Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Затраты и результаты




При статистической разработке заболеваемости насления используется Международная номенклатура и классификация болезней. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ) – один из важнейших инструментов, обеспечивающих сопоставимость данных о здоровье насления, эпидемической ситуации, деятельности учреждений зравоохранения в пределах территории и в международном масштабе.

На долю социально-гигиенических условий жизни (25-40%), влияние антропотехногенных загрязнений окружающей среды (более 25%), факторы внутришкольной среды (21-27%), качество медицинского обеспечения (до 25%).

Около 70% детского населения страны – дети школьного возраста. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания возрастает в 1,6 раза, а в образовательных учреждения с повышенным уровнем образования – в 2 раза.

Наблюдаются отличия в состоянии здоровья детей в зависимости от места их воспитания (пребывания). У детей, проживающих в семьях, заболевания зарегистрированы в 54,6% случаев, тогда как в домах ребенка признаны здоровыми только 15% детей, в детских домах 22,5 %, детских домах-интернатах – 14%

Наибольшая заболеваемость по обращения отмечена у школьников 1 класса (2630 на 1000), с возрастом этот показатель заметно снижался и в 8 классе составил 1590 на 1000.

Аналогичная закономерность выявлена при изучении заболеваемости одних и тех же учащихся в период их обучения с 1 по 8 класс (с 2590 до 1860 на 1000 соответственно).

Наиболее высокая общая заболеваемость у городских детей зарегистрирована в возрасте до 3 лет, самая низкая – у 15-19-летних. Следовательно, заболеваемость дошкольников выше, чем у школьников, подростков.

Очевидно, что на уровень заболеваемости влияет возрастной фактор: степень зрелости функциональных систем, в частности иммунобиологической.

Анализ заболеваемости детей в коллективах свидетельствует, что она выше у детей 2-3 лет (период поступления в дошкольные учреждения) и 7 лет (поступление в школу). Это может быть объяснено двумя обстоятельствами: увеличение контактов среди детей при несоблюдении санитарно-эпидемиологического режима и функциональной перестройкой организма ребенка, связанной с адаптацией к новым условиям микросреды. Подтверждением служит тот факт, что «домашние» дети болеют несколько реже, чем посещающие детские учреждения (у них отсутствует пик заболеваемости в 2-3 года).

При анализе общей заболеваемости пользуются не только интенсивности (частота заболеваний), но и экстенсивными (структура заболеваний) показателями. Такой анализ необходим для правильного планирования санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

Ранговое распределение заболеваний в детском и подростковом возрасте показывает, что 1 место по обращаемости занимают болезни органов дыхания. У дошкольников распространены не только инфекционные, но и аллергические болезни, а также болезни органов пищеварения. С возрастом на 2 место выходят несчастные случаи и отравления, травмы.

Таким образом, уровень общей заболеваемости и ее структура изменяются с возрастом. Они зависят от многих факторов, в частности от соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил в детских и подростковых учреждениях. Существенное влияние на заболеваемость оказывают режим воспитательного процесса, организация физического воспитания и питания детей и подростков.

Характерной особенностью является то, что с возрастом увеличивается число заболеваний с хроническим течением патологического процесса: болезни нервной системы и органов чувств, расстройства питания и нарушения обмена, хронические заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и т.п. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности.

Ведущим этиологическим фактором, формирующим хронические заболевания, является неспецифическое воздействие условий окружающей среды. В связи с этим возрастает роль надзора за внешней средой, режимом дня, организацией их питания, двигательной активностью и применением закаливающих мероприятий.

Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости)

в разных возрастных группах (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979)

 

 

Ранговое место Возрастная группа, лет
1-6 7-10 11-14 15-17
I Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания
II Инфекционные болезни Инфекционные болезни Травмы и отравления Травмы и отравления
III Аллергические заболевания Болезни органов пищеварения Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств
IV Болезни органов пищеварения Травмы и отравления Болезни кожи и подкожной клетчатки Психические расстройства
V Травмы и отравления Болезни нервной системы и органов чувств Болезни органов пищеварения Инфекционные болезни

 

В школьном возрасте формируются миопия, хронический тонзиллит, гипертоническая болезнь, неврозы и нервно-психические расстройства.

 

Хронический тонзиллит – воспаление небных миндалин выявляется у каждого пятого школьника, чаще всего у девочек 12-14 лет (27%). В дошкольном и зрелом возрасте заболевание встречается реже (4-10%).

Большую опасность представляет обусловленная этим заболеванием интоксикация детского организма. Часто хронический тонзиллит оказывается причиной развития ревматизма, нефрита, полиартрита и особенно заболеваний сердца.

Основная роль в развитии хронического тонзиллита принадлежит ОРВИ, особенно часто повторяющимся (4 и более раза на протяжении года). В таких случаях происходят местные и общие изменения, способствующие хроническому воспалению миндалин. К этому предрасполагает и изменение иммунологической реактивности организма в результате перенесения инфекции, переутомления, дефицита витаминов и т.п. Факторами риска являются возрастные особенности: повышенная чувствительность окологлоточной лимфоидной ткани детей к неблагоприятным факторам внешней среды. Резкие термические воздействия при недостаточной закаленности детей, а также раздражение слизистой оболочки носоглотки химическими веществами, поступающими с вдыхаемым воздухом, способствуют развитию хронического тонзиллита.

Пути профилактики:

- закаливание;

- повышение неспецифической резистентности средствами физической культуры;

- проведение гигиенических мероприятий в период реабилитации после ОРВИ;

- обеспечение чистоты атмосферного воздуха в населенных пунктах и в помещениях детских и подростковых учреждений.

 

Миопия (близорукость) (myops - греч. близорукий)– заболевание, при котором увеличена преломляющая способность глаза (рефракционная близорукость) или удлинена продольная (передне-задняя) ось глаза (осевая близорукость). При этом все входящие лучи фокусируются не на сетчатке а передней. У школьников чаще всего встречается комбинированная близорукость, при которой и длина оси и преломляющая способность увеличены. Однако тяжелая прогрессирующая близорукость является всегда осевой. Различают 3 степени миопии: слабую (до 3D), среднюю (3-6 D), высокую (6D и выше).

Еще в 1960 году Белостоцкой Е.М. было доказано, что в основе развития начальных стадий близорукости лежит нарушение аккомодации и увеличение преломляющей способности хрусталика. Дальнейшее прогрессирование близорукости может быть обусловлено изменениями трофики внутренних прямых мышц глаза. При средних и высоких степенях миопии определенную роль играет состояние склеры, эластичность которой ослабляется при хронических заболеваниях.

Число больных увеличивается по мере обучения в школе. Увеличение числа случаев и повышение степени миопии от начальных классов к старшим свидетельствует о влиянии на эти процессы учебной нагрузки и условий выполнения зрительной работы.

По официальным данным проблемы с освещенность, связанные с несвоевременной заменой осветительных приборов отмечаются в каждом 4-ом учебном заведении в РФ. Это в совокупности с увеличением зрительной нагрузки, в связи с компьютеризацией школ, интенсификацией учебного процесса приводит к значительному снижению зрения в процессе обучения. По данным профилактических медицинских осмотров количество детей со сниженным зрением при поступлении в школу составляет 58 на 1000 обследованных перед окончанием школы это покзатель достигает 150 на 1000.

Происхождение и причины развития миопии объясняются двумя концепциями:

1. Основной фактор - зрительная работа на близком расстоянии в условиях недостаточного освещения.

2. Ведущий фактор – наследственность.

Обследования семей показали, что в семьях, в которых близорукость отмечалась на протяжении 3 поколений, она встречается в 3 раза чаще. Близнецовый метод подтверждает генетическую детерминацию этого признака. Однако экзогенные факторы имеют ведущее значение: низкий уровень освещенности, неправильная рабочая поза, мелкий шрифт учебников и т.п.

Лечение нарушений остроты зрения: ношение очков (или линз).

При начальных стадиях необходима тренировка прямых мышц глаза: быстро переводить взгляд с близко расположенных объектов на удаленные и обратно. Выполнение таких упражнений систематически при напряженной зрительной работе (в середине урока или при выполнении домашней работы) способствует совершенствованию аккомодации.

Помимо этого необходимо создавать соответствующие условия для обеспечения зрительной работы и формировать у учащихся навыки соблюдения гигиенических требований к рабочей позе, режиму труда и отдыха.

Зрительный комфорт достигается оптимальными условиями освещенности. Основные требования к освещению:

- достаточной интенсивности, равномерное, не дающее резких теней. Уровень освещенности должен соответствовать характеру зрительных работ. Учебные классы – 150-300 лк, кабинеты черчения – 300 -500 лк, швейные мастерские 200-400 лк. Освещение на середине доски – 500 лк. Естественное – инсоляция, ориентация окон: Ю и Ю-В, черчение – С, СК 1:4, 1:5, КЕО 1,5 (каб. Черчения -2)

Одна из главных задач педиатра своевременное выявление начальных стадий близорукости.

Нервно-психические расстройства. Пластичность и повышенная ранимость психофизиологических функций растущего организма; усложненные социальные условия создают предпосылки для перегрузки нервной системы и развития нервно-психических заболеваний в детском и подростковом возрасте.

Наблюдения специалистов свидетельствуют, что микросимптоматика расстройств наблюдается при переутомлении. Охрана психического здоровья школьников начинается с рациональной организации педагогического процесса, ликвидации перегрузки, упорядочения режима дня и улучшения физического воспитания учащихся.

Сколиоз относится к болезням опорно-двигательного аппарата, проявляется в искривлении позвоночника во фронтальной плоскости с поворотом позвонков вокруг оси. Заболевание протекает длительно. Без должного лечения в патологический процесс вовлекаются жизненно важные органы и системы, нарушается функция органов, расположенных в грудной клетке, появляются косметические дефекты.

Причины сколиоза:

– нарушения равновесия мышц спины;

- нарушения обмена в соединительной ткани, к которым имеется наследственная предрасположенность.

Заболевание проявляется в раннем возрасте и не только в форме бокового искривления позвоночника, но и в виде костной дисплазии (добавочные ребра, блокирование тел и дужек позвонков, уплощение свода стопы, воронкообразная грудь), а также аномалия зубочелюстной системы (высокое твердое небо, аномальное развитие зубов и прикуса). И если педиатр при массовом осмотре детей обнаружил какую-либо деформацию костной системы или аномалию ее развития, он должен предельно внимательно провести исследование позвоночника. Тяжесть течения сколиоза определяется величиной искривления позвоночника, а также общим состоянием и возрастом ребенка.

Сколиоз 1 степени – выбухание ребер с углом искривления до 10˚ - наиболее благоприятный прогноз.

Сколиоз 2 степени – искривление от 11 до 30˚;

Сколиоз 3 степени – искривление 30-50˚ (образование реберного горба, наиболее опасный прогрессирующий процесс);

Сколиоз 4 степени – угол искривления превышает 50˚.

Зависимость между распространенностью сколиоза и возрастом не существует. Если опытный специалист в возрасте до 6 лет не обнаружил сколиоз, то позже он не разовьется.

Увеличение больных сколиозом среди школьников можно объяснить именно большей выявляемостью в этом возрасте. Кроме того, обучение в школе связано со статической нагрузкой на позвоночник, что способствует прогрессированию заболевания. В пубертатном (подростковом) возрасте происходит бурный рост скелета, что также сказывается на прогрессировании сколиоза.

Профилактические мероприятия направлены на приостановление прогрессирования заболевания и коррекцию имеющейся деформации позвоночника.

Задача педиатра – раннее выявление деформаций.

 

Ранжировка факторов строится на том, что основной причиной отклонений в состоянии здоровья в настоящее время является гипокинезия. Эффективными средствами профилактики являются закаливание и сбалансированное питание.

* Специальные исследования, проведенные Оренбургской медицинской академией выявили значительно более выраженное снижение уровня функционирования основных систем организма у подростков, проживающих на урбанизированной территории по сравнению с их сверстниками, проживающими в селе (коэффициент умственной работоспособности был снижен в 1,5-2,6 раза, скорость обработки информации – 1,5 – 1,9 раза.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей и подростков. Обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Другими словами- Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

В процессе взаимодействия организма человека с внешней средой участвуют различные физиологические системы. Разнообразные изменения внешней среды вызывают нарушения физиологических функций организма и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к новым условиям и обеспечения состояния гомеостаза.

Таким образом, Основная задача закаливания - выработка быстрых адекватных реакций на действующий агент приводит к повышению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Одним из первых в своих работах описал систему рационального водолечения Гиппократ (406-377 до н.э.), указал на благоприятное воздействие солнечных ванн.

А.В. Суворов создал систему физической подготовки с ежедневными обливаниями холодной водой. В 1773 году С.Т. Зыбелин издал труд «О неблагоприятном действии на организм излишнего тепла и переедания, особенно в младенчестве». Еще в 1884 году Е.А. Покровский в своей книге «Физическое развитие детей у разных народов» отмечал, что новорожденный ребенок обладает колоссальной возможностью приспособления к окружающей среде. Исследованиями влияния закаливания занимались Г.Н. Сперанский, Е.Заблудовская, Р.А.Калюжная, М.И. Никифоров.

Любые адаптивные реакции имеют общий, неспецифический, и специфический характер, связанный с качеством действующего агента.

Физиологическая сущность закаливания состоит в том, что закаливающая процедура представляет собой дозированную модель природных стихий, требующую полезного физиологического напряжения. В результате происходит стимулирование защитных приспособительных реакций всех систем организма, активная выработка новых условных рефлексов на закаливающий раздражитель.

Рефлекторный механизм закаливания объясняет тот факт, что закаленность организма строго специфична. Изменение характера или вида закаливающего фактора или состояния организма (например, острое заболевание) приводит к утрате закаленности. Этим объясняется, что нельзя закалиться однажды на всю жизнь.

В формировании приспособительных реакций принимают участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы.

Различные внешние раздражения (термические, механические, химические) воспринимаются нервными окончаниями в коже, передаются в ЦНС, где формируются ответные реакции сосудодвигательного, трофического и иного характера, передающиеся по эффекторным нервным волокнам в соответствующие органы и системы. В результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, потоотделение и другие. С нейрогуморальными сдвигами связаны изменение трофики тканей, улучшение обменных процессов, иммуногенез. Под влиянием закаливания у детей усиливается активность ретикулоэндотелиальной системы, повышается содержание гемоглобина, улучшаются другие показатели крови. Положительное влияние закаливания на ЦНС выражается в быстроте образования новых условных рефлексов, более активной миелинизации нервных волокон, тренировке подвижности нервных процессов, что имеет большое значение для формирования психических функций ребенка.

В результате закаливание обеспечивает более полноценную деятельность разнообразных приспособительных механизмов и повышает уровень состояния здоровья ребенка.

Специфическая роль закаливания состоит в выработке быстрой и адекватной реакции терморегуляционного аппарата и главным образом его сосудистого звена на воздействие неблагоприятных метеорологических факторов, прежде всего на низкие температуры.

Это – важное условие предупреждения охлаждения организма, которое расценивается как одна из существенных причин возникновения ОРЗ. Охлаждение любого участка поверхности тела вызывает рефлекторно реакцию сосудов верхних дыхательных путей, за счет чего могут развиваться как функциональные, так и трофические изменения слизистой оболочки. При переохлаждении активизируется микрофлора носоглотки, снижается барьерная функция слизистой оболочки носа и глоточного кольца, организм оказывается беззащитным перед аутомикрофлорой и бактериальным и вирусным загрязнением воздушной среды.

Одной из причин высокой заболеваемости детей 2-3 лет является низкая устойчивость организма ребенка к воздействию факторов среды, обусловленной незрелостью многих функций и вследствие этого малыми потенциальными возможностями организма к поддержанию постоянства внутренней среды, возрастными особенностями терморегуляции.

Терморегуляция – физические (теплоотдача) и химические (теплообразование) процессы, происходящие в организме и регулируемые ЦНС.

Теплообразование осуществляется за счет химических превращений, постоянно происходящих в порядке обмена веществ. Свойственная детям высокая интенсивность обменных процессов обуславливает и высокие уровни теплообразования. На 1 кг массы тела у ребенка 2,5 лет вырабатывается в 2,3 раза больше, а у подростка 14 лет в 1,5 раза больше тепла, чем у взрослого. Теплоотдача происходит за счет потери тепла с поверхности кожи путем радиации (излучения), конвекции и испарения.

Кожа детей вследствие морфологических особенностей строения обладает меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами. Она снабжена широко разветвленной сетью капилляров, что обуславливает более высокую степень нагрева. Ей свойственна более высокая влажность. Относительная ее поверхность больше, чем у взрослых. Эти объясняются более высокие теплопотери и большая чувствительность к воздействию охлаждения детей, особенно раннего возраста. У них теплоотдача происходит главным образом из внутренней среды, и поэтому снижение внешней температуры вскоре приводит к охлаждению тела. С возрастом большую роль в теплообмене приобретает кожный покров.

Из-за недостаточной готовности физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта, организм дошкольника отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения метеорологических факторов от оптимальных значений. Поэтому тренировка терморегуляции особенно необходима в раннем и дошкольном возрасте. Совершенствование теплорегуляционных реакций с возрастом проявляется в существенно меньшем снижении температуры кожи на холодовой раздражитель.

Все кожно-сосудистые реакции можно разделить на три типа:

Сильный – реакции соответствуют или превышают средневозрастные нормативы, изменения температуры кожи адекватны изменениям метеорологических условий;

Слабый -сниженные величины кожно-сосудистых реакций, неадекватные изменения температуры кожи;

Неустойчивый – могут протекать по сильному и слабому типу.

Число детей с сильным типом увеличивается с возрастом. Аналогично при проведении закаливания у детей одного возраста.

Возможности физической терморегуляции зависят от состояния здоровья. У детей 1 группы здоровья преобладают сильный тип кожно-сосудистых реакций, у детей 3 группы – слабый.

Закаливающие воздействия вызывают не только местную, но и генерализованную сосудистую реакцию, которая характеризуется изменением температуры кожи туловища и конечностей. Под влиянием закаливания температура кожи туловища снижается, а дистальных отделов конечностей повышается.

Внешние раздражители, адекватные по своей силе, уровню развития системы терморегуляции ребенка, способствуют улучшению восприятия раздражения и ускорению ответной реакции

При организации закаливания необходимо соблюдение следующих условий (принципы закаливания Г.Н. Сперанского):

1. систематичность применения закаливающего воздействия;

2. постепенное увеличение силы раздражителя;

3. учет индивидуальных особенностей состояния здоровья, степени закаленности;

4. оптимальное тепловое состояние детей;

5. положительная эмоциональная настроенность.

Необходимо учитывать специфичность процессов адаптации (использовать разнообразные средства закаливания, их комплексность) и полиградационность (необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям).

 

Систематичность обусловлена условно-рефлекторным характером ответных сосудистых реакций на закаливающий температурный агент. Холодовой раздражитель вызывает безусловную защитную реакцию в виде максимального сужения сосудов кожи, сменяющуюся паретическим их расширением. Внешне проявляется мраморностью кожи у незакаленных.

Регулярные закаливающие воздействия формируют условно-рефлекторную реакцию пульсации кожных сосудов, что обеспечивает длительную устойчивость кожи к действию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. Повторные регулярные (непрерывные) закаливающие процедуры приводят к образованию стойких условных рефлексов, облегчающих приспособляемость организма к температурным колебаниям внешней среды.

При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы быстро угасают: у дошкольников за 5-7 дней.

Закаливание в теплое время года происходит стихийно: длительное пребывание на воздухе в облегченной одежде способствует этому. Следует не прекращать закаливающие процедуры в течение всего года, не прекращая их даже в случае нетяжелого заболевания и в период реконвалесценции. В холодное время года целесообразно варьировать процедуры, заменяя их на кратковременные и менее сложные.

Тренировка приспособительных организмов происходит в тех случаях, когда перед организмом ставится новая задача. Большое значение имеет увеличение силы закаливающего агента. Это достигается разными путями – снижением температуры раздражителя и /или/ увеличением площади, на которую он воздействует, или удлинением экспозиции.

Постепенность перехода к более сильным раздражителям должна обязательно происходить при контроле реакции ребенка. Каждая новая процедура вначале должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении силы воздействующего агента. Появление дрожи, «гусиной кожи», побледнение кожных покровов – показатели чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае – не будет должного эффекта тренировки, во втором – состояние теплового дискомфорта может привести к заболеванию.

Постепенное дозирование закаливающих процедур предусматривает 5 вариантов:

1. Для ослабленных детей закаливание можно начинать с участков тела, менее чувствительных к холоду (например, руки). Постепенно переходить к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию, поэтому более чувствительны. Наиболее чувствительна к холоду спина.

2. Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. Чаще всего начинают воздействие с дистальных участков конечностей, постепенно увеличивая площадь поверхности тела.

3. Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных - к водным, от обтирания - к обливанию водой.

4. Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

5. Увеличение времени действия закаливающего раздражителя.

Терморегуляционные механизмы имеют особенности в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и уровня закаленности детей. Положительный эффект закаливания может быть получен только, когда на фоне общих приемов закаливания осуществляется индивидуальный подход к ослабленным, часто болеющим, имеющим хронические заболевания, здоровым, но не закаленным детям.

Тактика в таких случаях сводится в основном к применению более щадящих воздействий, более осторожному и постепенному увеличению силы тренирующего агента.

Оптимальная ответная реакция теплорегуляции возможна только в условиях теплового комфорта. Максимальный эффект тренировки функции терморегуляции может быть достигнут лишь при кратковременных периодических воздействиях раздражающего фактора, так как длительное напряжение функции вызывает ее истощение.

Если ребенок охлажден (сосудосуживающая защитная реакция возникла), то должного эффекта от закаливающего воздействия не будет. В условиях перегрева, сопровождающегося напряжением терморегуляции и усилением потоотделения, даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению организма ребенка, так как при повышенной влажности кожи существенно изменяется ее теплопроводность.

Закаливающий эффект связан с возрастными особенностями условно-рефлекторных реакций детей. Положительные условные связи легче и быстрее вырабатываются при положительной эмоциональной настроенности. В случае негативного отношения ребенка процедуру следует перенести или изменить характер воздействующего агента.

Изучение состояния физической терморегуляции у детей показывает. Что оптимальный ее уровень наблюдается осенью после летнего оздоровительного периода, когда в естественных условиях широко используются различные закаливающие воздействия. В течение зимы реакция кожных сосудов на местное холодовое раздражение существенно ослабевает. Это подтверждает то, что отдельные закаливающие воздействия, применяемые без учета теплового состояния детей, не обеспечивают необходимой тренировки теплорегуляции и не дают стойкого оздоровительного эффекта.

Тепловой комфорт обеспечивает поддержание микроклимата в помещениях. Обеспечить каждому ребенку состояние теплового комфорта можно только путем изменения характера одежды. Дискомфортное тепловое состояние не способствует формированию у детей хорошего теплорегуляционного эффекта.

Закаливающее воздействие оказывают ежедневные воздушные ванны при переодевании ко сну и на физкультурные занятия, во время физкультурных занятий в зале и особенно на свежем воздухе во время прогулок. Закаливающий эффект в летнее время оказывает хождение босиком по траве, песку, гравию, а также при выполнении утренней зарядки, при физкультурных занятиях в зале с теплым полом. При этом имеет место комбинированное воздействие на термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны – подошвенной поверхности стопы. Закаливающий эффект дают также повседневные гигиенические водные процедуры (умывание, полоскание рта, мытье ног, купание).

Специальные меры закаливания должны быть адаптированы к возрасту, состоянию здоровья и степени закаленности детей.

Можно выделить три группы:

1. здоровые, закаленные;

2. имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья и здоровые, но не закаленные;

3. страдающие хроническими заболеваниями и реконвалесценты после длительных заболеваний.

Закаливание детей 1 группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта. Для общих водных процедур (обливание, купание) температура воды должна быть на 1-2˚С выше, чем температура кожи груди в состоянии теплового комфорта. При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 группы начальная и конечная температура действующих факторов должна быть на 2-4˚С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным. Аналогичная тактика используется при заболевании ребенка и в период реконвалесценции.

Эффективность закаливания зависит от сочетания закаливающих воздействий.

Наилучшие результаты дает комплекс, включающий в себя воздушные ванны, обливание ног, круглогодичные физкультурные занятия на свежем воздухе, условия теплового комфорта в группе.

Рациональная комплексная система закаливания способствует выраженному и стойкому повышению функциональных возможностей терморегуляции. Увеличивается число детей с сильными и уменьшается со слабыми и неустойчивыми теплорегуляционными реакциями; более равномерной становится топография кожной температуры, отражающая генерализованную сосудистую реакцию на холодовой раздражитель. При этом существенно улучшается состояние терморегуляционного аппарата в период осень-весна не только у здоровых детей, но и у имеющих отклонения в состоянии здоровья и часто болеющих.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует обязательно проконсультироваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливания необходим систематический врачебный контроль эффективности проводимых процедур.

Оценка организации закаливающих процедур проводится путем постановки температурных проб и оценки показателей:

Показатель лабильности – отражает силу и скорость восстановления кожно-сосудистой реакции в месте приложения холодового раздражителя.

Отношение величины снижения температуры кожи на холодовой раздражитель к общему времени ее восстановления.

Показатель качества – отношение времени быстрого восстановления температуры кожи (за 30 сек более чем на 0,5˚С) к общей продолжительности восстановительного периода.

 

Температурная проба (таз с ледяной водой)

Баночная проба (стеклянная банка со льдом)

Пульсовая проба (ЧСС после холодовой закаливающей процедуры)

Таким образом, проведение системного анализа заболеваемости детского населения, выявление негативных тенденций в состоянии здоровья и приоритетных факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, позволяет вырабатывать и реализовывать комплексы необходимых оздоровительных мероприятий как на уровне популяции в целом, так и для отдельных коллективов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.