные, прокурорские и судебные решения сопряжены с искажением воли законодателя, целей и смысла соответствующего законодательного установления. Они ослабляют единство и стабильность применения права, ведут к нарушению прав и законных интересов граждан. В связи с этим большое значение для соблюдения принципа законности в деятельности правоохранительных органов имеют положения п. 9 ч. 3 ст. 77 Конституции Республики Казахстан, который гласит: «не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом». Упрочение и дальнейшее совершенствование законности органически включает в себя требование правильного понимания соотношения между законностью и целесообразностью. Целесообразно только то, что законно. Принцип равенства перед законом и судом наряду с другими закрепленными в Конституции Республики Казахстан правовыми принципами имеет важное значение для дальнейшего развития и совершенствования процессуального законодательства. Часть 1 ст. 14 Конституции гласит: «Все равны перед законом и судом». В соответствии с ч. 2 этой же статьи «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Эти положения распространяются на все стороны жизни, в том числе на политическую и социальную, одним из элементов которой является уголовная ответственность. Рассматриваемый принцип состоит из двух частей: равенство перед законом и равенство перед судом, содержание которых далеко неоднозначно. Равенство всех людей перед законом – один из важнейших принципов существования правового государства. Однако в развитых демократических странах в целях защиты конституционно-правовых ценностей допускается неравенство перед законом. Такое неравенство проявляется в особом порядке привлечения к ответственности Президента, депутатов Парламента, судей, прокуроров и т. п. «Это неравенство перед законом (иммунитет), – как считает В. А. Четвернин, – представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и независимость этих должностных лиц». Институт иммунитета на сегодня является одним из уголовно-процессуальных институтов, выполняющих важнейшую функцию реализации принципа равенства в уголовном судопроизводстве посредством установления специальных условий участия отдельных лиц в уголовном процессе. Так, на основании Конституционного закона «О Парламенте РК и статусе его депутатов» привлечение народных избранников к уголовной ответственности возможно лишь с согласия соответствующей палаты. Это положение не свидетельствует о том, что в отношении депутатов предусматривается исключение из принципа равенства. Статус неприкосновенности депутатов – лишь гарантия недопустимости необоснованного их привлечения к ответственности. В случае же вынесения обвинительного приговора Центральная избирательная комиссия вносит представление в соответствующую палату о лишении его депутатского мандата (ч. 4 ст. 32). Равная для всех обязанность нести ответственность за совершенное преступление составляет сущность рассматриваемого уголовно-правового принципа. Он означает, что каждый гражданин, нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности и никто не вправе быть устранен от уголовной ответственности, если в его действиях имеется состав преступления. В юридической литературе принцип равенства перед законом сформулирован следующим образом: «лица, совершившие преступления, равны перед законом и несут ответственность независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств». Известно, что некоторые лица, так называемые специальные субъекты, привлекаются к уголовной ответственности в тех случаях, когда другие граждане за такие же действия уголовной ответственности не подлежат. Самым распространенным видом специального субъекта является должностное лицо. Может возникнуть вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом повышенная требовательность в отношении подобных категорий граждан? Для таких сомнений нет оснований: повышенная ответственность должностных лиц связана с большим объемом предоставленных им прав, большим доверием со стороны государства. Принцип равенства всех перед судом – проявление нравственно-правового требования справедливости, которое означает прежде всего равенство между людьми. Однако «люди не равны от природы» (И. А. Ильин), поэтому можно говорить лишь о равенстве возможностей. Сущность равенства перед судом заключается в свободном доступе граждан к правосудию независимо от их социального и имущественного положения. Суд не должен руководствоваться какими-либо посторонними соображениями и принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия. Равенство перед судом реально характеризует демократический характер правосудия. Одна из задач правосудия – защитить нарушенное право. Наличие права и необходимость его защиты могут быть выяснены лишь в результате судебного разбирательства. Поэтому важно, чтобы судебная власть была сильной и самостоятельной, «а проводимые реформы превратили суд над человеком в суд для человека». Принцип состязательности и равноправия сторон заключается в таком построении судебного разбирательства, при котором функция обвинения отделена от функции защиты и функции решения дела. Данные функции осуществляются различными органами и должностными лицами. Стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, равноправны, т. е. наделены законом равными возможностями отстаивать свою позицию; способы и средства ее отстаивания они избирают самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц (ст. 23 УПК). В теории понятие «состязательность» используется не только для характеристики одного из принципов процесса, но и для определения одной из важных его форм. Как принцип состязательность подразумевает такое построение процесса, «при котором производство по делу заключается в борьбе двух равноправных сторон, а конечный итог такой борьбы определяется независимым и беспристрастным судом, основной и единственной целью которого и является разрешение спора в пользу одной из сторон». Сегодня наиболее распространенной считается точка зрения, согласно которой принцип состязательности и равноправия характеризуется двумя неотъемлемыми элементами: 1) разделение трех основных процессуальных функций (разрешения дела, обвинения и защиты); 2) наделение сторон обвинения и защиты равными процессуальными правами. Без наличия указанных признаков нельзя определить процесс как построенный на основе принципа состязательности и равноправия. Разделение функций обвинения и защиты имеет целью построение такой структуры судопроизводства, при которой ни одна из сторон не имеет возможности непосредственно, своей властью влиять на процессуальное положение другой, и только суду, к функциям которого относится разрешение дела, принадлежит право принятия решений, лишь инициированных одной из сторон. При этом важно, чтобы разделение функций было осуществлено таким образом, чтобы не только сторона обвинения была наделена властными полномочиями по отношению к стороне защиты, но и объем прав суда не включал бы полномочия стороны обвинения. Это гарантирует сторонам независимость друг от друга, обеспечивает беспристрастность суда, а также является необходимой предпосылкой для равенства процессуально-правовых статусов сторон. Равноправие сторон подразумевает такое соотношение их прав по участию в отстаивании своей позиции перед судом, при котором ни одна из сторон не имеет исключительных, принадлежащих только ей прав по представлению и доказыванию аргументов в защиту своей позиции. Это касается не только прав сторон по собиранию доказательств, но и прав по участию при рассмотрении дела судом, включая пересмотр дела в порядке надзора, прав по обжалованию в суд любых процессуальных решений другой стороны, которые так или иначе затрагивают права, законные интересы другой, и т. д. Равенство процессуально-правовых статусов сторон в процессе доказывания на досудебных стадиях теоретически может быть достигнуто либо предоставлением стороне защиты таких же прав по собиранию доказательств, как и у стороны обвинения (так называемое параллельное, или адвокатское расследование), либо лишением стороны обвинения таких прав и передачей их особому независимому от сторон органу («следственному судье»), который единственно и наделяется полномочиями по осуществлению предварительного расследования. Стороны при этом могут лишь ходатайствовать перед ним о проведении необходимых, по их мнению, следственных действий. При последовательном воплощении принципа состязательности роль суда в исследовании доказательств вытекает из четкого разделения основных процессуальных функций. Функция суда в состязательном процессе заключается в разрешении спора двух противоборствующих сторон путем создания им условий для беспрепятственного исследования материалов дела и, таким образом, отстаивания своей точки зрения на события, подлежащие уголовно-правовой квалификации, а в конечном счете своего процессуального интереса. Суд в процессе, построенном на принципе состязательности в его классической интерпретации, отвечает за приговор только в части правильной (неправильной) оценки аргументов и доказательств, представленных сторонами, и не несет ответственности (в виде отмены приговора) за односторонность или неполноту судебного следствия, если это произошло по вине самих сторон. Иначе говоря, суд не обязан восполнять те пробелы в определенной сторонами доказательственной базе, которые существуют в материалах дела. Кроме того, признание одной из сторон фактов, на которые ссылается другая сторона, освобождает суд от обязанности их оценки, ибо признанное что-либо из сторон (даже себе в ущерб) остается вне спора. Суд как сторона «в споре», от которой всецело зависит правильное, справедливое разрешение дела, должен быть независим и подчиняться только Конституции и закону (п. 1 ст. 77 Конституции). Это положение составляет основу такого важного принципа уголовной политики, как независимость судей. Содержательная характеристика категории «независимость судей» включает в себя следующие элементы: - процессуальная составляющая – независимость легитимна только в процессуальной деятельности носителей судебной власти, при выполнении ими непосредственных обязанностей по осуществлению правосудия и не выходит за эту сферу; - внешняя независимость судей (независимость от внешних факторов) – процессуальная деятельность судей осуществляется в условиях, обеспечивающих невмешательство извне судебной системы, т. е. независимо от внешнего влияния и воздействия органов законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, отдельных должностных лиц и граждан. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону, по конкретным делам судьи не подотчетны (ч. 2 ст. 22 УПК РК); - внутренняя независимость судей (независимость от факторов внутри самой судебной системы) – процессуальной независимостью должны обладать: судья – от других судей состава суда (коллегии, президиума), судьи – от руководства суда, одна судебная инстанция – от другой, судьи суда одного уровня – от судей и руководства суда другого уровня и т. д. При рассмотрении дел судьи независимы от мнения участников процесса. Они независимы в выборе правовой нормы, подлежащей применению при разрешении конкретного дела; - личностная (нравственно-психологическая) независимость судей, значительная роль в реализации которой принадлежит уровню правового и нравственного сознания служителей правосудия. Справедливое и объективное разрешение уголовных дел во многом зависит от нравственных качеств судей, их способности противостоять попыткам неправомерного вмешательства в процессуальную деятельность. «Судебной деятельностью не должны заниматься люди, не имеющие авторитета, с сомнительной репутацией. Поэтому лицо, принимающее его на работу, должно полагаться не на характеристику на бумаге, а на его деловые, личные качества»; - подчиненность (подзаконность) Конституции – свобода судейского усмотрения в выборе правовой нормы ограничена нормативными положениями и основывается на подчинении судей закону. Только строгое следование предписаниям материального и процессуального закона позволяет судьям обрести подлинную независимость от каких-либо влияний. В соответствии со ст. 26 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» их независимость обеспечивается: 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; 2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; 3) неприкосновенностью судьи; 4) установленным Конституцией Республики Казахстан и названным Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; 5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Дополнительной гарантией независимости судей является положение п. 2 ст. 26 Конституционного закона, согласно которому судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение. Немаловажной деталью независимости судьи является стабильность его положения по службе – судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом РК «О суде и статусе судей» и на постоянной основе наделяются полномочиями, которые могут быть прекращены или приостановлены только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с действующим законодательством полномочия судьи прекращаются в случаях: - если судья при назначении на должность судьи поступил на другую оплачиваемую должность (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности); - совершения им преступления или действий, дискредитирующих авторитет судебной власти; - если он сам изъявил такое желание; - лишения гражданства РК; - смерти. С целью реального воплощения в жизнь принципа независимости судей 1 сентября 2000 г. был издан Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению независимости судебной системы». Он сыграл важную роль при преодолении множества препятствий, возникших при осуществлении мер по обеспечению независимости судей. Был создан Комитет по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан, который призван упрочить независимость судей при рассмотрении дел, повысить уровень самостоятельности местных судов. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания недостатки в деятельности судей, недостойные поступки, наносящие урон судебной власти, и т. д. Ввиду этого деятельность суда должна быть прозрачной, что упрочит его отношения с населением, будет способствовать повышению авторитета судебной системы и в итоге положительно скажется на независимости судей, поскольку только независимый суд может оглашать результаты своей деятельности. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания. Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги), своих близких родственников, круг которых определен законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди. Обеспечение безопасности в ходе судебного разбирательства. Орган, ведущий уголовный (гражданский процесс) обязан охранять права и свободы граждан, участвующих в процессе, создавать условия для их осуществления, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований участников процесса. При наличии достаточных оснований на то, что потерпевшему, свидетелю и иным лицам, участвующим в процессе, а также членам их семей или иным близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, либо иными противоправными действиями, орган, ведущий процесс, обязан в пределах своей компетенции принять предусмотренные законом меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц.
Гражданское процессуальное право – это отрасль права, включающая в себя систему процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между судом и участниками дела в процессе правосудия по гражданским делам. Предметом гражданского процессуального права является гражданский процесс Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) – это деятельность суда по рассмотрению, разрешению, гражданских дел, обжалованию, опротестованию, а также исполнению решений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды Задачи гражданского судопроизводства: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод, интересов граждан, государства и организаций; 2) укрепление законности и правопорядка 3) предупреждение правонарушений. Субъекты гражданских процессуальных отношений: 1) лица, разрешающие гражданские дела – суд 2) лица, участвующие в деле: а) стороны: истец и ответчик Истец – это гражданин или юридические лицо, предъявившее иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск. Ответчик – гражданин или юридические лицо, к которым предъявлено исковое требование. Стороной может быть и государство. б) третьи лица – это лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора. Они могут вступить в процесс до вынесения решения судом 1 инстанции путем предъявления иска к одной или обеим сторонам. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца. в) прокурор г) государственные органы д) органы местного самоуправления е) организации ж) отдельные граждане Объекты гражданских процессуальных отношений – это предмет, на который направлена деятельность участников правоотношений, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей. Это обстоятельства, подлежащие установлению по делу, т.е сведения о лицах, вещах, событиях. Представительство в суде Представителем может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дела в суде. Это полномочие должно быть основано: 1) на доверенности 2) на законодательстве 3) на решении суда 4) на административном акте. Кроме того, есть поручители по поручению (адвокаты), законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |