Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения




Каждый покупатель и продавец независимо от других планирует свои действия относительно объема покупки/продажи товара и услуги на основании информации об их рыночной цене за предшествующий период. Их встреча на рынке конкретного блага показывает реальность запланированных действий. Оказывается, что планам некоторых субъектов не суждено сбыться. На рынке возможно либо превышение объема спроса над объемом предложения товара по планируемой цене, либо превышение объема предложения над объемом спроса. В таких ситуациях покупатели и продавцы вынуждены менять свои планы. Лишь равенство объемов спроса (Q) и предложения (S) наилучшим образом удовлетворяет их интересам.

Цена товара, при которой планы покупателей (при Pq) и продавцов (при Ps) совпадают, названа равновесной рыночной ценой. Состояние рынка при этом характеризуется как равновесное (Pq=Ps, a Q=S).

Такое состояние рынка конкретного товара можно представить графически точкой Е – точкой пересечения графиков спроса и предложения. Её параметрами выступают равновесная цена (Pe) и равновесный объем (Qe) (см. рис. 7).

 
 

 

 

Рыночное равновесие является неустойчивым состоянием. Из-за изменений в факторах из числа «прочих равных» оно нарушается. Возникает несоответствие объемов спроса и предложения, представленное на рынке состоянием «затоваривания» или «дефицита» товара. Однако, возникающие при этом конкурентные силы – на стороне предложения или спроса, будут изменять объемы и цены по направлению к равновесному их уровню. Так, например, конкурентное понижение продавцами цены при «затоваривании» рынка побуждает покупателей к увеличению объема спроса, а конкурентное повышение покупателями цены при «дефиците» товара стимулирует производителей к расширению его производства и увеличению объема предложения. В рассмотренном воздействии конкурентных сил на производителей или покупателей представлена работа рыночного механизма. Эта работа прекращается при наступлении равновесного состояния – механизм рынка «автоматически выключается».

Рассматривая кривые спроса и предложения, следует помнить, что главной задачей является познание поведения экономических субъектов, делающих выбор по использованию ограниченных ресурсов в постоянно меняющихся условиях.

В некоторых случаях государство вмешивается в процесс формирования рыночного равновесия. Причин, заставляющих государство оказывать воздействие на равновесную цену и равновесный объем в условиях рынка, достаточно много. Это и ценовая политика, проводимая монополиями и олигополиями, и ситуация на рынке, при которой равновесная цена достаточно высока для значительной доли несостоятельных покупателей. В этом случае государство оказывает воздействие на равновесие не прямо – через тарифное регулирование, а косвенно – посредством предоставления субсидий и дотаций потребителям (на оплату коммунальных услуг лицам с доходом ниже прожиточного минимума, предоставление доплаты за транспорт и медицинское обслуживание и т. д.).

Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности

Зависимость спроса и предложения от многих факторов известна. Однако часто возникает необходимость знать силу реагирования (чувствительность) покупателей и производителей (продавцов) в ответ на их изменения. Для ответа на этот вопрос А. Маршалл ввел понятие эластичности. Эластичность – относительное изменение одной переменной в ответ на относительное изменение другой переменной, характеризуется коэффициентом эластичности (Kd). Он показывает процентное изменение объёма спроса (предложения), которое последует после однопроцентного изменения, например, цены данного товара (или цены другого товара, или дохода и т. д.), как эластичность спроса по цене:

,

где Q – изменение объема спроса, P – изменение цены.

Q – среднее значение объема спроса в интервале, равное (Q1+Q2): 2.

P – среднее значение цены товара в интервале, равное (P1+P2): 2.

Расчет величины изменения относительно средней точки интервала позволяет избежать математической ошибки определения коэффициента эластичности, возможной при смене направления отсчета изменения функции – возрастают или падают: цена данного товара, цена другого товара, доход потребителей.

Аналогично рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности спроса – изменение объема спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара:

,

где Q – изменение объема спроса,

Pдр. – изменение цены другого товара.

Эластичность спроса по доходу, степень изменения величины спроса в ответ на изменение дохода потребителя:

,

где Q – изменение объема спроса,

I – изменение дохода.

Коэффициент эластичности может быть равным единице, меньше или больше ее, отражая, соответственно, единичную эластичность, низкую эластичность (спрос не эластичен) или высокую эластичность (спрос эластичен). Все возможные характеристики эластичности спроса по цене можно изобразить графически – чем круче наклон кривой спроса к оси абсцисс (Q), тем неэластичнее спрос. Так, например, вертикальная линия спроса отражает его абсолютную неэластичность, при этом Kd=0 – это спрос на лекарства, не имеющие заменителей, а горизонтальная линия спроса отражает его абсолютную эластичность, при этом .

Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки (или общего дохода) продавца. Так, например, при Kd меньше единицы снижение цены на такой товар приведет к уменьшению общего дохода от его реализации, а при Kd больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дохода за счет относительного увеличения объема продаж.

Эластичность предложения рассчитывается аналогично эластичности спроса по цене. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. От его продолжительности зависит возможность производителей отреагировать на изменения цены товара. Время необходимо им для соответствующего перераспределения ресурсов, необходимых для производства данного товара, для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов, зафиксированных в заключенных между ними договорах. Чем продолжительнее период времени, тем выше возможность для изменения объемов производства, а значит и выше эластичность предложения. На этом основании проводится различие между мгновенным (кратчайшим), краткосрочным и долговременным периодами.

Мгновенный рыночный период настолько мал, что количество каждого из применяемых ресурсов остается неизменным, объем производства сохраняется на прежнем уровне, предложение неэластично – на графике представляет вертикальную линию (Sм), перпендикулярную оси абсцисс (– абсолютная неэластичность).

В краткосрочном периоде появляется возможность изменить количество каких-то ресурсов, но всех. Так, например, при сохранении производственных мощностей изменяется количество применяемых сырья и труда. Это позволяет несколько изменить объем производства, а значит, и предложения. На графике оно может быть представлено восходящей кривой (Ss) ().

Долговременный – это период достаточной продолжительности для того, чтобы производители приспособились к изменившимся условиям рынка наилучшим образом, в том числе увеличив или сократив производственные мощности. Результатом преобразований может быть значительное изменение объемов производства и предложения. На графике такое предложение может быть представлено почти горизонтальной линией (SL) ( – абсолютная эластичность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.