Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка анкеты

Разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Опросные методы.

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов.

Как провести соц. опрос:

Не стоит пытаться получить ответы на все интересующие вопросы за один раз. Невозможно сразу исследовать все, иначе анкета будет слишком длинной, что нежелательно, следовательно, важно выделить основное направление и двигаться в этом русле.

Следующий шаг — кого опрашивать?

В соответствии с целью нужно определить, какая категория людей должна участвовать в опросе.

Безусловно, самым важным и сложным этапом является разработка анкеты. От того, насколько четко она составлена, отвечает ли она цели, учтены ли особенности респондентов, зависит результат всего исследования. Поэтому при работе над анкетой следует обратить внимание на следующие моменты. Оптимальное для человеческого восприятия число вопросов – от 7 до 10. Если вопросов чрезмерно много, с определенного момента опрашиваемое лицо начинает относиться к ответам формально или вообще на них не отвечает. Порядок, последовательность вопросов должны быть следующими: от наиболее общих вопросов к конкретным, от простых по степени сложности к сложным. Желательно, чтобы вопросы были разными по форме ответов. А именно: открытыми, закрытыми или смешанными.

Открытый вопрос представляет собой вопрос без возможных вариантов ответов – например, «Что Вам больше всего нравится в нашей клинике?». Открытые вопросы требуют определенного умственного напряжения респондента, значительно повышают затраты времени на опрос. На такие вопросы человек отвечает соответственно тому, как он видит и чувствует проблему, пользуясь своими средствами выражения, то есть на него не оказывают влияния формулировки ответов.

Вместе с тем открытые вопросы существенно увеличивают расходы на обработку материала, нуждаясь в тщательной последующей кодировке ответов, так как респонденты отвечают по-разному, пользуются различными терминами.

Закрытый вопрос предполагает готовые варианты ответов. Например: «Удовлетворены ли Вы качеством обслуживания администраторов клиники?» Варианты ответов могут быть: – Да, – Нет, – Не всегда.

Смешанные вопросы содержат в себе черты открытых и закрытых вопросов. Такие вопросы задаются в том случае, если есть вероятность, что какой-то возможный вариант ответа не учтен, поэтому перечисление вариантов заканчивается словами: «другие причины», «другое» и т.д.

С учетом функций выделяются также отсеивающие вопросы, с помощью которых опрашиваемые разграничиваются на две группы – обладающую данным признаком и не обладающую им. Это дает возможность сразу определить, является ли данный человек потенциальным респондентом или нет. Например: «Вы обслуживаетесь по полису ДМС?» Предполагаемые ответы: – Да, – Нет.

Кроме всего вышесказанного следует запомнить еще несколько правил:

– Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичны и грамматически верны.

– Вопросы должны быть простыми, ясными, без сложных причастных и деепричастных оборотов.

– Ответы должны давать конкретный результат.

При опросе, как и при интервью, вы можете использовать различное техническое оборудование (диктофон, видеокамеру). При этом, конечно, нужно будет получить согласие опрашиваемого человека. В этом случае полученная информация будет письменно фиксироваться вами после проведения опроса. Нет необходимости дословно записывать все сказанное – только то, что важно для анализа и самое интересное.

Опрос можно проводить и путем раздачи анкет опрашиваемым, чтобы они заполнили сами. При этом важно договориться о времени и/или о месте возврата анкеты (например, поставить в школе специальный ящик, если вы раздаете анкеты ребятам из других классов). Не следует оставлять анкеты людям, которые не проявляют интереса к проблеме. Вручая вашу анкету, нужно попросить участника опроса сначала ознакомиться с ее содержанием и объяснить, как именно нужно ее заполнять. Спросить, все ли понятно. Подчеркнуть, что полученные результаты анонимны (т.е. респондент может не писать свое имя, если не хочет).

В самой анкете можно использовать:

Открытые вопросы, предполагающие, что ответ на них формулирует отвечающий. Рядом с таким вопросом в бланке ответа должны быть несколько свободных строк, куда может быть вписан ответ.

Закрытые вопросы или вопросы-меню, в которых респондент из предлагаемого перечня выбирает несколько вариантов ответа. Лучше, если при этом в формулировке ответа будет соответствующее уточнение (например, «Да, совершенно согласен» - ведь «да» тоже может быть разным).

Шкальные вопросы, варианты ответов на которые показывают интенсивность выраженности определенного признака. Здесь вашему респонденту нужно обвести цифру, соответствующую его оценке по этой шкале.

Вопрос анкеты может касаться личных оценок, опыта отвечающего – это прямой вопрос.

Но может использоваться и косвенная формулировка, когда респондента просят оценивать других. Зачастую косвенный вопрос оказывается предпочтительнее.

Правила, которые необходимо соблюдать при разработке анкеты:

Анкета должна начинаться с обращения к респонденту: «Дорогой друг!», «Уважаемый житель г. Красноярска!» и т. д.

Следует несколько слов сказать о самом исследовании – что изучается, почему это важно, кто проводит исследование. Необходимо обратиться с просьбой к респонденту принять участие в исследовании.

Важная часть анкеты – инструкция (в том случае, если респондент сам заполняет анкету). Она должна быть написана четко и ясно, чтобы респондент понимал, как именно он должен отвечать на вопросы.

В начале анкеты имеет смысл разместить так называемые «контактные» вопросы. Они должны быть простыми и доступными, так, чтобы ответить на них мог любой. При чем контактные вопросы не обязательно напрямую должны быть связаны с темой исследования. Хотя при анализе результатов опроса интересно будет узнать, например, влияет ли как-то увлечение сигаретами на учебу, как проводят свободное время курящие и некурящие подростки и т. д.

Самые сложные с точки зрения предполагаемого респондента вопросы следует вынести в конец анкеты (как правило, это вопросы, связанные с личным опытом).

В конце анкеты необходимо поблагодарить респондента за участие в исследовании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социологический эксперимент | Проведение опроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.