КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика субъектов административно-процессуального права
Введение Литература Протокол № 1 ЛЕКЦИЯ по теме № 5: «Субъекты административно-процессуального права» для курсантов 2 курса обучающихся по специальности 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности
Время 2 часа.
Подготовил: Старший преподаватель кафедры АПиАД ОВД майор полиции Александров А.Н.
Обсуждена и одобрена на заседании методической секции административно-правовых дисциплин кафедры АП и АД ОВД «22» сентября 2011 года
Белгород – 2012
Цели лекции: Учебная: - дать студентам представление о понятии и сущности курса Административный процесс, его предмете и методе. - формирование правосознания юриста. Воспитательная: воспитание студентов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов Развивающая: - совершенствование навыков работы с юридическими терминами -выявление пробелов в знаниях и их устранение Метод проведения занятия: Устное изложение материала лекции.
Примерное распределение учебного времени:
Основная: · Бахрах Д.И.. Административное право. Изд-во “Норма”. М., 2001. · Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-ое изд., изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. · Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М., 1997. · Коренев А.П. Административное право России. М., 2001. · Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. М., 1997. · Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. Санкт-Петербург. Издательство Юридического института, 2002. Дополнительная: · Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М, Госюриздат, 1961. · Алексеев С.С. Проблемы теории права Т.1. Свердловск, 1972. · Керимов Д.А. Методология права. М., Аванта+, 2000. · Кивич Ю.В. К дискуссии по вопросу о теории и структуре административного процесса // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. · Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Юрид. институт. С-Петербург. 2001. · Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М, Госюриздат, 1961. · Лунев А.Е. Вопросы административного процесса // Правоведение. 1962. № 2. · Манохин В.М. Органы советского государственного управления. (Вопросы формирования). Саратов, 1962. · Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. · Осковин В.С. Государственно-правовые отношения. М., Юрид. литература. 1965. · Петров Г.И. Задачи кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1958. № 6. · Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1962. № 5. · Попова В.И. Теоретические вопросы систематизации советского административного законодательства. М., Госюриздат, 1962. · Салищева Н.Г. Граждане и административная юрисдикция в СССР. М., Наука, 1970. · Салищева Н.Г. К вопросу об административном процессе в СССР. Вопросы административного права на современном этапе. М., Госюриздат, 1963. · Советское государство и право. 1963. № 1. · Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. Юрид. литература. М., 1976. · Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. · Сорокин В.Д. Что такое единый предмет правового регулирования? // Юридич. мысль. М., 2001, №2. · Хангельдыев Б.Б. О систематизации советского административного законодательства: Сборник ученых трудов. Вып. 2. Свердловск, 1964.
Юридическое содержание любого правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников (субъектов). Субъективные права определяются в науке как способность пользоваться определенными социальными благами, как вид и мера должного поведения субъектов, как право субъектов на собственные действия. Юридические обязанности – полярная противоположность субъективным правам. Это необходимость определенного поведения, вид и мера поведения обязанного субъекта. Субъективные права в правоотношении принимают форму правомочий. Если нормальная реализация субъективных прав и юридических обязанностей нарушается, правомочия превращаются в правотребования. Если и этого недостаточно, то возникает необходимость правопритязаний – защиты нарушенного права. Все указанные взаимосвязанные элементы правоотношений невозможны без существования субъектов правоотношений. Именно они, изначально являясь участниками, при наделении их соответствующими правовыми свойствами, включаются в механизм реализации права любой отрасли. В данной лекции ставятся две основные цели: первая – проанализировать систему участников административных правоотношений, вычленив при этом тех, которые по своим специфическим характеристикам относятся к субъектам административно-процессуального права; вторая – на основе указанного анализа раскрыть содержание административно-процессуального статуса этих субъектов. Субъектами, то есть участниками административно-процессуальных отношений могут быть только субъекты права. С точки зрения общей теории, субъект права это социальный субъект — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства. Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность субъектов права – развивающиеся юридические свойства, они отражают закономерные процессы возрастания роли права и социальной ответственности личности перед обществом. Круг и виды субъектов права непосредственно зависят от сферы общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию, от глубины и характера творческого воздействия права. В системе субъектов права преломляются все черты и характеристики, присущие праву данного типа и данной правовой системе. В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права, а также административного процесса. Так, по мнению Ц.А. Ямпольской, существуют три основные группы субъектов: 1) органы государства и их агенты; 2) общественные организации и их органы; 3) граждане. Г.И.Петров выделял следующие группы субъектов советского административного права: 1) граждане, лица без гражданства и иностранцы; 2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) государственные и общественные предприятия, учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, и их внутренние составные части; 5) организации общественного содействия советскому государственному управлению; 6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав. Эти субъекты являются, прежде всего, участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных правоотношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, не участвуют в материальных административно-правовых отношениях, например, мировой судья. Здесь обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд. Если исходить из того, что научные исследования имеют конечной целью помочь практическому делу — обеспечить надлежащее регулирование процедур, посредством которых достигается предусмотренный законом юридический результат, то, видимо, что конструкция должна отвечать требованиям «технологичности» ее практической реализации. Наиболее удачной в этой связи представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая — индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая — коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации. С учетом сказанного выше система субъектов административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде: 1. Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. 2. Коллективные субъекты: а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов; б) исполнительные органы местного самоуправления; в) предприятия и учреждения различных форм собственности; г) общественные объединения; д) государственные и муниципальные служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |