Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И трансакционные издержки

1. Сущность, классификация

и свойства трансакций

2. Трансакционные издержки и их виды

3. Сущность и режимы прав собственности

1. Сущность, классификация

и свойства трансакций

Понятие трансакции. В обычном употреблении трансакция (лат. transactio) – это соглашение, сделка. Понятие «трансакция» было введено в экономику Дж. Р. Коммонсом, который рассматривал проблему экономической организации в тесной связи с проблемами конфликта, взаимной зависимости и порядка. Конфликт интересов эгоистичных индивидов по причине ограниченности ресурсов – основополагающая проблема социальной жизни.

В условиях разделения труда индивид, ищущий большего результата, может его достигнуть только посредством получения контроля над использованием объектов, причем, по утверждению Дж. Коммонса, важен не физический, а правовой контроль.

Дж. Коммонс выделял три типа трансакций, неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников:

1.Торговые трансакции - передают права на материальные ценности посредством добровольного соглашения между равными по закону сторонами. Торговые трансакции создают в рыночной системе стимулы для производства и поставок материальных ценностей. Причем государство является невидимым участником всех торговых транс­акций (законодательная деятельность, ГК РФ, участие в ценообразовании)

2. Трансакции управления -ф актически материальные ценности производятся и поставляются с помощью трансакций управления, которые подразумевают отношения власти и подчинения между узаконенными уровнями иерархии (например, мастер и рабочий). Верхний уровень готовит приказы о приобретении, отчуждении или использовании предмета, а нижний должен их исполнять. Здесь прослеживается асимметричность отношений.

3. Трансакции рационирования - т.е. «переговоры по достижению соглашения между несколькими участниками, которые имеют право распределять прибыли и убытки между членами совместного предприятия», осуществляют распределение реального дохода (богатства). Они также подразумевают асимметричность отношений и подчинение между узаконенными уровнями иерархии (например, формирование советом директоров политики дивидендов или разработка госбюджета и налоговой политики правительственными органами). Следовательно, трансакции рационирования распределяют прибыли и убытки от создания материальных ценностей по предписанию верхних уровней власти. Эти стратегические трансакции формируют ограничения на потенциальное содержание торговых трансакций и трансакций управления.

Далее приведем классификацию трансакций на основе обобщения наиболее распространенных.

В целом трансакции различаются по ряду признаков. Они могут быть:

1) общими или специфическими, т.е. касаться стандартных или уникальных ресурсов;

2) однократными или регулярно повторяющимися;

3) слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий;

4) с легко- или трудноизмеримыми результатами, что связано со степенью эффективности контроля за выполнением трансакций;

5) автономными или тесно связанными с другими трансакциями;

6) простыми или сложными;

7) краткосрочными или долгосрочными.

Чем более общий, кратковременный, определенный, контролируемый и автономный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиться составлением простого типового контракта.

 

Напротив, чем более специальный, повторяющийся, неопределенный, трудноизмеримый и взаимосвязанный характер носит сделка, тем большее значение имеет установление долговременных договорных отношений с указанием взаимных обязательств сторон. Соответственно тем ниже или тем выше трансакционные издержки5.

Выделяются:

1) формальные, осуществляемые в рамках законодательства

2) неформальные трансакции.

В зависимости от обстоятельств взаимодействие индивидов может осуществляться посредством трансакций разного типа, которым будут соответствовать свои трансакционные издержки.

2. Трансакционные издержки и их виды

Сущность трансакционных издержек. В экономической литературе дается множество определений трансакционных издержек (ТАИ) и известны разные подходы к их анализу.

В узком смысле ТАИ – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле – это все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек, по выражению Д. Норта).

Использование рыночного механизма не обходится обществу бесплатно, а требует подчас больших затрат.
В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо: выявить, с кем хотелось бы заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п

Если рассматривать экономику в качестве системы жизнеобеспечения, то трансакционные издержки можно характеризовать как издержки эксплуатации экономической системы.

 

В отечественных исследованиях под трансакционными издержками понимаются «затраты ресурсов (денег, времени, труда
и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе»

Типы трансакционных издержек. В современной экономической теории предлагается множество вариантов как определения трансакционных издержек, так и их классификаций. Их множество, но на основе обобщения многочисленных исследований обычно выделяется пять функциональных групп трансакционных издержек 11.

1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Уменьшает эти издержки стандартизация продукции, гарантии фирм, торговые марки и другие меры.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
В эту категорию входят расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты ресурсов на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. (Эти издержки касаются постконтрактного поведения и особенно характерны

для совместной работы в команде, когда потенциальные возможности каждого полностью неизвестны).

Распространены две основные формы постконтрактного оппортунизма – отлынивание и вымогательство. Поэтому издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для ограничения такого поведения.

Трансакционные издержки могут выступать в явной и неявной формах. Во втором случае они могут быть настолько велики, что блокируют возможность трансакции, и их невозможно зарегистрировать.

Трансакционные издержки возникают при принятии решений на индивидуальном и коллективном уровнях. Например, затраты по функционированию правовой системы падают на всех членов общества, а расходы по юридической защите конкретной сделки – на ее участников.

Различают такие постоянные и переменные трансакционные издержки.

Постоянные трансакционные издержки совершаются один раз для некоторого количества трансакций. (Например, издержки по установлению и защите прав собственности).

Переменные трансакционные издержки совершаются для каждой трансакции отдельно. (Например, издержки на подготовку и реализацию конкретного контракта).

В целом совокупные издержки общества равны сумме трансформационных издержек, т.е. издержек, связанных с превращением затрат в готовую продукцию, и трансакционных издержек.

 

 

Первые определяются технологическими, а вторые – институциональными (правовыми) факторами.

Однако обе части совокупных издержек тесно связаны и в известных пределах взаимозаменяемы:

 

 

-ТАИ влияют на выбор способа производства (т.е. на размер трансформационных изд.)

- изменение технологий и уровня т рансформационных издержек может повлиять на количество рыночных трансакций (а, следовательно, ТАИ) и другие экономические процессы.

Измерение трансакционных издержек. Измерение трансакционных издержек связано с определенными проблемами. Если сделки носят чисто рыночный характер, то их можно измерить. Однако ТАИ, связанные со стоянием в очередях, нормированием потребления, дачей взяток и т.д., измерить невозможно.

Известны способы прямой и косвенной оценки ТАИ. Попытка прямого измерения ТАИ по доле трансакционного сектора в ВНП США за 1870–1970 гг. принадлежит Дж. Уоллису и Д. Норту. В работе 1 986 г. авторы учитывают только рыночный компонент ТАИ и называют его трансакционными услугами: он складывается из двух частей:

1)это услуги трансакционного сектора, который включает оп- товую и розничную торговлю, страхование, банковское дело и т.д.

2)это трансакционные услуги, но оказываемые внутри «трансформационного сектора», т.е. это затраты на аппарат управления, организацию сбыта и снабжения и т.д. в разных отраслях этого сектора.

Кроме того, авторами были выделены частный и государственный трансакционный секторы.

Согласно расчетам с использованием национальных счетов доля трансакционных услуг частного сектора в ВНП США увеличилась с 23 % в 1870 г. до 41 % в 1970 г., а государственного сектора – с 3,6 % в 1870 г. до 13,9 % в 1970 г., что в сумме составляет рост с 26,1 до 54,7 %.

 

 

Авторы выделили три фактора увеличения трансакционного сектора в экономике США:

1) углубление специализации и разделения труда, умножающее совокупный объем меновых операций;

2) технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм;

3) усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором.

3.Сущность и режимы прав собственности

Сущность прав собственности. Право собственности – одно из фундаментальных понятий экономической теории.

1) с одной стороны, оно может рассматриваться как режим собственности (важный институт). В этом случае права собственности являются определенными «правилами игры», регулирующими взаимоотношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов;

2) а с другой – как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы. Этот подход изучает пучки правомочий, имеющиеся у того или иного агента.

Собственность или права собственности нужно отличать от объектов собственности, т.е. материальных или нематериальных объектов, на которые распространяется право собственности.

 

Отношения собственности – это отношения между людьми, а не отношения между людьми и вещами.

Установление прав собственности имеет смысл в условиях ограниченных ресурсов, когда могут возникать конфликты по поводу их использования, а права собственности позволяют ограничить и разрешить эти конфликты. (Иными словами, права собственности определяют возможные способы использования ограниченных ресурсов как исключительную прерогативу отдельных индивидов или групп).

Права собственности:

1)носят многосубъектный характер (индивидуум, фирма, государство и др.);

2) носят многоуровневый характер (права низшего уровня оказываются объектом прав высшего уровня);

3) отличаются режимами своего применения.

Права собственности закрепляются не только государственной властью (законами, судебными решениями и т.д.), но и традициями, обычаями, нормами, а поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе.

Итак, собственность – это институт, который предоставляет людям свободу распоряжаться ограниченными ресурсами. Эта свобода означает закрепление определенных прав за собственником и запрещение другим вмешиваться в реализацию этих прав.

 

 

Собственники имеют юридические полномочия действовать или воздерживаться от действий, но без жестких обязанностей делать то или другое, если только они добровольно не взяли на себя обязанности по договору.

Один из вариантов «пучка правомочий»:

1) право пользоваться имуществом;

2) право присваивать доход от имущества;

3) право менять его форму, содержание и местонахождение, включая право передачи ресурсов на время или насовсем.

(Пучок прав, связанных с конкретным ресурсом, обычно состоит из нескольких частей: некоторые права могут быть использованы сообща при открытом доступе, другие могут быть ограничены в присвоении дохода и, наконец, третьи могут быть частными. Например, некий индивид может обладать (частным) правом на эксклюзивное использование куска земли с определенным набором разрешенных действий (например, выращивание пшеницы, но не марихуаны), право на присвоение какого-либо полученного дохода и право на добровольную передачу этих прав другим лицам по взаимно согласованным ценам; другой индивид может владеть правом прогуливаться по этой земле и каждый в сообществе может разделить (общее) право на дым от сжигания мусора и шум).

 

 

В соответствии с известным перечнем, данным английским юристом А. Оноре, выделяется одиннадцать правомочий.

1. Право владения, суть которого состоит в осуществлении физического контроля над вещью. Это правомочие является основным в определении понятия собственности и лежит в основе исключительности права собственности.

2. Право пользования, состоящее в извлечении личной выгоды (если речь идет о пользовании в узком смысле слова) или пользовании объектом собственности как благом более высокого порядка (если речь идет о пользовании в широком смысле слова).

3. Право управления включает в себя возможность определения направления, в котором может быть использована данная вещь, а также круга лиц и порядка (границ) доступа к ресурсу.

4. Право на доход, который может проистекать из непосредственного пользования вещью (имплицитный доход) или пользования вещью другими индивидами (доход в явной форме – денежной или натуральной).

5. Право на капитал (или капитальную стоимость), которое предполагает возможность дарения, продажи, проматывания, изменения формы или уничтожения блага. Данное право включает межвременной аспект в отношения между людьми по поводу того или иного блага.

 

 

6. Право на безопасность, которое предполагает защиту от вредного воздействия на поток доходов в виде экспроприации даже при условии наличия компенсационной системы.

7. Право на передачу вещи по наследству. Существование данного права обусловлено тем, что после смерти обладателя данная вещь перестает быть ценной для него, однако интерес к ней как активу сохраняется для других.

8. Бессрочность, которая состоит в отсутствии каких-либо временных границ в осуществлении правомочий, т.е. чем больше временной горизонт, тем выше ценность данного актива для его обладателя.

9. Запрет вредного использования. По сути это «отрицательное» право, которое не разрешает использовать вещь таким образом, чтобы это было связано с вредом, наносимым имуществу других агентов.

10. Ответственность в виде взыскания. Это право дает возможность отчуждать вещь в уплату долга, а значит, позволяет использовать имущество в качестве залога и соответственно формулировки достоверных обещаний при заключении сделок.

11. Право остаточного характера, которое состоит в «естественном» возвращении переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи, в силу утраты силы договора или по иной причине.

 

 

Большое значение для характеристики права собственности имеет процесс его спецификации, а также - размывания.

Спецификация права собственности означает определение объекта права, субъекта права, а также набора правомочий, которыми он располагает. Спецификация прав зачастую требует больших затрат

Противоположным процессом является размывание прав собственности, что имеет место, когда они либо неточно установлены и плохо защищены, либо попадают под разного рода ограничения (прежде всего, со стороны государства). Чем лучше специфицированы и защищены права собственности, тем большую ценность они представляют.

Необходимо сравнить процессы ограничения и расщепления права собственности.

Ограничения налагаются, как правило, в принудительном порядке государством, часто в целях перераспределения прав собственности.

Расщепление или дробление права собственности происходит в форме добровольного обмена, по инициативе самих собственников.

Режимы собственности. Выделяются следующие режимы собственности: общая, коммунальная, частная и государственная. Рассмотрим сущность, преимущества и недостатки каждого из них.

 

Режимы собственности

Общая собственность (синоним – свободный, или открытый, доступ к ресурсу) означает, что ни один из индивидов, претендующих на один и тот же ресурс, не находится в привилегированном положении, и никто не имеет права исключить других из доступа к данному благу. Права на эту собственность плохо определены, отсутствует режим исключительности и отчуждаемости собственности. (Примерами собственности свободного доступа могут быть грибной лес, озеро, где можно ловить рыбу, парковая зона, пастбище для выпаса скота и др.)

 

Такая собственность фактически не требует издержек для своего поддержания, а набор правил, регламентирующих ее использование, – минимален. (Она встречается там, где затраты по спецификации и защите прав собственности очень высоки и превышают ожидаемые от спецификации выгоды. Например, трудно проконтролировать, сколько рыбы выловили в реке или сколько грибов собрали в лесу. Режим свободного доступа может сохраняться для ограниченных благ. Поэтому самое простое правило использования ресурса свободного доступа гласит: «первым пришел – первым воспользовался» (first came – first served). Например, первый рыбак занял удобное место для ловли рыбы у реки, или первый пришедший занял скамейку в парке).

Однако она имеет множество недостатков.

Во-первых, подрывается связь между деятельностью индивида в режиме свободного доступа и результатами этой деятельности. (Проблема борьбы с теми, кто выкапывает в открытом поле картошку, не ими посаженную).

Во-вторых, общедоступные ресурсы не могут переходить к тем агентам, которые эффективнее их используют. Преимущества общественного разделения труда и специализации не используются в полной мере.

В-третьих, усилия агента тратятся на захват ресурса, реализацию стремления опередить других.

 

 

Поэтому механизмом рационирования использования ресурсов в условиях общей собственности служит институт очереди. Кроме того, могут вводиться неценовые ограничения, такие как охотничьи сезоны, запрет на использование определенных орудий лова и т.д.

В-четвертых, решения принимаются исходя из короткой перспективы, отсутствуют стимулы к инвестированию, используются трудоемкие технологии, а значит, ниже производительность труда.

Коммунальная собственность означает, что исключительными правами собственности на данный объект обладает только часть экономических агентов (определенная группа, община) из рассматриваемого множества. (Например, озеро находится в коммунальной собственности рыбаков. Примерами коммунальной собственности являются кооперативы разных типов, отчасти полные товарищества в лице своих полных товарищей. Это промежуточный вариант между свободным доступом и частной (государственной) собственностью).

Система коммунальной собственности обладает режимом исключительности, так как свободный доступ к данному ресурсу со стороны аутсайдеров закрыт. Однако в рамках коммунальной собственности может возникнуть эффект свободного доступа, что требует введения правил, регулирующих доступ к ресурсу инсайдеров.

 

 

Коммунальная собственность не исключает отчуждаемости и передачи доли от одного человека к другому. Но обычно эта передача сопровождается специальными требованиями к условиям входа-выхода в (из) группу, являющуюся субъектом соответствующего набора правомочий. (Например, в кооперативе может действовать условие в виде согласия других членов кооператива на передачу доли собственности другому лицу и т.п.)

Коммунальная собственность обладает определенными преимуществами.

-по сравнению с частной собственностью здесь ниже издержки по защите прав собственности, так как возникает эффект экономии на масштабе, в том числе связанный со специализацией части группы на обеспечении режима исключительности.

-коммунальная собственность жизнеспособна в тех условиях, в которых определеннее границы ресурса, технология его использования относительно статична, а группа совладельцев сравнительно невелика и однородна, т.е. экономические интересы ее членов близки или совпадают. Общность интересов облегчает решение вопроса о регулировании доступа к ресурсу, уменьшает оппортунистическое поведение в форме отлынивания.

Коммунальная собственность имеет и определенные недостатки. В связи с возможностью

 

 

определенного оппортунистического поведения в виде отлынивания при использовании уравнительного принципа распределения полученных результатов может возникнуть проблема недоиспользования ресурса и роста издержек оппортунизма.

В целом могут возникнуть проблемы принятия решений в группе.

Коммунальная собственность может быть разрушена как извне, так и изнутри. Разрушение извне происходит в случае, если издержки защиты прав собственности от аутсайдеров оказываются слишком высокими (что показывает ситуация с садово-огородными товариществами, находящимися в отдаленных трудноохраняемых районах России). Разрушение коммунальной собственности изнутри может быть вызвано ростом численности группы совладельцев, введением новых технологий использования ресурса и т.п.

Частная собственность устанавливает исключительные права, а значит, институциональную преграду сверхиспользованию ресурсов. Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» правомочий или некоторыми правомочиями «пучка». В условиях частной собственности право отчуждения реализуется через рынок. Однако может действовать и размытое право в том случае, когда существует формальный запрет на отчуждение (например, запрет на продажу земли).

Преимуществами частной собственности являются:

- защищенная свобода принятия решений относительно объекта собственности;

- прямая связь между деятельностью агентов и результатами деятельности;

- высокая мотивированность агентов;

- использование преимуществ общественной организации труда, возможностей специализации;

-поощрение нововведений, благоприятные условия для использования неявного знания и принятие на себя риска и ответственности за принятые решения.

В целом отмеченные преимущества ведут к эффективному использованию ресурсов.

Несмотря на указанные преимущества, существуют о граничения на распространение частной собственности: имеются существенные издержки по спецификации и защите прав собственности, которые определяются как институциональными, так и технологическими факторами.

Защита и спецификация прав собственности может поддерживаться государством, самим субъектом права, социальными нормами, нарушение которых ведет к применению этических, экономических и юридических санкций;

Факторами, определяющими распространение частной собственности, являются:

 

- материально-технологическая среда общества;

-степень и возможность развития рынка;

-господствующая идеология и научные представления;

- развитие правовой базы;

-эффективность экономической политики государства;

-действующие неформальные нормы;

- доминирующие принципы системы образования, а также других сфер, формирующих систему ценностей в обществе.

Понятно, что эти факторы могут как способствовать, так и препятствовать распространению частной собственности в пространственном и временном аспектах.

Государственная собственность означает, что всем «пучком» или разными его элементами владеет исключительно государство. Система государственной собственности специфицируется и защищается совокупностью формальных правил и предполагает существование режима исключительности доступа к ресурсам, причем не только для аутсайдеров, но и инсайдеров. Она существует там, где преимущества коммунальной и частной собственности выражены слабо.

Распоряжение государственной собственностью осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через политический процесс и многоуровневую

 

систему представителей в виде государственных организаций и их руководителей.

Государственная собственность не является отчуждаемой, так как ее нельзя свободно продать или ликвидировать какую- то ее долю. В силу этого она не поддается расщеплению. (Например, нельзя продать долю собственности на оборону и купить долю собственности для нужд образования или здравоохранения).

Государственная собственность может быть эффективной формой организации в случае производства общественных благ (например, обороны; средством по ограничению поведения безбилетников, когда его нельзя ограничить другими способами).

Вместе с тем государственная собственность тоже имеет недостатки и ведет к определенным потерям эффективности.

- в системе государственной собственности число собственников и массив объектов велики. Возникает необходимость делегирования прав наемным агентам по принятию решений об использовании объектов государственной собственности. В связи с этим остро встает проблема принципала–агента. Возникает необходимость наличия контрольного аппарата, минимизирующего издержки оппортунистического поведения.

-в этой системе собственности больше проявляются проблемы общедоступности, так как издержки

 

 

обеспечения соблюдения прав государственной собственности очень высоки. Могут теряться преимущества специализации, возникать проблемы с инновациями и производительностью труда, а в целом ресурсы могут не попадать к агентам с более высокой эффективностью их использования.

Последствия государственной собственности оцениваются теоретиками нового институционализма весьма критически. Деятельность государственных предприятий серьезно страдает от политизации, подчинения внеэкономическим целям

- невозможно получить бир­жевую оценку качества управления государственным предприятием;

- кон­троль со стороны собственников (налогоплательщиков) за поведением управленческого аппарата резко ослаблен;

-рынок не проявляет интереса к государственным предприятиям, уклоняясь от участия в их реорганизации. Государственные предприятия склонны к накоплению избыточных производственных мощностей и раздуванию штатов, отдают предпочтение строительству зданий и сооружений в ущерб активным элементам капи­тала, избирают менее рискованные инвестиционные проекты, медленнее реагируют на изменения в спросе, тормозят нововведения. Их менеджеры располагают лучшими возможностями

 

 

для переключения ресурсов фирмы на свои личные цели, имеют более длительные сроки службы. Кроме того, государственные чиновники могут извлекать частные доходы из государственной собственности, что относится к коррупции.

Изменение режимов собственности. Режимы применения прав собственности могут меняться посредством национализации и приватизации.

Национализацией называется институциональное изменение, в процессе которого режим частной или коммунальной собственности трансформируется в режим государственной собственности.

Обратный процесс называется приватизацией (или коммунализацией). К формам приватизации относится продажа определенной доли принадлежащих государству акций, денационализация и реприватизация.

Если приватизация осуществляется посредством изменения реальных правомочий при постоянных формальных, то она называется спонтанной приватизацией (например, использование сотрудниками государственных учреждений объектов государственной собственности в личных целях). Действительно, в реальной жизни в зависимости от условий может возникать существенное различие между государственной собственностью де-юре и де-факто. Другими словами, формально ресурсы находятся в государственной собственности, а фактически может существовать режим свободного доступа. Выражением этих тенденций являются взяточничество, вымогательство, незаконная коммерциализация деятельности, коррупция, использование насилия в личных целях…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права собственности | Темперамент людини: типологія, діагностика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.