Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение христианства

1. Восточные боги в Риме. Со времени императора Августа в Риме стало распространяться поклонение восточным богам. Самой популярной богиней была египетская Исида, мать младенца Гора. Ей воздвигали храмы в Риме, в городах Италии и даже на краю римского круга земель - в Британии.

Римские солдаты особенно почитали индоиранского бога Митру, которого называли "Непобедимое Солнце". 25 декабря в день зимнего солнцестояния праздновался день рождения Митры.

По всей империи распространилось ожидание умирающего и воскресающего бога-спасителя.

Даже римских императоров стали именовать спасителями и оказывали им божественные почести.

2. Рим и Иудея. Во время правления Августа в далекой Иудее произошло событие, которое поначалу мало кто заметил. Однако оно оказало огромное влияние на все будущее человечества. У юной иудейской женщины Марии родился мальчик, которого нарекли Иисусом. Позже его станут называть Сыном Божиим и Христом - Мессией (помазанником), посланником Бога. От рождения Христа начнется наша эра, будет вестись современное летосчисление (см. § 2).

Иудея - южная часть Палестины. В 1 веке до н. э. римляне завоевали Иудею, но сохранили там власть местного царя. История Иисуса Христа разворачивается в Иудее во времена императоров Августа и Тиберия в годы правления царя Ирода. Римляне не преследовали и древнюю религию иудеев, сохранился высший совет иудейских священников Синедрион. В его владениях находились внутренние дела. Верховное управление Иудеей осуществлял римский наместник - прокуратор.

Галилея, где родился Иисус, - это северная область Иудеи. Здесь находился городок Вифлеем, где, как верили иудеи, должен появиться на свет Мессия (по-гречески - Христос).

3. История Иисуса Христа. Ученые многие годы спорили о том, действительно ли жил Иисус Христос или сведения о нем носят легендарный характер. Теперь ученые пришли к выводу, что Иисус жил и проповедовал свое учение в Иудее.

Жизнь Иисуса Христа и основы его учения изложены в четырех Евангелиях ("Евангелие" по-гречески - Благая весть). Авторами Евангелий были евангелисты Матфей, Марк и Лука и апостол Иоанн Богослов. О Христе также сообщается в Посланиях апостолов, входящих, как и Евангелия, в Новый Завет. Новый завет - это часть Библии - Священного Писания христиан.

Благовещение. Христиане верят, что архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной с плотником Иосифом. Архангел сообщил Марии благую весть, что у нее родится Сын Божий.

Рождество. Во время переписи населения, проводившейся римлянами, Мария и Иосиф должны были отправиться в город Вифлеем. Здесь в ночь с 24 на 25 декабря родился младенец Иисус. Места на постоялом дворе не было, поэтому Мария родила сына в яслях, где находились домашние животные. О рождении Иисуса-Спасителя возвестила Вифлеемская звезда. Три мудреца с Востока пришли поклониться божественному младенцу.

Детство и юность Иисуса. Через сорок дней после рождения Иисус, по иудейскому обычаю, был принесен в храм в Иерусалиме. Здесь старец Симеон признал в нем Мессию. Царь Ирод, боясь предсказанного появления нового царя иудейского, приказал убить всех младенцев. Мария с сыном и Иосиф бежали в Египет. Когда Иисусу было двенадцать лет, он с Марией и Иосифом прибыл в Иерусалим. Здесь он покинул их и отправился в храм, где поразил присутствующих своими мудрыми рассуждениями. В храме отрок Иисус назвался Сыном Божиим.

Крещение Иисуса. Пророк Иоанн Предтеча (Креститель), живший в пустыне, предсказал появление Христа. Он совершил крещение Иисуса, во время которого на него снизошел Дух Божий в виде голубя. После крещения Иисус Христос начинает проповедь своего учения.

Искушение. После крещения Иисус на сорок дней уходит в пустыню. Здесь его искушал дьявол, но Иисус преодолел все искушения.

Нагорная проповедь. Затем Иисус начал проповедовать свое учение. Он говорил собравшимся вокруг него о великой любви Бога к людям, о любви людей к Богу и необходимости любви друг к другу. Только в вере и любви люди могут стать совершенными. Иисус призывал не копить богатств. Он учил не судить других людей и поступать с другими так, как хотят, чтобы поступали с ними. Иисуса слушали его ученики - апостолы (по-гречески - посланцы) и множество народа.

Иисус открывает ученикам свое предназначение. После этого он сказал ученикам, что ему предназначено искупить грехи человеческие. Затем Иисус совершил различные чудеса и даже воскресил мертвого Лазаря.

Преображение. Христос и его ученики отправились в Иерусалим. Перед этим свершилось Преображение. Иисус Христос явился своим ближайшим ученикам в божественном облике, с небес раздался голос Бога: "Сей есть сын мой возлюбленный".

Въезд в Иерусалим. Перед иудейской Пасхой Иисус Христос на осле въехал в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя иудейского, Мессию, призванного освободить иудеев от власти римлян. Иудейские священники были напуганы ликованием народа. Этого нищего проповедника из Назарета они считали нарушителем иудейского закона, самозванцем. Они решили, что Иисус должен предстать перед Синедрионом для суда над ним.

Тайная вечеря. Накануне суда Иисус провел свою последнюю совместную трапезу с учениками - тайную вечерю. Угостив их хлебом и вином, Иисус сказал, что это тело и кровь его. Это был первый обряд причастия.

Иисус открыл ученикам, что один из них предаст его. Тяжела и полна тоски была ночь в Гефсиманском саду, последовавшая за тайной вечерей. Предчувствуя неизбежное, Иисус обратился к Богу с молитвой пронести мимо него чашу страданий. Его напряжение было столь велико, что он покрылся кровавым потом.

Предательство и арест. Предателем стал ученик Христа Иуда Искариот. Он привел римских воинов. Чтобы они узнали Христа, Иуда поцеловал его. Христа взяли под стражу.

Осуждение. На суде Синедриона еврейские первосвященники вынесли Христу смертный приговор, ибо он открыто заявлял, что он Мессия. Этот приговор должен был утвердить римский прокуратор Понтий Пилат. На Пилата большое впечатление произвели мудрость и достоинство осужденного. Он предложил собравшемуся народу помиловать Христа. Однако народ, еще недавно восторженно встречавший Христа, избрал для помилования разбойника, а Христа приговорили к распятию.

Распятие. Распятие было римской казнью для отверженных, рабов, нищих. Христа подвергли бичеванию. Римские стражники издевались над ним. Они надели на Христа терновый венец, насмехаясь над царем иудейским, как называли его верующие. Израненный Христос сам должен был нести свой крест на место распятия - Голгофу. Над ним сжалился Симон из Кирены и помог ему.

Стражники распяли Христа, забив гвозди ему в руки и ноги, и затем оставили его умирать на кресте. Рядом с ним распяты были два разбойника. Один из них насмехался над Христом, а другой признал в нем Господа. Христос обещал благоразумному разбойнику, что тот сегодня же попадет с ним в рай.

Через несколько часов Христос умер. На землю внезапно опустилась тьма, в иерусалимском храме разорвался священный занавес, и земля содрогнулась. Римские солдаты, еще недавно издевавшиеся над Христом, были повержены в ужас.

Воскресение. Тело Христа сняли с креста, завернули в покрывало-плащаницу и похоронили в пещере. Вход в нее завалили тяжелым камнем. Когда на третий день Мария Магдалина с девами-мироносицами пришла к месту погребения, она увидела, что камень у входа отвален, а тело Христа исчезло. Христос явился ей, но она приняла его за садовника.

Встреча с учениками. На дороге в городок Эммаус воскресший Христос беседовал с встреченными им учениками. Апостол Фома даже погрузил пальцы в его раны, чтобы убедиться, что перед ним Учитель.

Христиане верят, что своей смертью на кресте Христос искупил все человеческие грехи. Тем самым он спас человечество и каждого человека, открыл ему путь к вечной жизни. За это Христа называют Спасителем.

Вознесение. Через сорок дней Христос вознесся на небо. Христиане верят, что в конце времен Иисус Христос снова явится на землю и будет вершить Страшный суд.

Из Нового Завета мы знаем, что Христос предназначил апостолам проповедовать свое учение. Апостолы были людьми простыми, неучеными. Когда же, как считают христиане, на них снизошел Дух Святой, они заговорили на разных языках.

Апостол Петр сначала проповедовал в Иерусалиме, а затем отправился в Рим. Здесь он собрал христианскую общину. Апостол Петр считается основателем христианской церкви. Согласно легенде, апостол Петр, будучи человеком не очень смелым, испугался преследований и покинул Рим. На Аппиевой дороге он присел отдохнуть. В это время перед ним явился Христос. Апостол спросил его: "Куда идешь, Господи?" Христос ответил: "Иду в Рим, чтобы быть снова распятым". Петр устыдился своей слабости и вернулся в Рим, где принял мученическую смерть на кресте. На месте его казни позже был воздвигнут собор Святого Петра.

Очень много для распространения христианства сделал апостол Павел. При жизни Христа он не был его учеником. Иудей Савл, так звали будущего апостола до крещения, преследовал христиан. Однажды на пути в Дамаск, куда он следовал, чтобы арестовать христиан, Павлу явился Христос. То был поворотный момент в жизни Павла. Он стал неутомимым проповедником христианства, организовывал христианские общины. Павел провозгласил всеобщее равенство во Христе: перед Богом нет "ни эллина, ни иудея, раба или свободного, мужчины или женщины". Павла арестовали, привезли в Рим, где и казнили. Как римского гражданина его не могли распять и отрубили голову.

Апостол Андрей был призван Христом в ученики первым. За это его называют Первозванным, Согласно легенде, Андрей проповедовал в тех землях, где позже стали жить славяне. Древняя русская летопись повествует, что Андрей дошел до того места, где через несколько веков был основан Киев, и предсказал, что здесь будет город, украшенный многими христианскими храмами. Андрей Первозванный считается крестителем Руси и ее святым покровителем.

4. Первые общины христиан. Первые общины возникли в Иудее и на Востоке. Во второй половине 1 века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Еще только зарождались формы христианского богослужения и повседневного поведения христиан, которые должны были строго следовать евангельским заветам.

В Риме христианство преследовалось. Первые гонения на христиан были при императоре Нероне (см. § 59). Во время Нероновых гонений были казнены апостолы Петр и Павел. Первые христианские общины скрывались в катакомбах - подземных пещерах. Здесь христиане собирались, здесь они устраивали скромные молельни и хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они превращены в музеи.

Во время гонений христиан бросали на растерзание львам и другим диким животным. Их подвергали пыткам и казнили, но они не отрекались от своей веры. В 1-3 веках до н. э. христианство дало много святых мучеников.

5. Возникновение церкви. Постепенно общины христиан разрастались. В них вступало все больше людей, не только бедняков, но и состоятельных римлян благородного происхождения. Из общин возникла церковь - особая религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих - мирян. Впоследствии церковью стали называть и христианские храмы - специальные здания для богослужения.

Высшими христианскими священниками были епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их помощниками были диаконы.

Жестокие гонения на христиан не только не разрушали церковь, но, напротив, способствовали ее укрепле

61. "Золотой век" Римской империи

1. Лучший римский император. "Золотым веком" империи называют время правления династии Антонинов (96-192 года). "Наступили годы редкого счастья, когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает" - так писал историк Тацит.

Согласно установившемуся в Риме порядку наследования высшей власти, предшествующий император усыновлял своего преемника. Когда император-усыновитель умирал, на трон вступал усыновленный. Так, императором Рима в 98 году стал полководец Марк Ульпий Траян. Родившись в Испании в семье знатных римских колонистов, он прошел путь от простого офицера до командующего римскими легионами в Германии.

Траян как-то сказал: "Я хочу быть таким императором, какого сам себе желал, если бы был подданным". Он прославился своей справедливостью и строго следил за исполнением законов. Заботясь о бедных, император создал фонд для оказания помощи неимущим. Из него под небольшие проценты выдавались деньги крестьянам для ведения хозяйства. Каждого сенатора Траян обязал вкладывать треть своих богатств в развитие хозяйства на италийских землях. Италия перестала зависеть от поставок хлеба из Египта и сама обеспечивала пропитание своих жителей.

При Траяне жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточней. Люди вновь обрели чувство собственного достоинства. Римский сенат присвоил Траяну титул "наилучший", с которым ранее обращались только к Юпитеру.

2. Войны Траяна. Траян победил давнего врага Рима Парфию. Его войска, пройдя Месопотамию. вышли к Индийскому океану.

Под началом Траяна римляне в двух войнах одержали победу над даками. Даки - народ, родственный скифам. Их страна располагалась между реками Дунаем и Днестром и Карпатскими горами, занимая территорию современной Румынии. Даки были мужественным народом. Они долго и упорно сопротивлялись римскому завоеванию. Их вождь Децебал был достойным противником Траяна.

Мы знаем подробности о ходе дакийских войн не только из письменных источников. Их описание в деталях запечатлено на колонне Траяна, воздвигнутой в Риме. На ней неизвестный скульптор изобразил всю военную кампанию - от высадки римлян на берегу Дуная до их окончательной победы. Траян представлен среди своих воинов 60 раз в эпизодах марша, форсирования рек, военного совета, жертвоприношения, переговоров с врагами, награждения отличившихся воинов, принятия капитуляции даков.

Наиболее трагический период войны для даков - взятие их столицы. Терпя поражение, вожди даков подожгли свою столицу, а сами приняли яд.

После дакийских войн Рим утвердился на берегах Дуная. Здесь была основана провинция Дакия. Римляне создали укрепленную границу с военными поселениями, сторожевыми башнями, валами и рвами.

Военная слава Траяна сохранилась в памяти потомков - не только римлян, но и других народов. Автор "Слова о полку Игореве", великого произведения древнерусской литературы, вспоминает о Траяне и его военной "тропе".

3. Философ на троне. Великий греческий философ Платон считал, что "государства процветали бы, если бы философы были властителями или властители были философами". В многовековой истории Рима был император-философ. Звали его Марк Аврелий.

Марк Аврелий оставил сочинения философского характера, в которых утверждал, что человеческий разум имеет божественное происхождение, что все люди равны. Каждый человек должен следовать высоким моральным принципам, мужественно переносить все испытания. любить ближних, не делать зла. Марк Аврелий обращался к римлянам не как к подданным, но как к свободным согражданам.

Во время правления Марка Аврелия на придунайские провинции напали варвары. Варварами римляне называли народы, которые не говорили на латинском или греческом языках и находились на более низкой ступени развития, чем сами римляне. Римляне относили к варварам галлов и германцев, расселившихся на территории Северной и Центральной Европы.

Война с варварами - германскими племенами - оказалась затяжной. Римлянам удалось победить варваров, но они вынуждены были разрешить им селиться на придунайских землях.

4. Рим - столица империи. Расширялись границы империи, постепенно в нее включались новые и новые народы. В 212 году всем жителям империи по эдикту императора Каракаллы было даровано римское гражданство. Центром многоязычного государства был Рим. Его называли "Вечный город" или просто "Город".

Рим был огромным городом с просторными площадями, великолепными храмами и общественными зданиями в центре и с узкими, грязными улицами на окраинах. При Антонинах население города приближалось к миллиону.

Были расширены и заново украшены форумы - четырехугольные площади в центре Рима. Здесь кипела общественная и культурная жизнь. В центре Рима был сооружен просторный форум Траяна, с двух сторон окруженный величественными зданиями. В центре его высилась колонна Траяна.

В Риме возводились триумфальные арки, храмы. Великолепный храм Венеры и Ромы, богини Рима, возвышался между Палатином и Капитолием.

Римляне, как правило, строили городские здания из кирпича, облицовывая их для красоты мрамором. Они изобрели бетон - строительный раствор из глины, песка, камней. Бетоном заполняли пространство между двумя тонкими кирпичными стенами. Раствор затвердевал, и стена становилась мощной, почти несокрушимой. Не случайно до нашего времени дошло столько прекрасно сохранившихся остатков римских сооружений.

Дороги, как кровеносные сосуды, связывали сердце империи - Рим - с ее самыми отдаленными уголками. Не случайно почти на каждой присоединенной территории возникал свой "маленький Рим" - город, который в уменьшительной форме принимал имя великого родителя Рима или подражал его облику. Каждый город в империи считал необходимым иметь свой форум, амфитеатр, школу, быть похожим на просвещенный Рим.

Риму подражали, ему подчинялись, его прославляли и видели в нем совершенство. Рим был истинным цезарем городов. Образ Рима вошел в историю как символ мировой власти и цивилизации.

До сих пор в центре Рима возвышается Пантеон. Еще со времени Августа в Риме возникло много архитектурных сооружений, превосходящих размерами и великолепием отделки храмы и театры греков. Но впервые при Антонинах появились постройки, принципиально новые по архитектурному замыслу и исполнению. Одна из них - Пантеон - храм всех богов. Пантеон - это массивное здание, в основании имеющее форму круга, накрытое куполом. До конца XIX века это был самый большой купол в мире. В центре купола расположено круглое световое окно - "око Пантеона". Изнутри он был украшен множеством позолоченных звезд, что делало его похожим на ночное небо. Пантеон был "копией" космоса. Молящиеся находились внутри храма, а не снаружи. Купол Пантеона как бы заключал их в единый мир, объединял их чувством божественной мощи. Мировая империя таила в себе тягу и к мировой религии.
Марк Аврелий. Конная статуя

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преемники Августа | Римляне в повседневной жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.