Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийная форма в сфере управления




План.

Понятие как форма мышления.

1. Понятие и имя. Определение и логическая характеристика

понятия..

2. Виды понятий.

3. Содержание и объем понятия.

4. Отношения между понятиями.

5Понятийная форма в сфере управления

 

Как мы уже отмечали, логика это наука о формах и законах познающего мышления. Мышление человека имеет определенные формы, изучаемые логикой. Формы мышления – категория, характеризующая структуру, способ образования и взаимосвязи мыслей, отражающих предметы и явления действительности. По своему содержанию мысли разнообразны, однако формы одинаковы, что позволяет классифицировать их, изучать, выявлять единые правила построения и применения, обеспечивающие истинность мышления.

Формами мышления, как мы уже говорили, являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие – наиболее простая и фундаментальная форма мышления, из понятий складываются суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, или мысль, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в их наиболее общих и существенных признаках.

Рассмотрим два высказывания «Волк выбежал на дорогу» и «Волк – хищное животное». Если мы сравним смысл, в котором употреблено слово «волк» в этих высказываниях, то увидим, что оно обозначает разные предметы. Предмет первого высказывания – конкретное живое существо, а предмет второго – волк вообще как один из видов хищных животных, как мысль об определенном виде животного. В первом случае мы говорим об имени предмета, во втором – о понятии.

Понятие следует отличать от имени предмета, дающего наглядно-чувственный образ предмета и включающего в себя множество конкретных признаков, существенных и несущественных.

Понятие – это мысль, в которой отражаются предметы в их существенных признаках, а имя предмета – это языковое выражение этой мысли. Понятие – это смысл имени предмета, информация о существенных признаках предмета.

Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой или чем они могут отличаться друг от друга. Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Существенный признак – такая черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он перестает быть самим собой, становится иным предметом. Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета. Например, человек высокий или низкий, молодой или старый, остается человеком, не становясь чем-то иным, когда теряет или приобретает перечисленные признаки.

Различие между существенными или несущественными признаками не является строгим: то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, или наоборот.

В понятии мы фиксируем лишь самые общие и существенные признаки предметов и явлений. Понятие – это концентрированное знание о предмете, которое может отражать различную глубину постижения сущности предмета. Наука преимущественно оперирует понятиями, а обыденное сознание и художественная литература – чувственными образами. В языке понятия выражаются отдельными словами и словосочетаниями – «стол», «гора», «река в Африке» и т.п. Важно помнить, что каждое понятие обязательно выражается в каком-то слове, но одно и то же слово естественного языка может выражать разные понятия. Например, слово «коса»: это и инструмент (то, чем косят траву), и низкая намывная полоса суши в береговой зоне моря или озера (коса Долгая на Азовском море), река – правый приток реки Камы, и прическа девушки.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются сравнение, абстрагирование, анализ, синтез и обобщение.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых много в любом предмете. Этому служит сопоставление предметов, их сравнение, т.е. мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Для выделения ряда признаков требуется провести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез, т.е. мысленное объединение частей предмета, отдельных существенных признаков в единое целое.

Понятие формируется на основе обобщения, (т.е. мысленного объединения отдельных предметов в некотором понятии) существенных признаков (свойств или отношений), присущих ряду однородных предметов.

Перечисленные логические приёмы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

 

 

Итак, понятие отражает определенную совокупность, множество (класс) однородных предметов или явлений, в силу чего оно становится абстракцией, отвлеченностью от действительности.

Всякий предмет или явление, охватываемые соответствующим понятием, обладает неопределенным множеством признаков. Признаки – то, что характеризует отражаемый предмет или явление, в чем он проявляется или воспринимается; признаки раскрывают свойства, качества и отношения соответствующих предметов (явлений). В понятии невозможно отразить все признаки, т.к. их чрезмерно много и в своей основе они индивидуальны.

Понятие отражает существенные признаки, которые показывают сущность предмета или явления, а также отграничивают данный предмет от другого. Понятие не отражает и всех существенных свойств предметов (явлений); оно включает в себя только те признаки, которые существенны в данном, конкретно определенном отношении.

1.Понятие отражает определенное множество, класс предметов или явлений по признакам, существенным в определенном отношении.

2. Понятие позволяет группировать, объединять в определенное множество такие предметы или явления, которые не совпадают между собой в большинстве других существенных признаков. Напр., понятием «источника доказательства» охватываются и люди, и вещи, которые по иным признакам различаются между собой.

3. Понятие, благодаря тому, что оно включает в себя только существенные признаки, позволяет отграничить одно множество предметов (явлений) от другого.

4. Понятие имеет большое значение в формировании знания. Познать предмет (явление) – значит включить его в известное множество либо исключить из него. Эта задача решается путем установления (или исключения) в изучаемом предмете (явлении) признаков известного множества и распространения (или нераспространения) на него понятия, обозначающего это множество.

5. Понятие является основой классификации различных множеств предметов и явлений. Всякое множество, обозначаемое некоторым общим понятием, подразделяется на виды, охватываемые частными понятиями.

Многие понятия специфичны для какой-либо конкретной сферы человеческой деятельности. Они отражают такие предметы или явления, которые либо характерны только для данной деятельности, либо имеют отдельные свойства, используемые в данной деятельности. Совокупность понятий, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, образуют понятийный аппарат этой деятельности. Так выделяются понятия медицинские, психологические, физические, математические, юридические и др. Это специальные понятия.

 

 
 

Понятие как форма мышления имеет свою структуру. Независимо от конкретного смысла каждое понятие включает в себя два основных элемента: содержание и объём (см. схему 1).

Содержание понятия (иногда называют «интенсионал») – это совокупность существенных признаков, мыслимых в данном понятии.

Так, в понятии «электролит» как веществе, раствор которого проводит электрический ток, мы выделяем следующие существенные признаки:

- вещество;

- состояние вещества (раствор);

- электропроводность.

Суть данного понятия включает в себя исчерпывающий набор признаков, которые выделяют данный предмет из класса других предметов.

По своему содержанию понятия делятся на: положительные и отрицательные; конкретные и абстрактные; соотносительные и безотносительные; собирательные и разделительные.

Объём понятия (иногда называют «экстенсионал») – это множество, класс однородных предметов, мыслимых в данном понятии. Или, иначе: совокупность однородных предметов, на которые распространяется содержание данного понятия. Так, понятие «преступление» распространяется на все деяния, представляющие общественную опасность, виновные и запрещённые уголовным законодательством.

По объему все понятия можно разделить на три вида: единичные, общие и пустые.

Рассмотрим более подробно эти виды понятий.

 
 

ВИДЫ ПОНЯТИЙ. Для получения более глубокого представления о понятиях их подразделяют на виды с учётом главных характеристик понятийной формы – объёма и содержания(см. схему 2).

По объёму понятия бывают единичными, общими и нулевыми (пустыми).

Единичные понятия – такие, в которых мыслится только один предмет. Например: станция Московского метрополитена «Выхино», Государственный университет управления (Россия), автор романа «Они сражались за Родину», Мамаев курган, первый космонавт, самое глубокое озеро в мире.

Общие понятия – такие, в которых мыслится множество однородных предметов, обладающих одинаковыми признаками. Они, в свою очередь, подразделяются на:

а) регистрирующие, то есть конечные по объёму (элементы объёма поддаются учёту), например: станция Московского метрополитена, университет, роман М.А. Шолохова, субъект Российской Федерации;

б) нерегистрирующие, то есть бесконечные по объёму (элементы объёма не поддаются учёту), например: звезда, молекула, дерево, рыба, стол, стул, студент, руководитель.

Нулевые понятия – такие, объёмы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно (вечный двигатель, баба Яга, дед Мороз).

Нулевые понятия иногда именуют «пустыми», но это не означает их бесполезность как логической формы мышления. В науке нулевые понятия нередко вводятся при построении теорий. Они выполняют роль своеобразных вех, отправных точек, на основе которых выстраивается очищенная от частностей, отвлекающих помех, идеализированная система знаний: «абсолютный нуль», «материальная точка», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и другие. Нулевые понятия иногда необходимы для выполнения математических операций («мнимое число») и в других случаях.

Не являются пустыми понятия, выражающие несуществующие предметы, но существование которых в принципе возможно: гуманоид и т.п.

По содержанию выделяют следующие виды понятий.

o В зависимости от того, что мыслится, – сам предмет или свойство (отношение между предметами), – различают понятияконкретные и абстрактные:

- конкретные понятия – такие, в которых мыслится сам предмет (класс предметов), например: рынок, бизнес, транспорт, хозяйство;

- абстрактные понятия – такие, в которых мыслится свойство предмета или отношения между предметами (белизна, равенство, ответственность); их абстрактность состоит в том, что названные признаки не существуют сами по себе в отрыве от конкретных объектов.

o В зависимости от того, как выделяются предметы, – по наличию или по отсутствию признаков, – различают понятия положительныеи отрицательные:

- положительные понятия – утверждают наличие тех или иных признаков (грамотный, порядок, верующий, законный);

К числу положительных относятся понятия, выражаемые словами с частицами «не» или «без», если слова без этих частиц не употребляются - «неряха », « беспечный», «ненастье» и т.п.

- отрицательные понятия – указывают на отсутствие тех или иных признаков (неграмотный, беспорядок, неверующий, незаконный).

. К числу отрицательных также относятся слова с греческой отрицательной частицей «а» – «аморальный», «алогичный» и т.п.; с латинской отрицательной частицей «ир» – «иррациональный». Эти частицы «а» и «ир» означают «не», «нет».

-

Необходимо учитывать, что данное различие имеет исключительно формально-логический смысл – относится к структуре мысли, к способу её построения: есть в понятии указание на отсутствие какого-либо признака, значит оно отрицательное, нет – положительное. И не важно, хороший это признак или плохой (ведь формальная логика отвлекается от конкретного содержания мысли). Поэтому привычные ценностно-смысловые различия на тему «что такое хорошо, и что такое плохо» не имеют никакого отношения к данной классификации. «Пьющий муж», «дебошир», «хулиган», «декан», «стакан» – понятия положительные, «неподкупный чиновник», «бескорыстие», «противоядие», «контратака», «антоним», «асимметрия», «антифашист», «демобилизация», «дезинфекция», «дисгармония», «имперсонализм», «иррациональный», «нонсенс», «нонконформист» – отрицательные.

Еще раз повторю: положительные и отрицательные понятия не рассматривают оценочных характеристик предметов: «бескорыстный» – отрицательное понятие, так как частица «бес» выражает отрицание, отсутствие корысти к предмета, а понятие «корыстный» – положительное, так как показывает наличие этого свойства у предмета.

 

o В зависимости от того, как мыслятся предметы, – раздельно или как целостное единство, – различают понятия собирательныеи разделительные (несобирательные):

- в собирательных понятиях группа однородных предметов мыслится как единое целое (созвездие, полк, комплекс, стая). Содержание таких понятий нельзя отнести к каждому элементу объёма. Например, понятие «студенческая группа нельзя применить к отдельно взятому студенту из учебной группы; точно так же, как и понятие «ансамбль» – к отдельному взятому исполнителю, или «Государственная Дума РФ» – к любому из депутатов Госдумы. Эту особенность собирательных понятий необходимо учитывать в процессе рассуждений. Всё, что говорится в отношении таких понятий (утверждается или отрицается), вовсе не означает, будто то же самое говорится о каждом элементе объёма. Например, если мы утверждаем: «Ваша студенческая группа успешно сдала экзамен по логике», – то это не означает, что каждый студент вашей группы был успешным на экзамене. Или другое высказывание: «Государственная Дума проголосовала за бюджет на следующий год», – не следует понимать, будто бы все депутаты были единогласны в принятии закона (кто-то голосовал «за», кто-то «против», а кто-то воздержался).

- разделительные (несобирательные) – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому элементу объёма (дуб, студент, абонемент).

Одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и в разделительном смыслах. В высказывании «Первые сотрудники российских рекламных агентств внесли своеобразие в мировой рекламный бизнес» понятие «первые сотрудники российских рекламных агентств» употребляется в собирательном смысле, так как сотрудники здесь понимаются как объединение, агентство, действующие в определенный период времени. В высказывании «Первые сотрудники российских рекламных агентств работали в необычайно сложных условиях» является общим и употребляется в разделительном смысле, так как утверждение о работе в сложных условиях относится к каждому из множества первых сотрудников российских рекламных агентств.

 

o В зависимости от того, предполагает ли мыслимый предмет с логической необходимостью существование другого предмета или нет, выделяют понятия относительныеибезотносительные:

- относительные понятия в содержании имеют признак, указывающий на отношение к другому предмету (признак-отношение). Например, антивирусное программное обеспечение предполагает наличие компьютерных вирусов. Но сам факт существования последних не предполагает с необходимостью антивирусное программное обеспечение. Здесь логически несимметричные отношения – первое понятие выделено по отношению ко второму, а второе независимо от первого. Особый случай относительности – соотносительность, когда один предмет (класс предметов) выделен по отношению к другому, а тот, в свою очередь, по отношению к первому. Например, «верх» – «низ», «копия» – «оригинал», «пролог» – «эпилог», «северный полюс Земли» – «южный полюс Земли», «руководитель» – «подчинённый», «муж» – «жена». В соотносительныхпонятиях мы имеем усиленный вариант относительности.

- безотносительные понятия мыслятся самостоятельно, вне зависимости от других предметов. Или, как писал русский логик Г.И. Челпанов, безотносительное понятие это такой термин, который в своём значении не содержит непосредственного отношения к чему-либо другому, не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает («дом», «берёза», «книга»).

Разумеется, что граница между безотносительными и относительными понятиями достаточно условна, ведь все понятия взаимосвязаны.

Установить виды, к которым относится данное понятие, значит дать ему полную логическую характеристику. Возьмём, к примеру, понятие «руководитель», оно:

по объёму:

- общее (так как руководителей много);

- нерегистрирующее (всех руководителей невозможно сосчитать).

по содержанию:

- конкретное (мыслится сам предмет, а не его свойство или отношение);

- положительное (нет указания на отсутствие каких-либо признаков);

- разделительное (его содержание можно применить к любому человеку, имеющему подчинённых);

относительное (нельзя помыслить руководителя без подчинённых).

 

Объем и содержание понятия связаны между собой законом обратного соотношения. Закон гласит: чем богаче содержание понятия, т.е. чем больше признаков оно в себя включает, тем меньше его объем, и наоборот, чем больше объем понятия, тем беднее его содержание. Возьмем, например, понятия «утро» и «зимнее утро». Первое понятие больше по объему, но меньше по содержанию; второе понятие богаче по содержанию, ибо к признакам утра добавляются еще признаки, характеризующие зиму, зимнее утро, но по объему понятие «зимнее утро» меньше понятия «утро» вообще. Этот закон лежит в основе операций обобщения и ограничения понятий. Об операциях с понятиями мы будем говорить позже.

Нетрудно заметить определенный параллелизм между традиционной и символической логикой. Символическая логика не говорит о понятии. В логической семантике – том разделе символической логики, который исследует отношения языковых выражений к внеязыковой реальности, - за исходную единицу анализа часто принимают имя. Все слова естественного или искусственного языка рассматриваются как имена. Характерной чертой имени является то, что оно обозначает некоторый объект. Как мы уже отмечали, этот объект называют денотатом имени. Так, денотатом имени «Москва» будет известный город в центре России. У разных имен может быть один и тот же денотат, например, «Москва» и «столица РФ» обозначают один и тот же объект. Чем же тогда они отличаются? – Тем, что по-разному указывают на этот объект. Способ, которым имя указывает на свой денотат, называется смыслом имени.

Объему и содержанию понятий в традиционной логике соответствуют денотат и смысл имени в символической логике.

Все предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми – романс и кирпич, нитка и безответственность. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом.

В логических отношениях могут находится только сравнимые понятия.

Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (так называемые круги Эйлера – по имени логика и математика Леонардо Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

. Сравнимые понятия бывают несовместимые и совместимые (см. схему 3).

Несовместимые понятия – такие, в которых имеются исключающие друг друга признаки. Их объёмы не совпадают ни в одном элементе. Например, «студент» – «школьник». Действительно, нет ни одного студента, который в то же время был бы школьником и наоборот.

Совместимые понятия – такие, в которых нет признаков, исключающих друг друга. Их объёмы частично или полностью совпадают («студент» – «отличник»).

o Совместимые понятия находятся в следующие отношениях:.

Равнозначность (тождество) – отношения понятий, в которых мыслится один и тот же предмет, то есть объёмы понятий полностью совпадают. Например: «агент», «брокер», «дилер», «комиссионер», «маклер». Все эти понятия обозначают юридическое или физическое лицо, совершающее определённые действия по поручению другого лица (принципала) за его счёт и от его имени, а также действия в подготовке сделок, но без права их подписи.


Для наглядности отношения между понятиями (а также между суждениями) выражаются геометрическим методом, графически. В истории логики применялись различные способы графики. Так немецкий философ, астроном, математик И.Г. Ламберт (1728-1777) применял графические линии («ламбертовы линии»). Графику использовал чешский математик и логик Б. Больцано (1781-1848). Отношения между классами он изображал с помощью прямоугольных диаграмм. Но особенно успешно оперировал графическим аппаратом диаграмм английский логик, профессор, член Королевского общества Дж. Венн (1834-1923). Разработанный им метод весьма наглядно отражал логику взаимосвязи понятий и поэтому имел не только иллюстративное, но и эвристическое значение. Диаграммы Дж. Венна широко используется в наши дни.

Однако наибольшее распространение получил метод круговых схем, который предложил математик, физик, астроном, член Петербургской академии наук Л. Эйлер (1707-1783).

 
 

Каждый круг охватывает объём понятия, а сами понятия символически обозначаются буквами. Так, приведённый пример равнозначности понятий графически выглядит следующим образом:

 
 

Пересечение (перекрещивание) – такое отношение, которое характеризует частичное совпадение объёмов понятий, но при этом ни одно из них не входит полностью в объём другого.

 
 

Подчинение (субординация) – такое отношение, когда объём одного понятия полностью входит в объём другого. При этом более широкое по объёму понятие является подчиняющим (родовым), а менее широкое по объёму – подчинённым (видовым). Родовидовые отношения лежат в основе многих логических операций с понятиями (обобщение, ограничение, определение и деление).

o Несовместимые понятия имеют также три вида отношений.

 
 

Соподчинение (координация) – такое отношение, которое свидетельствует, что в родовое понятие входит не одно, а два или более однопорядковых видовых понятий.

 
 

Противоположность (контрарность) – такое отношение, в котором находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Другими словами, объёмы противоположных понятий разделены объёмом некоторого третьего понятия. Слова, выражающие противоположные понятия называются антонимами («чёрный» – «белый»). Сумма объёмов противоположных понятий не исчерпывает объёма родового понятия. Между понятиями «чёрный» и «белый» может быть понятие, отражающее любой другой цвет: зелёный, красный и т. д.

Противоречие (контрадикторность) такое отношение, в котором находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое отрицает эти же признаки, не замещая их никакими другими признаками. Объёмы двух противоречащих понятий составляют в сумме весь объём рода, видами которого они являются.

 
 

Знание разновидностей понятий, а также отношений между ними служит основой для уяснения операций с понятиями, для изучения других форм мышления.

Как уже отмечалось, формальная логика изучает способы организации мыслей, отвлекаясь от их конкретного содержания. Это обстоятельство даёт повод острословам утверждать, что такая логика позволяет «выводить бессодержательные следствия из бессодержательных посылок». Но вот один из современных авторов резонно возражает: «Форма это всегда немного содержание, а содержание всегда в какой-то мере форма». И это так, если вникнуть в существо формы. Мы уже знаем, что форма – это способ внутренней организации содержания. Здесь каждое слово весомо, но логический акцент мы делаем на внутренней организации, – с тем, чтобы подчеркнуть, что форма не безразлична по отношению к содержанию, и тем более не чужеродна ему, она лишь умственно отвлечена, а по сути, из влечена из содержания. «…Самобытное бытие формы, – писал выдающийся русский мыслитель С.Н. Булгаков, – осуществляется именно в действии, т.е. воплощаемости, почему и нельзя говорить о бесплотной форме, отвлекаясь от того, что она оформляет»[1]. Иными словами, отвлечение условно.

Какое это имеет отношение к управлению? Прямое! Понятийная форма (при всей её всеобщности) в своих конкретных приложениях выявляет многообразие своих функциональных возможностей. Возьмём, к примеру, понятие «управление». Существует множество определений этого понятия, одно из которых приведено в вводной теме. Показательно, что в нём управление рассматривается как функция различного рода систем – биологических, социальных, технических, – обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Воспроизводя это определение, мы в данном случае делаем логический упор именно на качественной разнородности систем. Очевидно, что одна и та же функция управления по-разному осуществляется в них. Соответственно технические нормы и правила существенно отличаются от биологических или социальных регуляторов. В свою очередь и в социальном управлении есть множество спецификаций этой функции: экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная, эстетическая и т.д.

Логический анализ понятия «управление» позволяет разрешить весьма актуальную проблему соотношения общего и особенного. По сути это вопрос о приложимости общего смысла к частному случаю, к конкретной ситуации. В идеале, оптимальным вариантом решения было бы выявление в частном (в конкретных ситуациях) общего смысла и детализация общего смысла в частностях (применительно к конкретным ситуациям). Не случайно великий немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) называл Фридриха Великого «философическим королём», имея в виду, прежде всего, его способность мыслить и действовать стратегически, т. е. руководствоваться общими принципами при решении конкретных задач: «…Он сделал для себя принципом во всех своих действиях и во всех своих учреждениях совершенно общую цель, благо, пользу своего государства, противопоставляя этот принцип договорам с другими государствами, партикулярными правами в своём собственном государстве, подчиняя их себе и для всеобщей цели»[2].

В нашем случае, – применительно к понятию «управление», – есть некоторые рассогласования между общим смыслом понятия и его конкретными приложениями к тем или иным ситуациям.

Сегодня много говорят об управлении в различных природных, социальных, технических, научных, образовательных и иных областях. При этом управленческая деятельность зачастую рассматривается лишь в контексте решения конкретных задач без чёткого понимания самого феномена управления. Этот процесс как бы растаскивается по частям, не имея целостного осмысления его сущности. Возникает парадоксальная ситуация, когда мы, образно говоря, наличие лучей без их истока – самого солнца, работаем со следствиями в отрыве от их причин[3]. Логический анализ позволяет уточнить содержание и объём понятия «управление», используя его номинальное и реальное определения.

Положение усугублено смешением понятий «управление» и «менеджмент». Начнём с менеджмента. Номинальное определение этого понятия связано с латинским manu agere – «указывать рукой», соответственно русская калька – «руководство» как синоним «управления».

Англоязычный термин «to manage» означает – управлять. Развернуто-инвариантный перевод раскрывает смысл номинального определения как «уметь», «добиваться», «ухитряться», «искусство регулировать».

Старофранцузское ménagement означает «искусство сопровождать, направлять».

Итальянское «managgiare» дословно переводится «править лошадью». Ассоциативно в это понятие вкладывают смысл – «овладеть искусством достижения цели».

Менеджмент – сложное явление, которое трактуется очень широко и охватывает огромный спектр различных видов человеческой деятельности: от производственной до политической, от спортивной до финансовой и т.д.

Но изначально это слово как теоретический концепт (лат. conceptus – понятие) сформировалось на основе опыта производственно-хозяйственного управления, а уж потом было экстраполировано на другие области социальных отношений. Экстраполяция по определению это распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его. Такая процедура при всей её плодотворности чревата погрешностями. С логической точки зрения, это общие погрешности индуктивного вывода, а точнее неполной индукции, когда на основе исследования лишь части элементов множества делается вывод обо всем множестве (подробнее см. в главе IX). Особенно это ощутимо в случаях, когда мы имеем дело с неоднородными множествами. Очевидно, что далеко не все приёмы и методы управления, апробированные в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, окажутся столь же продуктивными в управлении войсками или в гуманитарной сфере науки, искусства, образования и т.п.

В связи с этим возникает необходимость уточнения объёма понятия «управление» с учётом внутренних спецификаций. В англоязычных странах такие различия зафиксированы терминологически. Например:

To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.).

To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.).

To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).

Как видим, есть логические основания рассматривать менеджмент как вид управления. Иными словами, следует согласиться с теми, кто считает, что понятия «менеджмент» и «управление» это не тождественные понятия. Всякий менеджмент это управление, но не всякое управление – менеджмент.

Менеджмент определяют как профессиональное руководство деятельностью подчинённых в организации, как процесс постановки и достижения цели[4].

Его распространяют, прежде всего, на сферу бизнеса (производственную, коммерческую деятельность), а также употребляют применительно к сервисным, культурным, образовательным, научно-исследовательским и другим процессам. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе понимания главной цели организации обеспечить в ней создание продуктивной рабочей среды. Именно активно и продуктивно действующая рабочая среда побуждает работников любой организации мобилизовать все свои способности, знания, умения и навыки на успешное решение поставленных задач, ради которых создана и функционирует данная организация.

На эту сторону проблемы совершенствования управленческого труда обращают внимание современные отечественные и зарубежные специалисты в области менеджмента. Успех в её решении останется «главной задачей управленческого персонала ещё на протяжении нескольких следующих десятилетий, в конечном счёте, будет определять конкурентоспособность компаний. И, что ещё важнее, именно он будет определять саму структуру общества и качество жизни во всех индустриально развитых странах»[5].

При более глубоком анализе объёма и содержания данного понятия менеджмент подразделяют на общий, технический, оперативный, стратегический, производственный, инновационный, антикризисный, административный, финансовый, корпоративный, кадровый и другие виды[6]. В такой классификации менеджмент в его общей, стратегической разновидности сближается с понятием «управление». Хотя само по себе данное понятие часто употребляется в более широком смысле, например, «управление техникой», «управление биологическими процессами», «управление термоядерной реакцией», «управление наследственностью», «управление творческим процессом», «управление государством» и т.д.

В обобщённом значении под управлением понимается процесс целенаправленного воздействия субъекта на соответствующий объект в интересах достижения поставленной цели. Более детальный анализ содержания понятия «управление» требует рассмотрения ряда существенных признаков структурного, целевого и функционального порядка.

Субъект представляет собой управляющий орган, который осуществляет руководство подсистемой или системой в целом. Объект – это управляемая подсистема (система), которая сохраняет или изменяет своё состояние под воздействием управляющего субъекта. Более развернуто это означает разработку и планомерную реализацию программы действий; анализ желаемого результата и оценку возможностей его достижения; выбор рациональных методов и способов действия; создание и использование механизма воплощения в жизнь принятого решения.

Управление, осуществляемое в различных сферах и на различных уровнях, имеет свою специфику. Понятно, что в экономике, политике, социальной сфере, науке, искусстве и в армии управление разное. Вместе с тем теоретическое осмысление практики управленческой деятельности позволило сформулировать некие общие положения, руководящие правила, которые представляют собой своеобразный алгоритм, то есть определённую последовательность действий, позволяющих идти наиболее рациональным путём к достижению поставленной цели. Сюда входят задачи, функции и принципы управленческой деятельности.

Управление любой социальной системой (организацией), – будь то предприятие, торговая фирма, банк, учебное заведение, спортивный клуб, воинская часть, администрация, субъект РФ, – призваны решать определённые задачи [7].

Во-первых, управление должно обеспечить эффективное выполнение организацией своей вполне определенной миссии. Когда речь идёт об управлении коммерческой организацией, то её миссия предусматривает достижение определённых экономических результатов. Если же мы имеем учреждение здравоохранения, то его миссия заключается в том, чтобы осуществлять профилактику заболеваний и качественное излечение людей. Если это структурный элемент Вооруженных Сил, то его миссия сводится к выполнению задач по предназначению.

Во-вторых, важнейшей задачей управления является обеспечение производительного и качественного использования знаний, умений, навыков активной трудовой деятельности своих работников. Любое предприятие, учреждение, любая организация располагают лишь одним подлинным, созидающим материальные и духовные ценности ресурсом – работающими людьми. Только через их работу можно успешно воплотить в деятельности свою миссию.

В-третьих, управление должно быть ориентировано не только на производство материального продукта и быстрое получение прибыли, с чем нередко связывают менеджмент в экономической сфере, но и на духовную составляющую производственного процесса, то есть на его непосредственное отношение к гуманитарной сфере. Управление имеет дело не только с материальными вещами и процессами, но прежде всего с людьми, их квалификацией, духовным миром, мировоззрением, жизненной позицией, ценностными ориентациями.

Важнейшая задача управления заключается в том, чтобы сфокусировать знания подчинённых, полученные в области философии, экономики, социологии, психологии, истории, этики и других наук, на повышении качества работы. Именно поэтому всё шире распространяется точка зрения, согласно которой управление – это не только наука и практика, но и искусство.

Алгоритм управленческой деятельности требует также учёта специфики функций, которые она призвана выполнять. К ним относятся планирование – процесс формулировки цели, определения последовательности, сроков, средств и способов её достижения; организация – соединение усилий работников в одно целое, упорядочение взаимодействия людей, придание труду планомерного характера; регулирование – перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка приятных ранее решений и планов; контроль – процесс установления соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам и помощь в исправлении недостатков.

Управление, кроме необходимых для его осуществления знаний, умений, навыков, практического опыта, базируется на нескольких важных принципах [8].

1. Во всех сферах деятельности центральным объектом управления является человек. Поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить совместную, хорошо организованную и эффективную работу людей, создавая им возможности для максимальной реализации своих сильных сторон и нейтрализуя их недостатки. Именно к этому сводится основная задача любой социальной организации (производственной, торговой, научно-исследовательской и т.п.), любого социального института, будь это государство, культура, наука или система образования.

2. Обеспечение органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. В данном процессе действуют две стороны. Во-первых, субъекты управления – руководители, менеджеры, властные структуры, муниципальные органы. Во-вторых, объекты управления – организации, учреждения, предприятия и т.п.

Эффективность управления во многом зависит от того, как воспринимают объекты управления способы и приёмы управленческого воздействия на них и как они действуют в соответствии с приказами, постановлениями, распоряжениями, инструкциями, исходящими от властных структур.

Надо учитывать также то обстоятельство, что размежевание между субъектом и объектом управления всегда относительно. Так, например, руководитель предприятия, выступая в качестве субъекта управления по отношению к другим людям, одновременно сам является объектом управления со стороны, например, руководителя органа власти.

3. Обеспечение правовой регламентации создания, функциони-рования и развития организации (фирмы, предприятия, учреждения и т.п.). Их деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

4. Единство специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за большого разнообразия управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться унификацией, выработкой и применением общих методов управления.

5. Многовариантность управленческих решений диктуется возмож-ностью в случае необходимости осуществить выбор наиболее подходящего, рационального и эффективного варианта, ведущего к достижению поставленной цели.

6. Обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде. Стабильность функционирования управляемой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, что обусловливает лучшую приспособляемость организации к любым и, прежде всего неблагоприятным, изменениям во внешней среде.

7. Мобильность процесса управления, то есть способность быстро, без особых трудностей приспосабливаться к новым вызовам и требованиям жизни.

8. Чёткая формулировка и доведение до каждого работника миссии, ради достижения которой создана и функционирует данная организация. Главные усилия руководства предприятия, фирмы вплоть до масштабов страны должны быть направлены на то, чтобы сформулировать, показать на доступных аргументах (цифрах, фактах) задачи данной системы в режиме реального времени, а также на ближайшую и дальнейшую перспективу.

9. Создание возможностей роста и развития как организации в целом, так и каждого из её работников в отдельности. Следует иметь в виду, что каждое предприятие состоит из работников, обладающих разным уровнем квалификации, знаний и опыта. Эти люди выполняют разные виды работ. Поэтому необходимы, по крайней мере, три вещи:

- обмен информацией между отдельными работниками и подразделениями данного предприятия;

- индивидуальная ответственность каждого работника за свои профессиональные (а ещё более – за непрофессиональные действия);

- создание условий и возможностей для продвижения работников по ступеням профессионально-служебной лестницы.

10. Применение общих методов управления с учётом исторических и национально-культурных особенностей конкретного общества, конкретной организации. Управленческие кадры, работающие в различных странах, могут применять в своей деятельности одни и те же методы. Но способ их реализации не может оставаться неизменным. Он должен определённым образом трансформировать применительно к каждой стране и её культуре. Проблема заключается в том, чтобы для повышения эффективности управленческой деятельности выявить и использовать элементы традиции, истории и культуры собственного народа. И здесь нельзя не согласиться с мнением известного специалиста в области теории и практики менеджмента П. Друкера, который утверждает: «Разница между японским «экономическим чудом» и нынешней относительной слабостью экономики Индии объясняется тем обстоятельством, что японским менеджерам удалось привить «импортные» концепции менеджмента на свою культурную почву и добиться того, чтобы эти концепции дали богатый урожай»[9].

Ни один из этих принципов, взятый сам по себе, в отрыве от всех остальных не обеспечивает эффективности управления. Только взятые в системе, в органической целостности, дополняя и усиливая друг друга, они при своем практическом воплощении могут создать условия для эффективной управленческой деятельности. При этом важна опора на чёткое соизмерение действий с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов – людских, природных, финансовых, материально-технических, социальных, культурных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.