Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность государственного кредита

Россия

Дефицит госбюджета РФ составил 3,9% от ВВП в 2010 году. Профицит федерального бюджета РФ в 2011г составил 0,8% ВВП. Государственный внешний долг РФ за 2011 год в американской валюте сократился на 10,4%

Мировая практика экономического развития свидетельствует о том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики страны. Но при этом очень важно, чтобы он весь, или, по крайней мере, большая его часть, приходился на бюджет развития. Совершенно иная картина складывается, если большая часть дефицита государственного бюджета приходится на бюджет текущих расходов, что означает рост необеспеченной государственной задолженности.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют различные мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

- бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

- для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

- дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности и расширение национального производства, а это, в свою очередь, приводит к росту налого­вых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции (неоклассического направления), высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

- хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

- для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы, такие как эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

- повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.



Основные концепции регулирования бюджетного дефицита.

Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. в каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможность бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту, либо к профициту бюджета.

Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спада производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется.

Представители третьей концепции - концепции функциональных финансов - утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он - увеличение национального дохода, а значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Следует отметить, что согласно Закону Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь” предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и г.Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год. Предельные размеры дефицита бюджетов городов и районов определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и г.Минска. На практике местные бюджеты республики формируются без дефицита.

В целом решение проблемы бюджетного дефицита можно свести к трем направлениям:

- совершенствование бюджетно-налоговой политики;

- увеличение доходной базы бюджета;

- реструктуризация и оптимизация расходов бюджета.

Финансирование дефицита бюджета Республики Беларусь осуществляется за счет источников, которые определяются законом о бюджете на очередной год.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

- государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь;

- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности (поступления от реализации принадлежащего государству имущества, в том числе акций; увеличение доли государства в уставных фондах, в том числе приобретение акций)

- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета (за счет государственного целевого бюджетного фонда национального развития);

- Кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств.

Государственный кредит - совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит представляет собой отношения перераспределения при которых временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в распоряжение государства.

Свободные денежные средства у населения могут образовываться по следующим причинам:

- низкая насыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике;

- накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования

У юридических лиц временно свободные денежные средства образуются вследствие длительного производственного цикла, сезонного характера работ, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юридических лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств.

Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств, являются классической формой государственного кредита. В современных условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

При непроизводительном использовании мобилизованных посредством государственных займов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по ранее выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Роль госкредита в экономических отношениях:

  1. С помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства и хозяйствующими субъектами, имеющими приоритетное социальное и экономическое значение для государства.
  2. В условиях инфляции государственные займы как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок.
  3. Позволяет заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, такие как, например, векселя, чеки и т.д., что является средством регулирования денежного обращения
  4. Позволяет покрывать кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов, уменьшает дефицит бюджета.

Вместе с тем, когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов, делая кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Беларусь | Формы государственного кредита

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 138; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.