Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В о п р о с 3




Бюджетное планирование – это централизованное распределение и перераспределение ВВП и НД между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

 

Бюджетное планирование включает:

1) бюджетный процесс;

2) его нормативно-правовую и организационную основу;

3) вопросы теории и методологии составления бюджета.

 

Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

 

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов (в федеративных государствах также бюджеты членов федерации).

 

Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц. Он охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта бюджета;

· рассмотрение и утверждение бюджета;

· исполнение бюджета;

· составление отчета об исполнении бюджета.

Продолжительность стадий различна по странам, но для большинства из них весь процесс длится более трех лет.

 

Составление проекта бюджета – один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.

 

Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ – за 6 месяцев, Японии – за 7, Франции – за 14, США,России, Украине – за 18). Проект бюджета разрабатывается, как правило, Министерством финансов (Казначейством), а в США – спец. Органом – Административно-бюджетным управлением при Президенте.

 

Работа по составлению проекта бюджета начинается с подготовки Минфином директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы доходов и расходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с Минфином заключаются в проект бюджета.

 

При составлении проекта бюджета ставятся задачи:

· активное воздействие на повышение эффективности экономики;

· обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами и прогнозами Правительства;

· установление необходимых пропорций и приоритетов в использовании средств.

 

Разные страны при разработке проекта бюджета используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения.

 

С расширением масштабов мобидизации ресурсов и необходимостью наиболее эффективного их использования при разработке бюджета в 1960-х гг. сначала в США, а затем в других развитых странах стали применять программно-целевой метод, в т.ч. системный анализ, экономическое моделирование, ЭВТ.

 

В 1961 г. новая система стала впервые внедряться Министерством обороны США и получила название «Планирование – программирование – разработка бюджета» (ППБ), а с 1965г. распространилась на др. министерства. Суть ее в том, что разрабатывался многовариантный бюджет и увязывался в целом с экономической программой страны с учетом общих перспектив развития.

 

С 1973г. американская администрация переходит от систем ППБ к новому методу «целевого управления финансами», в основу которого положена разработка программ отдельных министерств и ведомств.

 

С 1976 г. была введена система составления бюджета на нулевой основе по принципу ежегодного пересмотра («с нуля») правительственных программ без учета уже произведенных затрат по ранее принятым программам.

 

В ФРГ бюджет, составленный на основе программно-целевого метода, получил название «конъюнктурно-нейтрального бюджета». Новые методы составления бюджета широко применются во Франции под названием «рационализация выбора бюджетных решений», в Великобритании – «программ анализа и обзора».

 

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров; в США – Президентом), проект бюджета поступает в законодательный орган – Парламент, который рассматривает и утверждает его. Бюджет, как правило, обсуждается каждой палатойпарламента (сначала в нижней, а затем в верхней – во Франции; одновременно в обеих – в США). Причем в палатах парламента создаются специальные комитеты и комиссии, которые детально анализируют представленный проект по статьям расходов и вносят коррективы.

 

Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.. В ряде развитых стран (Франция, Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или по установлению новых налогов, если они не являются одновременно членами правительства. Такое право расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США по закону 1974г. расширены, что обеспечило главенствующую роль в бюджетной процедуре членов Конгресса.

Ограничение бюджетных прав парламента проявляется и в том, что законодательная власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает отдельные его разделы по доходам и расходам. Большинство расходов вообще не подлежат рассмотрению, а утверждаются автоматически.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета законодательным органом и подписью главы государства.

 

После утверждения бюджета начинается третья стадия – исполнение бюджета: получение утвержденных доходов, главным образом налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в США – с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии с 1 апреля по 31 марта, во Франции с 1 января по 31 декабря).

 

Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета – организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки (главным образом, центральный банк) выступает главным кассиром государства.

 

В случае непринятия Закона о государственом бюджете до начала финансового года органы исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения бюджета. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.

 

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.