Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ





ЛЕКЦИЯ 3

1. Среда обитания организма.

2. Экологический фактор. Классификация факторов среды.

3. Действие экологических факторов на организм.

4. Экологический оптимум.

 

Среда обитания— это совокупность абиотиче­ских и биотических условий жизни организма. Свойства среды посто­янно меняются, и любое существо, чтобы выжить, приспосаб­ливается к этим изменениям.

Земной биотой освоены три основные среды обитания: вод­ная, наземно-воздушная и почвенная вместе с горными поро­дами приповерхностной части литосферы. Биологи еще часто выделяют четвертую среду жизни — сами живые организмы, заселенные паразитами и симбионтами.

Воздействие среды воспринимается организмами через факторы среды, называемые экологическими.

Экологические факторы — это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздейст­вие на организм. Они подразделяются на абиотические, биоти­ческие а антропогенные.

Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и рас­пространение животных и растений. Среди них различают фи­зические, химические и эдафические.

Физические факторы — это те, источником которых слу­жит физическое состояние или явление. Например, температура, освещение, влажность.

Температура. Значение температуры состоит прежде всего в непосредственном влиянии ее на скорость и протекание обменных процессов в организмах. Биологические свойства клеток и клеточных структур определяют возможность жизнедеятельности в интервале температур от 0 до 500С; однако, общий температурный диапазон активной жизни на планете значительно шире и ограничивается следующими пределами:

 

Часть земной поверхности Min t 0 Max t 0 Амплитуда
Суша - 70
Морские воды - 3.3 35.6 38.9
Пресные воды

 

Среди организмов, способных существовать при очень высоких температурах, следует назвать бактерии и водоросли, населяющие источники с температурой 85-870С; успешно переносят высокие температуры 65-800С пустынные растения (саксаул, верблюжья колючка), находящиеся в верхнем слое раскаленной почвы.



 

Значительная часть организмов способна контролировать (поддерживать) температуру тела, причем в первую очередь наиболее жизненно важных органов. Такие организмы называют гомойотермными — теплокровными (от греч. homoios — подобный, therme — теплота), в отличие от пойкилотермных — холоднокровных (от греч. poikilos — различный, переменчивый, разнообразный), имеющих непостоянную температуру, зависящую от температуры окружающей среды.

Что же касается растений, то они выработали в процессе эволюции ряд свойств:

Зимостойкость – стойкость растений к неблагоприятным воздействиям зимнего периода: чередованию морозов и оттепелей, ледяной корке, вымоканию. Обусловливается переходом растений в состояние покоя, накоплением энергетического материала (крахмала), сбрасыванием листьев.

Морозоустойчивость – способность растений переносить без повреждений действие морозов.

Холодостойкость – свойство растений успешно произрастать при низких плюсовых температурах.

Жаростойкость– способность переносить высокие (св. +38°…+40°С) температуры без существенных нарушений обмена веществ;

Освещение. У растений, жизнедеятельность которых всецело зависит от света, возникают различные морфоструктурные и функциональные адаптации к световому режиму местообитания:

Светолюбивые – растения открытых мест обитания, успешно произрастающие только в условиях полного солнечного освещения (сосна);

Теневыносливые – характеризуются широкой амплитудой к световому фактору. Лучше растут в условиях высокой освещенности, но способны произрастать и при затенении (пихта, липа);

Теневые – произрастают только в затененных местах, на открытых никогда не растут (мхи, папоротники).

Растения активно реагируют не только на интенсивность освещения, но и на продолжительность периода освещенности и темноты в течение суток. Это свойство получило название фотопериодизма. По необходимой длительности светового периода растения подразделяются: на растения длинного дня ( происходят преимущественно из северных широт), которым для нормального роста, развития и формирования генеративных органов необходимо более 12 часов светового времени (ячмень, овес, лен, картофель); растения короткого дня – им для зацветания нужно не менее 12 часов беспрерывного темнового периода (соя, просо, капуста). Они происходят из южных широт. Нейтральные растения, у которых развитие генеративных органов происходит как при длинном, так и при коротком световом дне (виноград, сирень, гречиха).

 

Влажность.Влага – необходимое условие существования всех живых организмов на Земле. Именно недостаток воды является причиной ограничения жизнедеятельности и географического распространения наземных организмов. По отношению к водному режиму выделяют следующие экологические группы живых существ:

гидробионты – обитатели экосистем, весь жизненный цикл которых проходит в воде;

гигрофиты – растения влажных мест обитания (калужница болотная, купальница европейская, рогоз широколистный);

гигрофилы – животные, обитающие в очень сырых частях экосистем (моллюски, амфибии, комары, мокрицы);

мезофиты – растения умеренно увлажненных мест обитания;

ксерофиты – растения сухих мест обитания (ковыли, полыни, астрагалы);

суккуленты – растения наиболее засушливых местообитаний, способные накапливать значительные запасы влаги внутри стебля или листьев (кактусы, алоэ, агава);

Химические факторы — это те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, если она высокая, жизнь в водоеме может вовсе отсутствовать (Мерт­вое море), но в то же время в пресной воде не могут жить боль­шинство морских организмов. От достаточности содержания кислорода зависит жизнь животных на суше и в воде, и т. п.

Эдафическиефакторы, т. е. почвенные, — это совокупность химических, физических и механических свойств почв и гор­ных пород, оказывающих воздействие как на организмы, жи­вущие в них, т. е. для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений.



Однако не только абиотические факторы влияют на орга­низмы. Организмы образуют сообщества, где им приходится бороться за пищевые ресурсы, за обладание определенными пастбищами или территорией охоты, т, е. вступать в конку­рентную борьбу между собой. Это уже факторы живой природы, или биотические факторы.

Биотические факторы — совокупность влияний жизне­деятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания (Хрусталев и др., 1996).

Биотические факторы проявляются в биотических взаимоотношениях.

Различают следующие формы биотических взаимоотношений.

Симбиоз (сожительство). Это форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу от другого. Например, сожительство корней древесных растений с почвенными грибами (грибокорень). Грибы облегчают корням восприятие воды и минеральных веществ из почвы, а растение снабжает грибы углеводами и органическими веществами;

Комменсализм. Комменсализм — это взаимодействие между организмами, когда жизнедеятельность одного достав­ляет пищу (нахлебничество) или убежище (квартиранство) другому. Типичные примеры — гиены, подбирающие остатки недоеденной львами добычи, мальки рыб, прячущиеся под зонтиками крупных медуз, а также некоторые грибы, растущие у корней деревьев.

Мутуализм. Мутуализм — взаимополезное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Примером служит сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений, которые могут совместно жить на почвах, бедных азотом, и обо­гащать им почву.

Конкуренция. Это — отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и другие необходимые для жизни условия. Проявляется наи­более отчетливо на популяционном уровне.

Хищничество. Хищничество — отношение между хищ­ником и жертвой, заключающееся в поедании одного организма другим. Хищники — это животные или растения, ловящие и по­едающие животных как объект питания. Так, например, львы поедают растительноядных копытных, птицы — насекомых, крупные рыбы — более мелких. Хищничество одновременно полезно для одного и вредно для другого организма.

В то же время все эти организмы необходимы друг другу. В процессе взаимодействия «хищник — жертва» происходят естественный отбор и приспособительная изменчивость, т. е. важнейшие эволюционные процессы. Паразитизм. Это — взаимодействие организмов, при котором один из них живет за счет другого, находясь на по­верхности или внутри его тела. Нейтрализм. Взаимонезависимость разных видов, обитаю­щих на одной территории, называют нейтрализмом. Напри­мер, белки и лоси не конкурируют друг с другом, но засуха в лесу сказывается на тех и на других, хотя в разной степени.

Антропогенные факторы — факторы, порожденные чело­веком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д. Они будут подробно рассматриваться в следующих лекциях.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.