КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переживания личности ребенка в среднем школьном возрасте
Средний школьный возраст связан с переходом из начальных классов школы в средние, когда сами школьники становятся уже подростками. Это влечет за собой целый ряд довольно значимых изменений в социально-педагогических условиях школьника. Так, обучение уже не ведется одним учителем, а осуществляется многими преподавателями. Это приводит к более широкому разбросу оценочных суждений и требований со стороны педагогов, предоставляя ученику больше возможностей для самостоятельного выбора линии поведения. Однако самое главное изменение в социальной ситуации развития школьника связано с преобразованием тех отношений, которые связывают его с коллективом учащихся. Школьный коллектив становится для него той ближайшей средой, которая начинает непосредственно влиять на формирование ведущих качеств его личности. Соответственно ведущим мотивом поведения и деятельности учащихся в школе становится их стремление найти свое место в классном коллективе. Как показывают результаты исследований, большинство форм недисциплинированного поведения школьников связано именно с тем, что школьник пытается таким путем завоевать внимание окружающих его одноклассников. Не сумев проявить себя с положительной стороны, такие школьники пытаются привлечь к себе внимание излишней бравадой, дурашливостью и другими формами неадекватного поведения. Иногда такой стиль общения приводит к тому, что ученик противопоставляет себя всему классу, но и в этом случае это всего лишь попытка восстановить утраченные связи с окружающими и занять достойное место среди товарищей. Одной из форм завоевания общественного признания становится борьба за высокие отметки, даже если реальные знания не соответствуют данным притязаниям. Это явление, которое получило название «голой погони за отметкой», возникает у школьников 5-х классов и уже к 6-му классу становится типичным для многих учеников. По своему психологическому содержанию эта тенденция связана со стремлением детей занять в структуре школьного класса престижное место «хорошего ученика». Меняется отношение школьников и к оценочным суждениям со стороны окружающих людей. Если для младшего школьника ведущую роль играло мнение учителя, то теперь на первый план выходят те высказывания, которые направлены в его адрес со стороны сверстников. Меняется и содержание подобных суждений. Для младших школьников главными являются те качества, которые характеризуют их как примерных учеников. Подростки больше внимания уделяют таким поступкам и делам, которые характеризуют нравственные качества, свидетельствуют о положительном отношении окружающих. Считается, что школьники стремятся всячески избегать критики со стороны своих товарищей и находятся в состоянии постоянной тревоги по поводу отношения к ним других подростков. Если раньше эмоциональное благополучие ребенка зависело в основном от окружающих его взрослых — родителей, учителей, то теперь определяющим фактором становится школьное окружение. Подростки очень боятся быть отвергнутыми окружающими, поэтому ради интересов группы могут поступиться собственными моральными принципами. Изменение социальной ситуации приводит в конечном счете к появлению у подростков такого психологического новообразования, как новый уровень самосознания. Формирование самосознания происходит на фоне возросшего интереса подростков друг к другу. Это приводит к тому, что поведение и деятельность других школьников и самого подростка становятся объектом пристального внимания и анализа. Как правило, сначала школьник пытается выделять те или иные качества из отдельных видов своего поведения и лишь затем осознает их как относительно устойчивые качества своей личности. Развитию самосознания во многом способствует оценка качеств личности подростка со стороны других людей. Интерес подростков к собственной личности находит свое выражение в формировании достаточно устойчивой самооценки, которая во многом определяет уровень притязаний. В результате у школьников возникает «потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведет к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно такого рода переживания выражены в среднем школьном возрасте» [12, с. 433]. Происходящие во внутреннем мире подростка изменения приводят к тому, что объективное положение школьника перестает в полной мере удовлетворять его. У него начинают формироваться потребности, связанные со стремлением выйти за пределы школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Возникает то, что в психологии определяют как «чувство взрослости»: внешне школьник еще ребенок, но внутренне представляет себя взрослым. В том случае, если эта потребность оказывается нереализованной, у подростка возникают аффективные переживания. Именно они выступают причиной многих конфликтов и противоречий в поведении школьников данного возраста.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |