Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местный референдум. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении




Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении

 

К институтам непосредственной демократии в конституционном и муниципальном праве относят совокупность форм и средств прямого (т.е. непосредственного - отсюда и соответствующее понятие) участия населения в реализации задач народовластия. Одним словом, в каждом случае граждане индивидуально, но, конечно, с той или иной степенью объединения, коллективно участвуют в осуществлении функций местного самоуправления. Таким образом, требуется личное волеизъявление каждого участника того либо иного мероприятия, но конечный результат получается лишь совместными усилиями всех участников.

Если этот результат является решением только населения, не требующим последующего оформления органом местного самоуправления, тогда речь идет об императивных институтах непосредственной демократии в местном самоуправлении. Если же волеизъявление населения затем ведет к принятию правовых актов органов или должностных лиц местного самоуправления, то налицо консультативные институты.

Федеральный закон 2003 г. сохранил многие направления регулирования институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении, заложенные законами-предшественниками. Это является логичным развитием Конституции РФ, в которой прежде всего названы указанные институты, а затем уже органы местного самоуправления как средства реализации функций местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления".

 

 

Конституция РФ считает референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3).

Местный референдум — одна из форм непосредственного ре­шения населением муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования наиболее важных вопросов местного значения посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

В одних субъектах Федерации принимаются специальные законы о местном референдуме (Московская область и др.), а в других субъектах Федерации вопросы подготовки и проведения местного референдума регулируются в кодифицированных актах: избирательных кодексах (Владимирская область и др.).

Действующий порядок организации подготовки и проведе­ния местного референдума, а также гарантии прав граждан на участие в местном референдуме регламентируются Федераль­ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации», Законом об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов РФ, уставами муници­пальных образований.

В частности, в уставе муниципального образования должны определяться:

1) порядок назначения и проведения референдума;

2) вопросы, по которым может проводиться местный рефе­рендум;

3) порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп граждан, избирательных и иных обще­ственных объединений;

4) порядок сбора подписей жителей муниципального обра­зования в поддержку проведения местного референдума;

5) необходимое количество такого рода подписей;

6) сроки назначения местного референдума представитель­ным органом местного самоуправления;

7) порядок принятия и изменения решений референдума.

Местный референдум проводится на основе демократических принци­пов, закрепляемых Конституцией РФ, федеральными законами и при­званных обеспечить выявление свободно выраженной воли участников референдума.

Голосование граждан по вопросам, выносимым на местный референдум, осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздей­ствие на гражданина Российской Федерации с целью прину­дить его к участию или неучастию в референдуме либо вос­препятствовать его свободному волеизъявлению.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, отнесенные законом к ведению проводящего референдум поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Пределы прямого волеизъявления населения огра­ничены предметами ведения муниципального образования. Перечень этих вопросов закрепляется в уставе муниципального образова­ния в соответствии с положениями ст. 14—16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Проведение местного референдума возможно, но не обяза­тельно.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отме­нять общепризнанные права и свободы человека и граждани­на, конституционные гарантии реализации таких прав и сво­бод. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, и на него можно было бы дать только однознач­ный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность пра­вовых последствий принятого на референдуме решения.

Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референ­дум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Ст. 12 Федерального закона «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» устанавливает какие вопросы не могут выноситься на местный референ­дум. Этот перечень ограничений является закрытым и может быть расширен только путем внесения соответствующих изме­нений в указанный Федеральный закон.

В Законе указан один случай обязательного проведения местного референдума: при введении и использова­нии средств самообложения граждан (ч. 2 ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Доброволь­ные платежи не должны быть разновидностью налогов или сборов и потому могут устанавливаться только самим населе­нием.

В современных условиях можно выделить две основные фор­мы местного референдума:

1) правоустанавливающий (нормотворческий), проводимый для утверждения подготовленного инициативной группой на­селения или органами местного самоуправления проекта муни­ципального правового акта;

2) консультативный (совещательный), проводимый, напри­мер, для определения одного из предложенных органами мест­ного самоуправления вариантов или направлений развития му­ниципального образования.

Местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования.

Орган местного самоуправления, уполномоченный прини­мать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения законо­дательства при выдвижении инициативы проведения референ­дума.

Значимость местного референдума как высшего непосред­ственного выражения воли населения муниципального образо­вания при решении вопросов местного значения выражена в положениях ч. 7 ст. 22 Закона об общих принципах органи­зации местного самоуправления, согласно которой решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному ис­полнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государствен­ной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. При изменении законодательства решение местного референдума будет действовать лишь в части, не про­тиворечащей принятому закону.

Решение о проведении местного референдума, а также при­нятое на местном референдуме решение может быть обжало­вано в судебном порядке гражданами, органами местного само­управления, прокурором, уполномоченными федеральным за­коном органами государственной власти.

Принятое на местном референдуме решение может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на мест­ном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признания недействительным в судебном порядке. Суд может отменить решение, принятое на местном референдуме, по основаниям, предусмотренным ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.