Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки производства в краткосрочном периоде




Введение

Текст лекции

Люди должны получать прибыль

пропорционально своим затратам и риску.

Дэвид Юм

Дале­ко не каждая фирма получает от своей деятельности прибыль. Более того, в российских газетах в последние годы можно часто найти объяв­ление типа «Услуги по ликвидации фирм». Но почему одни фирмы про­цветают и их сотрудники получают высокую зарплату, а хозяева разъез­жают в роскошных автомобилях, в то время как другие прогорают, и их владельцы вынуждены тратить деньги и силы на проведение процеду­ры ликвидации своих фирм?

Одно из главных условий деятельности фирмы – наличие необходимых ресурсов для производства того или иного товара, а главная проблема – рациональное использование привлекаемых ресурсов.

С проблемой использования ресурсов неразрывно связана проблема формирования производственных затрат.

Эффективность работы предприятия предполагает выбор такой производственной программы, которая давала бы максимальный доход при минимальных затратах.

Вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов для производства продукции, называется издержками производства.

Любая фирма прежде чем начать производство, должна чётко представлять на какую прибыль она может рассчитывать, какие затраты придётся понести и сопоставить их.

Центральное место в анализе хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия занимает детальный анализ издержек производства на всех стадиях производственного процесса и дохода в той или иной форме.

При этом, чтобы выполнить детальный анализ производственных затрат, обнаружить те места в производственном цикле, где они необоснованно велики, необходимо глубокое дробление общих издержек на составные части, выделять среди них явные и неявные, постоянные и переменные, а также предельные и средние издержки на единицу продукции.

Детальный анализ производственных затрат и сопоставление их с общим и предельным доходом позволяет определить степень прибыльности фирмы и даёт возможность периодически корректировать производственную программу исходя из рыночной ситуации.

Изучению данных проблем и посвящена данная лекция, в ходе которой будут рассмотрены такие вопросы как: сущность и классификация издержек, выбор фирмой объема производства на основе анализа предельных и средних издержек, издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах, эффект масштаба производства, анализ безубыточности фирмы и её равновесие в производстве.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Издержки производства: экономические и бухгалтерские

 

Издержки производства в наиболее общем виде представляют собой затраты на факторы производства.

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли.

Прибыль – это превыше­ние выручки от продажи товара над общими издержками (затрата­ми) ресурсов на его изготовление и организацию продажи.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИрасходы на приобретение всего объема ресурсов, кото­рый фирма использовала для организации производства определенного объема продукции.

Любая фирма при осуществлении своей дея­тельности пользуется ресурсами двух видов:

• внешними;

• внутренними.

Внешние ресурсы –это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан (матери­алы, детали, энергия, рабочая сила и т.д).

Они расходуются для производства определенного объема продукции, а для изготовления следую­щей партии их надо приобретать вновь.

Соответственно затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему внешние ресурсы и услуги называются внешними или явными издержками (плата за сырьё и материалы, заработная плата работников, выплата процентов за кредит, арендная плата, транспортные расходы и многое другое).

В обобщённом виде можно сказать, что это те затраты, которые подкрепляются платёжными документами и проходят учёт в бухгалтерских книгах. Поэтому эти издержки ещё называют бухгалтерскими издержками.

Внутренние ресурсы – это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности (помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для создания фирмы, предпринимательские способности владельца фирмы).

Соответственно внутренние (скрытые или альтернативные) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию.

Внутренние издержки это неполученные доходы от альтернативного использования внутренних ресурсов фирмы. У владельца капитальных активов, материальных ресурсов всегда есть возможность их альтернативного использования. Принимая решение в пользу одного варианта, он отказывается от другого и всегда что-то теряет, теряет доход в какой-то другой форме.

Например, предприниматель, вкладывая деньги в производство, а не в банк, отказывается от получения дохода в виде процента. Здание, которое принадлежит фирме и ис­пользуется для ее деятельности, можно было сдать в аренду кому-то дру­гому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не мень­шем возможной арендной платы.

Поэтому все внутренние ресурсы тоже имеют для фирмы ценность, и потому общая величина ее издержек складывается из:

• внешних (явных) издержек;

• внутренних (неявных) издержек.

Понимаемые таким образом общие издержки называются экономи­ческими издержками.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИобщие издержки фирмы на производство това­ров или услуг в течение некоторого периода времени, определенные с учетом внут­ренних (неявных) затрат.

Прилагательное «экономические» в этом определении связано с раз­личием во взглядах на издержки между экономистами и бухгалтерами, а также налоговыми службами государства.

Ни бухгалтеры, ни налоговые службы не учитывают в составе затрат фирмы ее внутренние (неявные) издержки. Для них реальны только те издержки, которые были действительно осуществлены и отраженны в бухгалтерских документах, а потому именуемые бухгалтерскими издержками.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИобщая сумма внешних (явных) затрат фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода времени.

Это первый подход к классификации производственных затрат.

Понимание издержек будет неполным, если мы не обратим внимания на то, что издержки фирмы формируются по-разному в за­висимости от вида используемых ресурсов и объема производства.

Сравним, например, издержки, связанные с использованием мате­риалов, и издержки, связанные с использованием производственных помещений.

Если материалы в процессе изготов­ления продукции теряют свой внешний вид, превращаясь в готовые из­делия (а часть - в отходы), то производственные цеха остаются на ме­сте и после того, как их покинет очередная партия изделий, кроме того, они не меняют своих размеров и своего оборудования.

Допустим, что они были возведены из расчета на производство 100 автомобилей в сутки. Но если в этом цехе и на этом оборудовании из-за упавшего спроса будет производиться не 100, а, скажем, 90 автомобилей, то от этого не изменятся ни размеры цеха, ни объем установленного в нем оборудо­вания.

Различия в масштабах изменения производственных ресурсов при изменении объемов производ­ства позволяют разбить все виды издержек (затрат) (С) на две категории:

1) постоянные издержки;

2) переменные издержки.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (FC) - это те издержки, которые нельзя изменить в крат­косрочном периоде, и потому они остаются одними и теми же при любых из­менениях объемов производства товаров или услуг.

Постоянные FC издержки производства не зависят от объема выпускаемой продукции Q и возникают уже тогда, когда производство еще не начато. Так, еще до начала производства предприятию следует иметь в распоряжении такие факторы, как здания, машины, оборудование.

В краткосрочном периоде к постоянными издержками относятся, например, арендная плата за помещения, затраты на охрану, налог на недвижимость, издержки связанные с обслуживанием оборудования, вып­латы в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные адми­нистративные и иные накладные расходы и т.п.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ () - это те издержки, которые можно изменить в крат­косрочном периоде, и потому они изменяются при любом изменении объемов производства.

В эту категорию входят издержки на материалы, энергию на производственные цели, комплек­тующие изделия, заработную плату.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ(ТС)представляют собой сумму постоянных и переменных издержек, или совокупные издержки фирмы, на приобретение всех факторов производства и организацию их функционирования.

-общие издержки на производство

Зависимость между объемом производства и уровнем издержек производства описывается с помощью соответствующих кривых (рис. 1).

Рисунок 1. Структура общих издержек и различия в изменении сумм постоянных и переменных издержек при изменении объемов производства

 

Для фирмы очень важно знать в динамике и средние издержки (АС) фирмы - издержки на производство одной единицы продукции.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ - издержки на изготовление единицы продукции, получа­емые делением общей суммы затрат на объем изготовленной продукции за определенный период времени.

 
 


-средние общие издержки (общие издержки на единицу

продукции);

 
 


- средние переменные издержки (переменные издержки на единицу продукции)

 

- средние постоянные издержки (постоянные издержки на единицу продукции)

 
 

 


Чтобы разобраться в природе средних и маржинальных затрат, по­смотрим на график (рис. 2), данные, использованные для его построения при­ведены в табл. 1., и для начала попытаемся с его помощью проана­лизировать изменение средних затрат.

Таблица 1. – Расчет издержек

Объем выпуска, ед. Переменные издержки на весь объем выпуска, тыс. руб. Постоянные издержки, тыс. руб. Общие издержки на весь объем выпуска, тыс. руб. Средние переменные издержки на единицу продукции, тыс. руб. Средние постоянные издержки на единицу продукции, тыс. руб. Средние общие издержки на единицу продукции, тыс. руб. Предельные издержки на единицу продукции, тыс. руб.
Q VC FC TC AVC AFC ATC МС
        1,2 1,5 2,7  
        0,8 0,75 1,55 0,4
        0,7 0,5 1,2 0,5
        0,9 0,4 1,3 1,5

Рисунок 2. Закономерности изменения средних затрат при увеличении

масштабов производства и изменение средних затрат и прибыли от продажи единицы продукции при увеличении объемов производства и рыночной цене на уровне 3,0 млн руб.

AFC - средние постоянные затраты;

AVC - средние переменные затраты;

АТС - средние общие затраты

МС – предельные издержки

Пmах - максимальная величина прибыли от продажи единицы продукции;

П40 - величина прибыли от продажи единицы продукции при объеме производства в 40 единиц

Данные табл. 1 и рис.1, 2 отражают несколько очень важных зако­номерностей изменения затрат фирмы.

Они заключаются в том, что по мере роста масштабов производства:

1) сумма (величина) постоянных затрат не меняется, а сумма (величина) средних посто­янных затрат (посто­янных затрат приходящихся на единицу продукции) снижается;

2) сумма (величина) переменных затрат возрастает, а сумма (величина) средних перемен­ных затрат (перемен­ных затрат приходящихся на единицу продукции) сначала снижается, а потом воз­растает;

3) общая сумма (величина) всех затрат возрастает, а сумма (величина) средних общих затрат (общих затрат приходящихся на единицу продукции) сначала снижается, а потом возрастает.

Следовательно, чем в больших масштабах фирма изготавливает свою продукцию (или оказывает услуги), тем дешевле ей в среднем обходит­ся поначалу каждая единица товара. Следовательно, при неизменной рыночной цене с каждой единицы товара фирма будет сначала получать все боль­шую прибыль.

Причиной тому является неуклонное снижение средних постоянных зат­рат при росте масштабов производства.

По определению, сумма этих затрат постоянна (скажем, в течение месяца). Значит, по мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки по мере увеличения объема выпуска снижаются.

Поэтому, как хорошо видно на рис. 2, кривая этих затрат AFC опус­кается все ниже по мере роста объема производства.

В силу этого увеличение масштабов производства, создание все более крупных производств (в определенных границах) обеспечивают существенное снижение как средних постоянных затрат, так и средних общих затрат.

Эту экономическую закономерность называют эффектом масштаба.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА - рост масштабов годового выпуска продукции в опреде­ленных пределах, ведущий к снижению средних издержек производства.

Что по­зволяет либо получать больше прибыли с единицы товара при неизменных ценах, либо снижать цены, чтобы завоевать большую долю рынка и получить большую массу прибыли.

Возможность снижения затрат на производство при росте его масштабов до экономически рационального предела и науч­но-техническая революция обусловили гигантское развитие в XX в. се­рийного и массового производства товаров. А это не только преобра­зило промышленность появлением огромных предприятий, но и позво­лило резко повысить уровень благосостояния граждан промышленно развитых стран.

Но наращивание масштабов производства не может быть безгранич­ным и рационально лишь до определенных пределов. Непонимание это­го менеджерами фирмы может привести к неверным решениям.

Так, на рис. 2 видно, что при превышении определенной границы (в нашем примере - объема выпуска в 30 единиц в месяц) средние пе­ременные и общие издержки не только перестают снижаться, но начи­нают возрастать. Значит, даже при неизменной рыночной цене товара за этой границей рост объемов производства оборачивается постепен­ным снижением величины прибыли от продажи единицы товара и даже падением ее до нуля.

Именно это обстоятельство иллюстрирует рис. 2.

При ежемесяч­ном выпуске на уровне 30 единиц средние общие издержки оказываются самыми низкими, а прибыль с единицы товара - наибольшей (именно на это указывает стрелка с обозначением Птах).

Но если фирма будет продолжать наращивать объем выпуска в течение месяца, то средние издержки станут возрастать (кривая средних затрат начнет сближаться с линией, обозначающей уровень рыночной цены). Тогда величина при­были с каждой единицы продукции будет становиться все меньше (дли­на стрелки П40, показывающей размер прибыли с единицы продукции при объеме выпуска 40 единиц в месяц, существенно меньше, чем стрел­ки Птах).

Причина такой динамики средних общих затрат связана с влиянием изменения затрат еще одного вида. Эти издержки называют обычно мар­жинальными (от англ. margin - «граница»), или предельными.

МАРЖИНАЛЬНЫЕ (ПРЕДЕЛЬНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ - реальная сумма издержек, которую требует изготовление каждой дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки МС – прирост общих издержек, вызванный выпуском дополнительной единицы продукции:

где: ΔТС – прирост общих издержек;

ΔQ – прирост объема производства;

Предельные издержки можно представить как разность между издержками производства n единиц продукции и издержками производства n-1 единиц продукции:

МС = ТСn – TCn-1 ,

где: ТСn – общие издержки на производство n-го количества продукции;

TCn-1 – общие издержки на производство n-1-го количества продукции.

Поскольку с ростом выпуска возрастают лишь переменные затраты (TC = VC), то можно записать:

 
 

 

 


где: – прирост переменных издержек;

– вызванный ими прирост продукции.

Предельные издержки, показывая, во сколько обойдется фирме увеличение выпуска на единицу, решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

По мере увеличения объема производства предельные издержки сначала снижаются, а затем начинают расти.

Пример: Если при росте объема продаж на 100 ед. товара, издержки фирмы возрастут на 800 руб., то МС = 800/100 = 8 руб. Это означает, что дополнительная единица товара обходится фирме в дополнительные 8 руб (это и есть предельные издержки).

Можно сказать и так: предельные затраты – это затраты, связанные с выпуском последней единицы продукции.

Приведем пример расчета затрат. Пусть при выпуске 10 ед. переменные затраты составляют 100, а при выпуске 11 ед. они достигают 105. Постоянные затраты не зависят от выпуска и равны 50. Тогда:

Q FC VC TC (FC+VC) AFC (FC/Q) AVC (VC/Q) AC (TC/Q) MC ( TC/ Q)
               
        4,55 9,55 14,1  

В нашем примере выпуск увеличился на 1 ед. (∆ Q = 1), при этом переменные и суммарные затраты возросли на 5 (∆ VC = ∆ TC = 5). Следовательно, дополнительная единица выпуска потребовала увеличения затрат на 5. Это и есть предельные затраты производства одиннадцатой единицы продукции (МС = 5).

Т.о. при анализе рыночного поведения фирмы большую роль играют предельные затраты.

Динамику издержек в краткосрочном периоде можно проследить на графике семейства кривых (рис. 3):

 

 

Рисунок 3. Динамика издержек производства в краткосрочном периоде

Положение кривой предельных издержек (МС) обусловлено движением переменных издержек (). Пока МС < AVC, AVC будут снижаться: как только MC>AVC, начнется и рост AVC.

Аналогичная связь между МС и АТС: пока MC<ATC, последние будут падать, как только МС будет превышать АТС, последние начнут расти.

Следовательно, кривая МС пересекает кривые AVC и АТС в точках их минимума.

Исчисление предельных издержек крайне важно, так как предприниматель обязан знать, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Их сочетание даст ему в конечном итоге сигнал, где необходимо остановить расширение производства.

Т.О. увеличение масштабов производства всегда требует тщательного обоснования, чтобы не получилось, что предельные издержки на произ­водство дополнительной единицы товара сравняются с выручкой от ее продажи и прибыль станет нулевой. При такой экономической ситуации фирме следует прекратить на­ращивание выпуска товаров, пока она не найдет способ либо снизить предельные издержки на их изготовление, либо добиться сбыта товаров по более высокой цене.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.