Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и Система

Аргументировать, какие условия являются первостепенными и почему. Привести примеры).

План.

Дети группы риска как объект коррекционной педагогики.

Лекция 5.

1. Понятие «дети группы риска».

2. Классификация детей группы риска (по Г.Ф. Кумариной).

3. Особенности детей группы риска и условия для работы с ними.

Понятие «дети группы риска».

До настоящего времени нет научного определения «нормы личности». Поэтому за норму принимается среднее и наиболее часто встречающееся значение изучаемого явления, будь - то норма интеллектуального развития, поведения и т.д. Это среднее значение непостоянно, меняется в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических условий (Привести примеры).

Бывает очень тяжело, особенно на 3-4 этапе дезадаптации, определить норму или патологию развития ребенка. Иногда работают целые медико-психолого-педагогические комиссии и ошибаются в диагностике: нормальных детей определяют в специальные учебные заведения, а дети с различными формами аномалий развития посещают общеобразовательные учреждения. В.П.Кащенко в книге «Педагогическая коррекция» раскрывает некоторые отличия нормы от патологии. Например: у психически больных детей вспышки гнева наступают неожиданно, безо всякого повода, «как молния на ясном небе». У нормальных детей подобное поведение можно мотивировать (Привести примеры). Нарушение психики у нормального ребенка является случайным признаком, от которого он может избавиться, если захочет и сделает усилие при правильном воспитательном воздействии взрослого. (Упал на пол и кричит. Мама уходит на кухню и его плача не слышит. Тогда ребенок поднимается с пола, перестает плакать в комнате и идет плакать на кухню). Психически больные дети не могут этого сделать, т.к. не в состоянии управлять своей эмоционально-волевой сферой. Методы коррекции поведения, которые можно использовать в работе со здоровыми детьми, нельзя применять в работе с больными. Дети нормы, обладая способностью к подражанию – приспосабливаются к окружающей среде и людям, их окружающих. А у больных детей нарушен адаптационный механизм.

Таким образом, мы пришли к выводу: у детей риска (пограничных детей между нормой и патологией) нарушен адаптационный механизм как у больных, но его можно восстановить при создании благоприятных условий.

Кауненко И.И. в своей книге «Особенности детей с трудностями развития» выделяет 5 основных направлений в исследовании проблемы трудных детей. Разные авторы к категории трудных относят детей с различными проблемами развития:

1. К категории трудных относят детей с проблемами поведения и характера (упрямые, застенчивые, агрессивные, лживые и т.д.)

2. Дети с невротическими реакциями (частое моргание, навязчивые движения, ковыряние в носу, сосание пальцев, заикание и т.д.)

3. Педагогически запущенные дети ( с сохранным интеллектом, но с которыми не занимались)

4. Дети с задержкой развития (нет совпадения паспортного и психологического возраста: 7- летний ребенок с уровнем развития 5- летнего)

5. Дети с вариантами развития (леворукие, гиперактивные и т.д.)

Итак,единого определения детей группы риска на сегодняшний день не существует. Будем помнить, что это нормальные дети, но с различными проблемами развития и поведения.

Классификация детей группы риска (по Кумариной Г.Ф.)

Г.Ф. Кумарина дает педагогическую типологию детей группы риска на основе 3-х уровней отклонений (педагогическом, психологическом, физиологическом) и выделяет 3 основные группы детей риска:

1) Группа детей академического риска. Характеризуется отставанием в усвоении программы обучения. Выявляется очень рано, уже на этапе раннего возраста. (Привести примеры о том, как взрослые, не учитывая ведущие виды деятельности, на 1, 2, 3-7 году жизни формируют детей группы академического риска). К этой категории относятся: а) дети с дефицитом в развитии школьно - значимых психофизиологических функций: недостаточный уровень развития пространственных ориентировок, координации глаз-рука, с пониженной обучаемостью, слабой памятью, низкой работоспособностью и мыслительной деятельностью; б) дети с речевыми проблемами: с низким уровнем развития фонематического слуха, связной речи, звукопроизношения, обучающиеся не на родном языке; в) педагогически запущенные дети; г) не желающие и не умеющие учиться; д) дети со специфическими проблемами: тугодумы, леворукие, с доминирующими модальностями (аудиалы, визуалы, кинестетики) и др. (Привести примеры)

2) Группа детей социального риска. К ним относятся а) социально-депривированные (обделенные) дети: сироты; сироты при живых родителях; без постоянного места жительства; подвергающиеся физическому, психологическому, сексуальному насилию; б) дети с недостатками характера и поведения: аффективные; противоречивые; с сильным уровнем симпатий и антипатий; чрезмерные пессимисты и оптимисты; равнодушные; чрезмерно нечистоплотные и чистоплотные; болтливые; без цели в жизни; лживые; ворующие; бродяжки; издевающиеся над животными и окружающими и др. в) дети с грубыми физическими недостатками: дети-инвалиды; страдающие ожирением; с расщепленной губой; с недержанием мочи и кала и т.д. (Привести примеры)

3) Группа риска по здоровью. К ней относятся дети: а) с хроническими заболеваниями; б) длительно и часто болеющие; в) физически и психически ослабленные. (Подумать, почему детей с грубыми физическими недостатками относят к группе детей социального риска, а не к группе риска по здоровью?)

Однако существует и 4 группа, к которой относятся дети с комплексными проблемами. Это дети, у которых есть проблемы на педагогическом, психологическом и физиологическом уровняхт.е. дети, у которых имеются отклонения на любых 2-х или одновременно на 3-х уровнях в большей или меньшей степени.

Особенности детей группы риска и условия для работы с ними.

Всех детей группы риска объединяют общие особенности, присущие детям с различными проблемами:

- Пониженная работоспособность, т.е. за определенное время выполняют меньший объем работы. (Привести примеры)

- Высокая утомляемость, т.е. не могут долго выполнять какую-либо деятельность без отдыха. (Привести примеры)

- Высокая степень зависимости от конкретных условий жизни и деятельности. Поэтому очень важно соблюдать определенные условия жизни детей в семье и общеобразовательных учреждениях. Такие как:

- Психогигиенические условия: эмоциональный комфорт, положительные отношения между детьми, педагогами, родителями

- Санитарно-гигиенические: свежий воздух, свет, температурный режим, питание, мебель по росту, чистота и т.д.

- Дидактические условия: цель, содержание, средства, методы, формы работы с детьми риска

На дом: Создание индивидуальных проектов по одной из проблем детей риска.

Введем представление о Структуре, как множестве элементов с определенным отношением связи между ними. В качестве элементов структуры в природе могут выступать элементарные частицы, атомы, молекулы, клетки, объединяемые одним или несколькими типами взаимодействия.

В обществе, структуры социальные, экономические, политические строятся по тому же принципу, если учесть, что существуют и нефизические типы взаимодействий.

Если структура имеет набор возможных состояний, то управление переходами между ними позволяет кодировать информацию в той или иной форме. Тогда говорят, что на структуре производится "запись" информации. Если же на множестве элементов в принципе невозможно записать никакой информации, то такое состояние множества будем считать "бесструктурным".

Связи, существующие между элементами структуры характеризуются количественно с помощью соответствующих параметров. Так например, в молекулярных структурах электромагнитный тип взаимодействия позволяет ввести параметры энергии связи, длины связи (расстояния между атомами), углы между связями и т.п.. Сохранение во времени структурных параметров, в условиях каких либо воздействий, характеризует устойчивость структуры. Если поведение системы моделируется с помощью дифференциальных уравнений, то наличие "устойчивых" решений этих уравнений определяется математическими критериями устойчивости, разработанными Ляпуновым. Проверка на устойчивость осуществляется анализом малых отклонений параметров состояния системы.

Если множество элементов характеризуется минимальной (единичной) информационной емкостью, то структура элементарна.

ДНК - объект сложной структуры

Простой будем считать структуру, на элементах которой записываются единицы информации. За единицу информации принимается такая информация, которая снимает нопределенность в испытаниях с двумя возможными исходами, как при игре с монетой: "орел или решка?". Или, как сказал Господь: "Говорите "да - да", "нет - нет", а все остальное от лукавого" и тем самым ввел единицу измерения информации - 1бит. Соответственно, сложной является структура, на которой удается записать большое количество информации.

Часто употребляемое феноменологическое понятие Системы отличается от понятия Структуры тем, что множество элементов в системе определяется заданным отношением между ними и эти отношения не обязательно имеют характер связи, взаимодействия. Элементы могут быть и физически независимыми. Отношения в системе определяют иерархическую подчиненность элементов, выделяя главное, основное и не основное. Системные отношения выстраивают структурные уровни по их важности, называемые таксонами, что особенно характерно для социальных, экономических систем и группировок в животном мире. Не всякая система имеет четко выраженную структуру, но любая структура является системным понятием, часто являясь элементом системы.

Солнечная СИСТЕМА

Очевидно, что для системы существенным фактором является не как элемент соотносится с другим элементом, а какое место занимает элемент в системе, важна не совокупность элементов, а их " целокупность ".

К структурам применимы термины: "рождение", "гибель или уничтожение", "превращение", "изменение" и "рост".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положения Римского статута о передаче лиц Международному уголовному суду | Рост структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.