КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика переживаний школьника на разных этапах обучения (по А. И. Божович)
В своей монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Л. И. Божович рассмотрела основные аспекты влияния процесса обучения на психику школьника [12]. Для этого она выделила четыре основных этапа, связанных с порождением и развитием отношений ребенка к школе как элементу социальной среды. 1. Период подготовки ребенка к школе и проблема готовности к школьному обучению. 2. Младший школьный возраст и формирование отношения к учению. 3. Средний школьный возраст и стремление школьников найти свое место в коллективе. 4. Старший школьный возраст и стремление школьников к определению своего места в жизни. В рамках каждого из выделенных этапов автор рассмотрела те изменения, которые происходят в мотивационной сфере самого школьника. Анализ взаимодействия этих факторов и их отражения в переживаниях самого школьника позволил сделать определенные выводы о специфике развития личности школьника на каждом из этих этапов. Рассмотрим содержание каждого из указанных этапов более подробно. Личностная готовность ребенка к школьному обучению Психологический анализ проблемы готовности к школьному обучению в основе своей опирается на сравнение специфики дошкольного детства и процесса школьного обучения. Школа выступает как источник коренных изменений места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни. В первую очередь она предполагает включение ребенка в новый тип социальной реальности, связанной со множеством социальных требований. Вместо «я хочу» появляется суровое — «ты должен», ведь школьник должен каждый день вовремя приходить в школу, заниматься в соответствии с расписанием определенными предметами, вести себя, как того требуют правила, отчитываться перед родителями о своих школьных успехах и т. д. Другой не менее важный аспект готовности к школе — возможности ребенка по произвольной организации своей познавательной деятельности. Это связано с тем, что в дошкольный период приобретение ребенком знаний представляет собой «побочный продукт» его жизнедеятельности — игры, общения, личного опыта. В силу этого данный процесс совершается непроизвольно и во многом зависит от имеющихся у детей непосредственных познавательных интересов. Школьное обучение, наоборот, отличается своей систематичностью и целенаправленностью. Это предъявляет качественно новые требования к психике ребенка. Чтобы соответствовать ожиданиям школы, он должен проявлять целеустремленность, преднамеренность, произвольность своей психической активности. Практически все его учебные действия должны быть подконтрольны сознанию. Поступающий в школу ребенок должен быть готов к этому новому образу жизни. Это выражается в наличии такого качества, как «личностная готовность» к школьному обучению. «Личностная готовность ребенка к школьному обучению (выражающаяся в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и к себе лично) предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и ту их специфическую структуру, которая определяет внутреннюю позицию школьника» [12, с. 217]. Личностная готовность отличается от всего, что связано с готовностью интеллектуальной, и предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения. В своей общей структуре эти мотивы должны образовывать то, что называется внутренней позицией школьника. Ее основу составляют две основные потребности ребенка, обеспечивающие его развитие на данном этапе: 1) познавательная потребность, которая получает в учении свое наиболее полное удовлетворение; 2) потребность в определенных социальных отношениях, выражающихся в положении школьника. Развитие познавательных потребностей необходимо отличать не только от того количественного запаса представлений, которые имеются у дошкольника по тем или иным вопросам, но и от уровня развития интеллектуальных процессов. Обучение в школе неразрывно связано с наличием у ребенка еще и определенного познавательного отношения к действительности, за счет которого только и становится возможным выделение учебной задачи. Тем самым речь идет о достижении ребенком определенного уровня развития познавательных интересов. Развитие социальных отношений приводит к появлению у ребенка такого важного новообразования, как «моральные инстанции». По сути дела, это означает появление у него определенных моральных мотивов, которые начинают особым образом регулировать его деятельность. Именно они позволяют ему отказываться от тех побуждений, которые имеют очевидную привлекательность, но не соответствуют его представлениям о нормах поведения в обществе. Тем самым возникает соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом намерении. В качестве источника возникновения данного качества автор называет отношения между ребенком и взрослым, а в качестве основного механизма — развитие его переживаний. Положительные отношения ребенка и взрослого составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Всякое неодобрение со стороны взрослого является источником негативных переживаний для ребенка. Поэтому ребенок стремится усвоить те требования, которые предъявляются взрослыми к его поведению и деятельности. По мере освоения указанных норм у ребенка складывается и закрепляется устойчивая связь между выполнением норм и положительными эмоциональными переживаниями. В итоге выполнение определенных требований и норм начинает восприниматься ребенком как само по себе положительное. Возникает определенная мотивационная инстанция, которая представлена не столько в знании, сколько в непосредственном переживании необходимости поступать так, а не иначе. Такие моральные мотивы представляют собой качественно новый тип мотивации, вызывающий к жизни и качественно новый тип поведения. Проведенные исследования позволили выявить определенную последовательность в формировании позиции школьника у детей 5-7 лет. Большинство детей задолго уже начинают мечтать о школе и выражать желание учиться. У них появляется отчетливо выраженное желание заниматься «серьезным» делом, стать более взрослыми. Их привлекает учение как содержательная деятельность, результат которой важен как для самого ребенка, так и для окружающих его взрослых. Все это позволило сделать вывод о том, что «в дошкольном возрасте формируются качественно новые особенности мотивационной сферы ребенка, выражающиеся, в о-п е р в ы х, в появлении новых по своему строению опосредствованных мотивов, в о-в т о р ы х, в возникновении в мотивационной сфере ребенка иерархии мотивов, основанной на этих опосредствованных мотивах. Это, несомненно, является важнейшей предпосылкой для перехода ребенка к школьному обучению, где сама учебная деятельность обязательно предполагает выполнение произвольных действий, т. е. действий, производимых в соответствии с принятой ребенком учебной задачей, даже в тех случаях, когда сами эти действия не являются для ребенка непосредственно привлекательными» [12, с. 240].
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |