Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческая организация




Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Основным звеном системы образования является образовательное учреждение или с учетом изменений законодательства—образовательная организация.

Рис. 2.1. Процесс функционирования системы образования

Не вдаваясь в описание стандарта, отметим, в общем, понятное содержание представленной схемы:

• в систему образования в качестве входного объекта поступает на обучение человек;

• внутри системы он обучается в определенных условиях—в соответствии с принятыми требованиями к осуществлению его обучения;

• обучением занимаются некие субъекты, потребляя при этом необходимые ресурсы;

• из системы выходит человек образованный, т.е. получивший образование (знания, умения и навыки или что-то еще, что принято называть образованием).

Заменив ”условия“ на образовательные программы и стандарты, а ”ресурсы“ на работающие учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также обеспечивающие их деятельность органы управления образованием и другие организации, получим то самое описание системы образования, которое приведено выше.

Такое представление образования может показаться слишком грубым, поскольку представляет учащегося в качестве предмета труда, который в теории связывается с веществом природы, преобразуемого трудом в товар. Но если абстрагироваться от моральных оценок, то речь идет именно об этом:

учащийся в системе образования представляет собой хотя и специфическое, но именно сырье, которое необходимо преобразовать.

И в этом смысле (но только в этом!) образование не отличается от любого иного производства. Кроме того, не следует забывать, что схема представляет собой процесс образования в самом общем виде, показывает необходимые и достаточные элементы, объединение и взаимодействие которых формирует новое качество—систему образования.

По существу, образовательная организация мало чем отличается от организаций, осуществляющих свою деятельность в других сферах. Точно так же она создается по решению учредителя.

Для дальнейшего изучения важно знать, что учредителем образовательного учреждения в соответствии со статьей 11 Закона ”Об образовании“ могут быть:

• органы государственной власти, органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательного учреждения может быть тот, кто пожелает взять на себя этот груз проблем. Можно было бы так и написать в законе—кто хочет, то и учреждает. Думается, что здесь действовала и действует старая формула: давать в законодательстве по возможности исчерпывающий перечень допустимых решений той или иной проблемы. Это удобно для реализации, если нет возможности дать однозначное обобщенное определение.

Важнейшей особенностью образования на момент издания Закона ”Об образовании“ явилось то обстоятельство, что отношения между учредителем и образовательным учреждением должны были определяться договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор этот не являлся учредительным, поскольку он определял взаимные обязательства, права и обязанности учредителя и созданного им учреждения по отношению друг к другу, устанавливал порядок рассмотрения и решения различных вопросов.

Иногда наличие такой особенности ставило просто в тупик. По логике, такого договора не должно было быть. Представьте себе, что вы создали некую организацию: разместили оборудование в своем (или арендованном вами) здании, наняли персонал, организовали его работу, назначили (или утвердили) руководителя—по сути исполнительного директора. И после всего этого заключили договор (с кем, кстати?) о взаимных правах и обязанностях. Последними изменениями это положение из указанного закона было изъято. Собственно, та же участь постигла и ряд других важных положений.

Некоторые особенности имеет и негосударственный сектор образования. В этом секторе образовательную деятельность могут осуществлять ”образовательные организации“, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (статья 11-1 Закона ”Об образовании“). Достаточно обратиться за разъяснениями к Гражданскому кодексу или Закону ”О некоммерческих организациях“. Сравнительно недавно появилась и новая форма некоммерческой организации—автономное учреждение. Более подробно о ней можно почитать в работе участников ее ”создания“. К этому вопросу мы вернемся при обсуждении отношений собственности в образовании. Важно, что в сфере образования могут существовать, создаются, успешно функционируют различные формы некоммерческих организаций, хотя широкого распространения они пока не получили. Думается, что в скорости можно ожидать появления и коммерческих образовательных организаций, поскольку Конституция допускает получение образования на предприятиях.

На сегодняшний день основным типом организации, осуществляющей образовательную деятельность, является все-таки учреждение, которое считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся, воспитанников. Относительно образовательной организации законодательство такого положения не содержит, но по духу Закона ”Об образовании“ образовательной может также считаться некоммерческая организация, которая осуществляет образовательный процесс. А вот предприятие хотя и может вести образовательную деятельность, но образовательной организацией считаться вряд ли может. Хотя, с другой стороны, существуют же аспирантуры (образовательный процесс!) в научно-исследовательских институтах.

Нужно отметить, что это определение содержит два важных положения.

1. Только при условии осуществления образовательного процесса учреждение считается образовательным (добавим, может рассчитывать на налоговые льготы5). То же в полной мере относится и к иным формам некоммерческих образовательных организаций.

2. Образовательным процессом является реализация образовательной программы (первый элемент системы образования) и (или) содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Можно, таким образом, быть образовательным учреждением (организацией), проводя обучение. Можно—обеспечивая содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). Можно делать это все одновременно.

Определение образовательного процесса имеет очень важное значение для вопросов налогообложения, о чем мы будем говорить в одной из следующих лекций. Это определение дано только в Законе ”Об образовании“, относится к предмету образовательного законодательства и только этим законодательством может уточняться и толковаться. Иные отрасли законодательства должны пользоваться именно этим определением, а не создавать свои дополнительные определения или уточняющие образовательное законодательство положения.

Образовательное учреждение (организация) является юридическим лицом—пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные гражданским законодательством. Это важное положение, поскольку у нас еще не все общеобразовательные школы (например) зарегистрированы в качестве юридических лиц, что имеет ряд отрицательных последствий. Правда, и положительных тоже.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными—частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Российское законодательство в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и административного ведения.

К образовательным относятся учреждения и организации следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс (точнее было бы говорить—выделенный баланс, поскольку филиалы отчитываются перед головной организацией, и баланс выделяется из ее баланса для удобства расчетов) и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, установленные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Вспомним клубы по изучению иностранных языков, кружки, станции юных натуралистов и техников и др.

Главной особенностью образовательной организации является ее некоммерческий статус. Этот статус нужно рассмотреть подробнее.

 

Статьей 11-1 Закона ”Об образовании“ установлено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

До внесения этих изменений, Закон был ориентирован только (это важно подчеркнуть) на одну из форм некоммерческих организаций - учреждение. Но все равно на некоммерческую организацию. Правда, по тексту измененного Закона употребляется по-прежнему термин ”образовательное учреждение“. Этот вид (или тип?) организации можно охарактеризовать следующими основными чертами:

• некоммерческий статус;

• полное или частичное, вплоть до самофинансирования, финансирование собственником;

• наличие в оперативном управлении имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса и иной деятельности, в т. ч. приносящей доходы;

• право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса, и использовать для этого переданное имущество;

• право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Следует отметить, что негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом, с моей точки зрения, можно усмотреть некоторое противоречие с гражданским законодательством, которое не делает различий между государственным и негосударственным учреждением и не предусматривает наличия собственности у учреждений;

• субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам учреждения.

Этот набор характерных признаков определяет ”индивидуальность“ учреждения как формы организации.

На первый взгляд перечень вполне логичен и вопросов не вызывает. В самом деле, признаки указывают на определенное положение образовательных учреждений в экономических отношениях, подчеркивают их специализацию на определенных видах деятельности, свидетельствуют о широких правах, им предоставленных в сфере экономики. И это все правильно. Но, подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят противоречивый характер, поскольку ограничивают (по некоторым оценкам - существенно) их возможности в части включения в рыночные отношения, маневрирования ресурсами, снижают стимулы к развитию.

Недаром в течение уже нескольких лет обсуждается проблема изменения статуса и превращения образовательных учреждений в другие формы некоммерческих организаций.

Следует отметить, что Федеральным законом ”О некоммерческих организациях“ предусмотрен открытый перечень форм таких организаций—общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие формы, предусмотренные законодательством. Работа над новыми формами некоммерческих организаций для системы образования привела к первым результатам—создана новая форма ”автономное учреждение“, продолжается обсуждение формы государственной автономной некоммерческой организации.

По мнению разработчиков такое преобразование должно существенно расширить ряд возможностей учебного заведения в части управления и распоряжения ресурсами, создать условия, необходимые для повышения общественной составляющей в его управлении, укрепить автономию образовательной организации. Одним словом, снимет все излишние ограничения его самостоятельности, действующие в настоящее время. Такое преобразование, по оценкам юристов, существенно уменьшит влияние государственных и муниципальных органов на образовательные организации, особенно в части финансирования и распоряжения бюджетными средствами. Разумеется, определенный резон в таких предложениях есть. Особенно по отношению к государственным и муниципальным учебным заведениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.