КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 7
Уголовно-правовые способы защиты авторских прав Способы защиты авторских прав Юрисдикционная, т.е. та, что обеспечивается с использованием госаппарата (уголовное и гражданское судопроизводство и производство по делам об административных нарушениях). Эта форма защиты права интеллектуальной собственности, особенно защита права интеллектуальной собственности в суде, - наиболее острое и эффективное оружие защиты. Суть ее выражается в том, что «лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения». В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве «средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны»[1]. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе. Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. Формы защиты авторских прав В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде «право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав». Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права. Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора. Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд. В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз. Большинство норм о защите интеллектуальных прав сосредоточено в гл. 69 ГК «Общие положения». В главе 70 ГК РФ, посвященной авторскому праву, имеется лишь ст. 1301, которая предусматривает единственный специальный вид ответственности - компенсацию за нарушение исключительного права на произведение.В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ компенсация может взыскиваться вместо возмещения убытков по выбору правообладателя только в случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных видов интеллектуальной собственности. В настоящее время она предусмотрена в ГК в отношении произведений науки, литературы и искусства, а также в отношении товарных знаков и наименований места происхождения товаров. Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права - уголовного или административного - является дополнительным. Попытка их конструирования как самостоятельных обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем. Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам. Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом. Далее рассмотрим неюрисдикционную форму защиты авторских прав. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. По мнению А.П. Сергеева, «к неюрисдикционной форме защиты относится и самозащита прав». Не давая определения этого понятия, ГК РФ все же содержит требования к способам самозащиты (ст. 14 ГК РФ). Во-первых, эти способы должны быть соразмерны нарушению и, во-вторых, они не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Наиболее распространенными примерами самозащиты прав являются действия, совершенные в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. В соответствии с другой точкой зрения, это действия, направленные на защиту прав только в договорных отношениях. Третий подход примиряет первые два: «самозащита представляет собой действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав как во внедоговорных, так и в договорных отношениях»[2]. Последняя точка зрения представляется наиболее верной, по крайней мере, в отношении современного законодательства, ибо самозащита гражданских прав является универсальной формой защиты права, о чем говорится в ст. 12 ГК РФ. Именно свойство универсальности и позволяет говорить о том, что самозащита действительно применима и в договорных, и во внедоговорных отношениях, так как соответствующие действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав, могут быть применены управомоченным субъектом независимо от того, находится ли он в договорных отношениях с лицом (лицами), на защиту от действий которых направлено поведение данного субъекта. По сей день в литературе остается спорным вопрос об отношениях, в рамках которых применима самозащита. Ряд авторов под самозащитой понимают действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав только во внедоговорных отношениях. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. Говоря о неюрисдикционной форме защиты прав, нельзя не упомянуть о мерах оперативного воздействия. По мнению Э.П. Гаврилова, эти меры имеют правоохранительный характер. Он проявляется в том, что, во-первых, оперативные меры применяются исключительно в связи с фактом нарушения контрагентом договорных обязательств, который по времени непременно должен предшествовать применению названных мер, и, во-вторых, «применение управомоченным лицом данных мер в значительной степени направлено на устранение возможных убытков в будущем»[3]. Меры оперативного воздействия можно определить как предусмотренные законом и (или) соглашением сторон юридические средства правоохранительного характера, которые при наличии нарушения обязательства (иногда угрозы его нарушения) применяются к должнику самим управомоченным лицом как стороной договорного правоотношения без обращения к компетентным государственным органам за защитой своего нарушенного права. Таким образом, меры оперативного воздействия имеют следующие отличия от самозащиты: а) являются действиями юридического, а не фактического характера; б) они применяются при условии, что это предусмотрено в законе и (или) договоре сторон; в) при использовании оперативных мер лицо, их применяющее, не должно оценивать ни наличие вины контрагента в нарушении тех или иных обязательств по договору, ни свои действия, с точки зрения их соответствия соразмерности нарушения, как это надлежит делать в случае самозащиты. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности. Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов, при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства. Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны - участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства). Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке. По нашему мнению, наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты имеет гражданско-правовая защита авторских прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Для борьбы с нарушениями авторских прав созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с «пиратством» аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Гражданское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты. Статьи 1251-1253 Гражданского кодекса РФ предусматривают следующие способы защиты нарушенных авторских прав: • признание права; • восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; • возмещение убытков; • выплата компенсации в определенных законом пределах; • изъятие материального носителя; • компенсация морального вреда; • публикации решения суда о допущенном нарушении; • ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Гражданский кодекс РФ разделяет способы защиты авторских прав на способы защиты личных неимущественных прав и способы защиты имущественных прав. К первым относятся признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий, нарушающих право; компенсация морального вреда и публикация решения о допущенном нарушении[4]. Ко вторым относятся признание прав; прекращение действий, нарушающих право; возмещение убытков; изъятие материального носителя; публикация решения суда о допущенном нарушении; выплата компенсации (ст. 1252 ГК РФ), а также ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (ст. 1253 ГК РФ). Такие способы защиты авторских прав, как публикация решения суда о допущенном нарушении, а также ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, являются новеллами в отечественном законодательстве. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских прав и охраняемых законом интересов. Авторские права по своей природе «являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав»[5]. В числе таких способов можно назвать: требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, присуждение к исполнению обязанности в натуре, взыскание неустойки и некоторые другие. Предусмотренные законом способы защиты авторских прав неоднородны по своей юридической природе. Прежде всего, их можно подразделить на способы защиты, применяемые при нарушении договорных обязательств, и способы, применяемые при внедоговорном нарушении авторских прав. Суть такого подразделения состоит в том, что при нарушении договорных обязательств в сфере авторских прав может быть применен любой из указанных способов защиты, а при внедоговорном нарушении авторских прав не могут быть применены такие способы защиты, как присуждение к исполнению обязательства в натуре и неустойка. В отечественной науке «способы защиты традиционно делятся на меры ответственности и меры защиты»[6]. Их различие состоит в том, что меры ответственности применяются лишь к виновным нарушителям субъективных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты авторских прав «мерами ответственности являются лишь возмещение убытков, выплата компенсации, компенсация морального вреда и неустойка, все остальное - это меры защиты»[7]. Вместе с тем в литературе нередко отмечалась определенная условность терминов «меры ответственности» и «меры защиты», так как и те, и другие являются способами гражданско-правовой защиты субъективных прав. Они имеют целью охрану общественных отношений, а также восстановление имущественного либо неимущественного положения граждан и юридических лиц. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты. В гражданском законодательстве Российской Федерации можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые имеют универсальный характер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективного права. Данные способы защиты установлены ст. 12 ГК РФ. Второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых для защиты только конкретных видов гражданских прав или для защиты от конкретных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы предусмотрены ст. 1251-1253 ГК РФ. Рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы защиты авторских прав. Признание авторских прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского права подвергается сомнению, авторское право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства как раз и «является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению»[8]. Признание права как средство его защиты по самой своей сути может быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, «чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение»[9]. Однако иногда требование о признании права имеет самостоятельное значение и не поглощается другими способами защиты. Требование о признании права может относиться к личным неимущественным правам автора, к имущественным правам или ко всей совокупности авторских прав. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде. В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении. Также в этом случае автор или иной правообладатель может потребовать проставления на экземплярах произведений имен создателей, уничтожения контрафактных экземпляров и т. п. Восстановление нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как и признание права, может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты являются «наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки»[10]. Требование о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав. В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т. е. и в виде реального ущерба, и виде упущенной выгоды. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки включают в себя реальный ущерб, т. е. расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества и упущенную выгоду, иначе говоря, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В качестве примера реального ущерба можно указать на расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите нарушенных авторских или смежных прав, на уплату пошлины при предъявлении иска в суд и т. п. Реализация такого способа защиты для правообладателей весьма затруднительна, поскольку требует предоставления доказательств факта наличия убытков, их размера, а также того, что убытки причинены действиями конкретного нарушителя. Гораздо чаще убытки в рассматриваемой области выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений. Представляется, что в настоящее время «этот вид убытков не может сводиться только к выплате того гонорара, который получил бы автор, если бы его права не были нарушены»[11]. Во-первых, действующее законодательство отказалось от нормирования авторского вознаграждения, сохранив лишь минимальные ставки, которые в соответствии с п. 4 ст. 1286 ГК РФ устанавливаются Правительством РФ за отдельные виды использования произведений. Вместе с тем ориентация на минимальные ставки была бы явно несправедливой мерой по отношению к потерпевшим. Взыскание же вознаграждения по максимальным ставкам, что практиковалось в прежние годы, сейчас невозможно. Во-вторых, если упущенная выгода сводилась бы к невыплаченному гонорару, эта мера ответственности становилась бы явно несоизмеримой по сравнению с другими предусмотренными законом способами компенсации упущенной выгоды. Поэтому «в качестве упущенной выгоды должна рассматриваться, по меньшей мере, вся та прибыль, которая незаконно получена нарушителем авторского права»[12]. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы, что означает взыскание как реального ущерба, так и полученного нарушителем дохода. Таким образом, такой способ защиты как взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права, можно рассматривать в качестве способа определения упущенной выгоды как элемента убытков. Так, «издательство выпустило без согласия автора его произведение и издало тиражом 1000 экземпляров. Доходы, полученные издателем, составили 50000 рублей, так как книга продавалась по цене 50 рублей за экземпляр. При применении данного способа защиты следует исходить из определения не прибыли нарушителя, составляющей разницу между полученным доходом и произведенными затратами, а всего полученного в связи с использованием контрафактных произведений»[13]. Это связано с тем, что у автора нет реальной возможности доказать получение нарушителем дохода в виде чистой прибыли за вычетом расходов, понесенных нарушителем. Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное. По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что закон допускает передачу обладателю авторского права по его требованию контрафактных экземпляров произведения, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки. Если потерпевшего такая форма возмещения убытков не устраивает, он может настаивать на денежной компенсации его имущественных потерь. Правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков или компенсацией. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Для взыскания компенсации достаточно «доказать лишь факт правонарушения, а не причинение и размер убытков»[14]. Учитывая это обстоятельство, многие нарушители, особенно тогда, когда интересы потерпевших представляют организации, занимающиеся управлением авторскими правами на коллективной основе, а само нарушение достаточно очевидно, выплачивают потерпевшим компенсацию в добровольном порядке. При определении конкретного размера компенсации суды учитывают предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, масштабность нарушения, количество потерпевших, степень вины нарушителя и некоторые другие факторы. Ошибочным представляется утверждение, что «компенсация должна соответствовать размеру понесенных убытков»[15]. Если бы это было так, то отсутствовала бы необходимость в таком способе защиты прав, как компенсация, достаточно было бы возмещения убытков. Напротив, компенсация чаще всего применяется, когда размер убытков трудно или вообще невозможно определить. Правоприменительная практика судов показывает, что размеры взысканной компенсации в среднем составляют от 10000 до 400000 рублей[16]. При определении размера компенсации согласно абз. 2 п. 3 ст. 1252 ГК РФ суды должны исходя из требований разумности и справедливости, учитывать характер нарушения и иные обстоятельства дела. Размер компенсации, предусмотренный ст. 1301 ГК РФ, включает в себя также двукратный размер стоимости экземпляров произведений, которые могут взыскиваться одновременно. Вместо двукратного размера стоимости экземпляров произведений может быть взыскан двукратный размер стоимости прав на использование произведений. Как правило, это имеет место в тех случаях, когда нарушение авторских прав состоит не в выпуске контрафактных экземпляров произведений, а в совершении других действий, например, публичный показ и исполнение. Размер стоимости прав определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведении. На наш взгляд, так как сам законодатель не конкретизирует сферу применения рассматриваемой санкции, она применима и к договорным, и к внедоговорным отношениям. Выбор конкретной формы возмещения причиненного вреда осуществляется исключительно по усмотрению самого потерпевшего, который не обязан обосновывать его перед судом. Нет никаких оснований и для утверждения о том, что «правовая природа выплаты компенсации отлична от возмещения убытков и представляет собой особый вид ответственности»[17]. Напротив, обе санкции, равно как и требование о взыскании незаконно полученного нарушителем дохода, являются, в сущности, одной и той же мерой ответственности, а именно взысканием убытков. Одной из мер, направленных на защиту исключительных и личных неимущественных прав является опубликование решение суда о нарушении в средствах массовой информации. При этом в публикации может быть приведено решение не в полном объеме, но обязательно в решении должны указываться вид нарушения, нарушитель, действительный обладатель исключительных прав. Согласно п. 3 ст. 1250 ГК РФ публикация решения суда о допущенном нарушении (подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет. Наряду с применением одного из рассмотренных способов защиты, выбор которого осуществляется самим потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности «нарушения личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются и в рассматриваемой сфере»[18]. Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, которые могут нести лишь физические лица. Таким образом, требовать взыскания морального вреда вправе лишь авторы. Авторы употребляются в широком смысле и включают в себя также их наследников. В соответствии с абз. 1 ст. 150 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Данная статья как раз устанавливает такой случай, когда моральный вред может быть возмещен и при нарушении только имущественных прав. Таким образом, при нарушении прав авторов они вправе требовать компенсации морального вреда, не доказывая причинения вреда личным неимущественным правам или иным нематериальным благам. Моральный вред взыскивается при наличии вины нарушителя, за исключением случаев, предусмотренных законом, например, если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Защита исключительных прав осуществляется путем предъявления требования об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5 ст. 1252 ГК РФ - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Изъятие материального носителя, предусмотренное подп. 4 п. 1 ст. 1252 ГК РФ применяется в отношении контрафактных экземпляров в соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Данная мера может быть применена исключительно судом. Объектами конфискации могут быть: «контрафактные экземпляры произведений или фонограмм; материалы и оборудование, используемые главным образом или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, т. е. воспроизведения контрафактных экземпляров произведений и фонограмм; иные орудия совершения правонарушения»[19]. Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя является новеллой для российского законодательства и направлена на ужесточение мер по борьбе с нарушением интеллектуальных прав. Согласно ст. 1253 ГК РФ, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты литературного произведения, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке. Положения данной статьи корреспондируют абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в связи с допущенными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Основанием для ликвидации может служить только нарушение исключительного права. Нарушение личных неимущественных прав автора, права следования и иных прав не влечет таких последствий. Неоднократное нарушение исключительных прав может означать простую повторность нарушения. Грубое нарушение, учитывая нормы Уголовного кодекса РФ, прежде всего применительно к индивидуальным предпринимателям, может означать незаконное использование охраняемых объектов в крупном или особо крупном размере. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по приговору суда общей юрисдикции возможно в соответствии со ст. 146,147, 180 Уголовного кодекса РФ. Следует отметить, что критерии неоднократности и грубости нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности являются оценочными, и принятие решения в каждом конкретном случае будет зависеть от обстоятельств дела и внутреннего убеждения суда. Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения. Согласно п. 1 указанной статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения. В соответствии с п. 2 указанной статьи в отношении произведений не допускается: 1) осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав; 2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав. Новым в ней (по сравнению со ст. 48.1 Закона об авторском праве и смежных правах) является включение в понятие технических средств наряду с техническими устройствами и их компонентами также любых технологий, при помощи которых осуществляется защита авторских прав. В Российской Федерации правовая защита интеллектуальной собственности со стороны судебной ветви власти обозначена в нормативном содержании актов всей правовой системы, но на практике реализовать защиту в суде сложно, и, как следует заметить, не только правообладателям, старающимся обеспечить свое изобретение от посягательств третьих лиц, но и самим отправителям правосудия, в связи со сложностью природы объектов интеллектуальной собственности. Не смотря на это, действующее гражданское законодательство содержит достаточно широкие возможности для защиты авторских прав. Поскольку эти права являются по своей природе субъективными гражданскими правами, правообладатели имеют возможность воспользоваться любыми общими способами защиты гражданских прав. Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из: 1) двух альтернативных деяний: а) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав; б) присвоения авторства; 2) крупного ущерба; 3) причинной связи между указанными деяниями и ущербом. Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора «воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения»[20]. Присвоение авторства может заключаться в издании произведения под чужим именем, включении части произведения в свое произведение без ссылки на автора (плагиат), приписка к числу авторов фамилий тех, кто фактически соавтором не являлся, принуждение к соавторству, неуказание имени соавтора в выходных данных произведения. Обязательным элементом объективной стороны являются последствия преступления - причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю. Под крупным ущербом имеется в виду стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, которая превышает пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей. Помимо этого, суду следует учитывать не только материальный, но и моральный ущерб (например, издание монографии без указания имени одного из основных авторов). При отсутствии крупного ущерба может идти речь о гражданско-правовой ответственности. Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным. Поэтому «противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление»[21]. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что незаконно использует объекты авторского или смежных прав либо присваивает авторство, предвидит, что этим причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить. Субъективная сторона рассматриваемого преступления помимо умысла характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными «мотивами его совершения являются корысть и честолюбие»[22]. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п. Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Квалифицированный состав преступления возникает в том случае, когда рассматриваемые деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 146 УК РФ). Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего, они являются делами так называемого частного - публичного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Правда, в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсутствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения. Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом характеризует данный вид дел частно-публичного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится следственными органами. Вот на что надо обратить внимание: 1. Письменные доказательства: · авторский договор, сообщения средств массовой информации о создании данного произведения; документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением; дипломы, призы или иные награждения за создание произведения; письма, дневники и др. · трудовой договор, документально оформленное служебное задание, обязывающее работника создать или принять творческое участие в создании произведения (в виде приказа, распоряжения, служебной записки, задания и т.п.), акты сдачи-приемки работ, выполненных в порядке служебного задания, должностные инструкции, служебная переписка, касающаяся создания произведения, и др. Несмотря на сравнительно большую определенность сведений, содержащихся в письменных доказательствах, они также зачастую имеют косвенный характер. 2. Вещественные доказательства, которыми в данном случае могут быть: оригинал произведения с указанием автора; экземпляр произведения с указанием автора; рабочие рукописи, зарисовки и др.; материалы, заготовки, формы, которые использовались при создании оригинала; предыдущие работы автора в этом направлении. Следует отметить, что «многие категории произведений могут исследоваться в качестве письменного и (или) вещественного доказательства. При этом критерием выбора необходимого процессуального порядка является форма представления сведений, необходимых для целей судебного разбирательства»[23]. Если их носителем является текст произведения, то оно подлежит исследованию в качестве письменного доказательства. Если же имеют значение иные свойства произведения (цвет, форма, материал и т.п.), оно рассматривается как вещественное доказательство. 3. Объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, которые могут сообщить сведения, подтверждающие или опровергающие факт создания произведения автором. В качестве таковых в суд могут быть вызваны: автор (соавторы), его родственники, сослуживцы, коллеги, работодатель автора, заказчик произведения и иные лица, обладающие нужной информацией. Можно отметить, что использование личных доказательств по данной категории дел часто необходимо, т.к. сведения, касающиеся создания произведения, во многих случаях невозможно получить из иных источников. 4. Заключение эксперта - иногда достаточно достоверные результаты может дать автороведческая экспертиза. Однако следует учитывать, что использование экспертизы для установления авторства возможно, когда объективная форма произведения отражает «индивидуальный почерк, стиль, несет в себе отпечаток личности автора (произведения литературы, живописи и т.п.)»[24]. В случаях, если индивидуальность создателя не выражена в произведении так явно (фотография, программы для ЭВМ, базы данных, сборники и т.п.), прямое применение экспертных знаний является затруднительным или совсем невозможным. Также для установления авторства могут быть использованы иные виды экспертизы: литературоведческая, искусствоведческая, экспертиза подписи и почерка Если нарушение авторских прав совершено впервые, если характер деяния и данные о личности правонарушителя свидетельствуют, о возможности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определение о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко. [1] Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. - 2008. - № 2.- С. 19-21. [2] Вайпан В. А., Любимов А. П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика.- 2008.- № 1.- С. 4-8. [3] Гаврилов Э. П. Защита авторских прав // Российская юстиция. - 2007.- № 10. - С. 43. [4] Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Ч. 4 / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2008.- С. 105. [5] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8.- С. 155-164. [6] Федоскина Н.И. Основания и порядок применения способов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных гражданским законодательством // Журнал российского права. - 2006. - № 9. - С. 103-113. [7] Изотов Н.Н. Формы и способы защиты прав на интеллектуальную собственность: общая характеристика // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2007. - № 1. - С. 9-14. [8] Мордвинов А. Защита права интеллектуальной собственности // Законность. - 2007. - № 11. - С. 41-42. [9] Изотов Н.Н. Формы и способы защиты прав на интеллектуальную собственность: общая характеристика // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2007. - № 1. - С. 9-14. [10] Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М., 2007.- С 176. [11] Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Ч. 4 / Под ред. А. Л. Маковского. - М., 2008.- С. 81. [12] Цветков И.В. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ульяновск, 2004. - С. 5. [13] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8. - С. 155-164. [14] Гришаев С.П. Охрана и защита авторских прав// Законность.- 2008. - № 5.- С. 58. [15] Штыров В., Бертовский Л. Защита авторских прав // Законность. - 2007. - № 2.- С. 32. [16] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательных и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 [17] Колониченков Р., Пилипенко Е.Применение законодательства о защите авторских и смежных прав // Законность. - 2008. - № 9. - С. 81. [18] Симанович Л.Н. Неимущественные права авторов, нарушаемые путем компенсации морального // Исполнительное право. - 2008. - № 2. - С. 71-73. [19] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8. - С. 155-164. [20] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательных и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 [21] Рарог А.И. Уголовное право. - М., 2005.- С.354-355. [22] Кудрявцева В.Н., Наумова А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник. - М., 2000. - С. 273 [23] Федоскина Н. И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. - 2007. - № 11. - С. 37. [24] Криминалистика: Учебник/ под ред. А.Г. Филиппова. М., - 2004. - С. 149-150.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |