Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. История западной мифологической школы

Мифологическая школа – научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., которое возникло в эпоху романтизма в Германии. Это узкое понимание. Широкое – все школы, изучающие природу сакрального и мифологического.

Особенности школы:

1. представления об органической связи языка, мифологии и фольклора;

2. представления о мифе как результате коллективного творчества;

3. миф – первоначальное ядро, из которого с течением времени развились все жанры фольклора;

4. сравнительно-исторический метод, разработанный на материале языка.

Философской основой для мифологической школы послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей.

Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для любого искусства, в ней следует искать «ядро, центр поэзии». Возрождение искусства возможно, согласно учению мифопоэтической школы, только на основе мифотворчества. В конце 18-начале 19 веков появились специальные исследования: «Руководство по мифологии» (1787-1795) рационалиста Х.Г.Хейне, «Символика и мифология древних народов…» (1810-1812) идеалиста Г.Ф.Крейцера и др.

Идеалистические тенденции в изучении мифов теоретически обобщил Шеллинг. В «Философии искусства» (1802-1803) он доказывал, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства» [Философия искусства 1996, 105] Наиболее полно теория мифологии как «естественной религии» изложена Шеллингом в лекциях 1845-1846 годов.

Шеллинг опровергает понимание мифологии как поэтической системы, не призванной что-либо конкретное объяснять или обосновывать, скорее выводит поэзию из мифологии, а не наоборот. Кроме того, опровергаются толкования, приписывающие мифологии роль аллегорического выражения философских, моральных или других концепций, осмысленных отдельными личностями или народами. Как писал современник Шеллинга И.В. Киреевский, „в мифологии видит он не дело выдумки того или другого изобретателя, не поэтическое выражение бессознательного инстинкта отдельных народов; но понимает в ней великий, всеобщий, в сознании целого человечества совершившийся процесс внутренней жизни, который потому именно не мог принадлежать одному народу, но распределялся по различным народам, в различных ступенях своего развития ” [Pro et contra 2001, 217].

Таким образом, Ф.В.Й. Шеллинг предлагает совершенно новую модель осмысления роли мифологии в историческом процессе, утверждая самостоятельную ценность мифологической религии, необходимо присутствовавшей в человеческом сознании на одном из этапов его становления. Мифология, или естественная религия, позволяет человеческому сознанию продвинуться на пути своего становления, исполняя роль катализатора и фактора разделения человечества на качественно неоднородные части. Следовательно, являясь самоценным образованием, мифология становится также важнейшим фактором, продвинувшим человеческую историю с этапа неподвижного, абсолютно доисторического времени к последующим этапам становления сознания.

Сходные мысли высказал Ф.Шлегель. Во «Фрагментах» (1797-1798) он писал: «Ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и в древних мистериях» [Литературная теория немецкого романтизма 1934, 182]; по Шлегелю, возрождение искусства возможно только на основе мифотворчества, источником немецкой национальной культуры должны стать мифология древних германцев и рожденная ею народная поэзия («История древней и новой литературы», 1815). В мифологии Ф.Шлегеля привлекает прежде всего ее синкретизм: слитность философии, религии, искусства.

Позднее эти идеи нашли свое развитие в работах братьев В. и Я. Гримм, с именами которых в 20-30-е гг. 19 в. связано окончательное оформление мифологической школы.

Мифология, по утверждению братьев Гримм, есть форма первобытного мышления, «бессознательно творящего духа», средство объяснения человеком окружающего мира. Я.Гримм в двухтомной "Немецкой мифологии" (1835) исследует родство сюжета о борьбе богов с гигантами в скандинавской и греческой мифологиях. Немецкие сказки, в сопоставительном плане, он рассматривает как реликты единой древней германской мифологии. Сходство сказок и преданий индоевропейских народов, по Я.Гримму, объясняется их общим прамифологическим происхождением, причем это сходство обнаруживается прежде всего в языке. «Я полагаю, - пишет Я. Гримм, - что миф есть общее достояние многих народов..., но миф соответствует глубинной сути народа, чьих богов он соединяет в строгую систему, - так и слово в языке, общее с другими языками, как правило, можно принять во внимание, если отыскать корни этого языка». В трудах Я. Гримма, особенно его «Немецкой мифологии» (1844), представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.

Если Я. Гримм занимался исключительно германскими древностями, то позднее целью мифологов стала реконструкция единой мифологии древних индоевропейцев.

В 1812 г. братья издают совместно свое знаменитое собрание сказок ("Kinderund Hausmärchen") и в предисловии выражают свою горячую любовь к этому несправедливо пренебреженному роду творчества: сказки — древнейшая поэзия народа, выражение его духовной жизни; в немецких сказках заключается богатый материал для прагерманской мифологии и отражение исконного характера племени; это — важнейший историко-поэтический документ, и изменять их, урезывать, украшать издатель не имеет никакого права [ЭСБЕ/Гриммы].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения уклада жизни людей | Этимологическое направление(А. Кун, М. Мюллер)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.