Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы экономики природопользования

Лекция 7

1. Типы и модели экономиче­ского развития.

2. Понятие устойчивого развития.

 

Литература:

Гирусов Э.В. Экономика природопользования.- М.:ЮНИТИ, 2002.- С.135-156.

Федцов В.Г. Экология и экономика природопользования.- М.: РДЛ, 2002.- С.68-76.

 

 

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, при­родные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

Современные экологические проблемы в определенной сте­пени порождены отставанием экономической мысли. Ни класси­ки экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, Д.Кейнса, А.Маршалла, не придавали значения экологическим ограниче­ниям в экономическом развитии. И лишь 70-е годы XX в., резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономи­ческой наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально но­вых концепций развития.

Современный тип эколого-экономического развития эконо­мики можно определить как техногенный тип экономического раз­вития.Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств произ­водства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ре­сурсов (прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почвы, лесов и пр.) со скоростью, пре­вышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязне­ния окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Для техногенного типа экономического развития свойствен­ны значительные экстерналии, или внешние эффекты. В природо­пользовании их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

Временные (между поколениями) экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Порождая глобальные экологические проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду и т.д. в настоящем времени, современное человечество создает огромные экологические, экономические, социальные проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды. Здесь принципиальным экономическим моментом является возложение дополнительных, экстернальных затрат современным поколением на будущие при сложившемся техногенном развитии. Так, исчерпание в ближайшем будущем нефти, массовая деградация сельскохозяйственных земель создадут огромные энергетические и продовольственные проблемы для будущего, требуя резкого роста затрат – по сравнению с современными – для удовлетворения первейших нужд. Налицо отрицательные временные экстерналии. Возможны и положительные временные экстерналии. Технологические прорывы, достижения научно-технической революции современников создают возможности по снижению затрат в будущем. Например, освоение дешевых технологий производства энергии (солнечная и пр.) дадут значительный экономический эффект в будущем.

Глобальные (межстрановые) экстерналии. В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран. Загрязнение атмосферы в Великобритании в результате переноса загрязнителей приводит к появлению «мертвых» озер на севере Швеции, необходимости выделения дополнительных затрат для охраны окружающей среды. И примеров подобного негативного экологического воздействия в мире становится все больше. В настоящее время мировое сообщество осознает эту проблему. Подписываются специальные мировые конвенции и соглашения, межстрановые договоры по борьбе с трансграничными загрязнениями и обязательствами сторон.

Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам. В России огромные потери несет аграрный сектор. Добыча железной руды на Курской магнитной аномалии (металлургический комплекс) приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота огромных площадей лучших земель в мире – черноземов. Создание каскада ГЭС на Волге (энергетический комплекс) привело к затоплению 5-7 млн. га высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Добыча энергетических ресурсов в северных регионах страны сопровождается гибелью и деградацией миллионов гектаров оленьих пастбищ. Все это вынуждает сельское хозяйство нести дополнительные затраты, осваивать дополнительно маргинальные малоплодородные или отдаленные участки земли. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный эколого-экономический эффект в других секторах. Это достигается при альтернативном решении экологических проблем, структурной перестройке экономики.

Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Для такой огромной страны как Россия с ее многочисленными административными единицами, областями, субъектами Федерации данная проблема стоит довольно остро. Классическим примером здесь может быть река Волга, когда находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у «нижних» регионов.

Локальные экстерналии. Этот случай экстерналий наиболее хорошо изучен в литературе. Обычно на ограниченной территории рассматривается предприятие - загрязнитель и анализируются вызываемые его деятельностью экстернальные издержки у реципиентов (другие предприятия, население, природные объекты и т.д.).

70-е годы XX в., резко обострив экологические проблемы, поставили задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально но­вых концепций развития.

Благодаря работам Римского клуба (так называемым Докладам Римскому клубу), было показано, что на современном этапе, на пути дальнейшего экономического развития общества возникли новые лимитирующие факторы, которые можно условно обозначить как «экологические ограничители» экономического роста, отражающие масштабы и последствия негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (Медоуз, 1994; Месарович,1994).

В связи с этим в 70-е годы сформировалось четыре точки зрения на возможные пути взаимодействия экономики и окружающей среды, от крайне техно-центристского до крайне экологоцентристского (Фишер, Петерсон, 1976):

1 направление – ориентация на экономический рост путем эксплуатации природных ресурсов; признание способности рыночных механизмов или централизованного планирования вместе с техническим прогрессом преодолеть истощение природных ресурсов в долгосрочном периоде; природа рассматривается только с точки зрения ее полезности для человечества;

2 направление – «компромиссное» – ставит задачи охраны окружающей среды и менеджмента природных ресурсов; следует цели экономического роста, который возможен в течение некоторого времени при условии управления природными ресурсами;

3 направление – «коллективисты» – ориентируется в первую очередь на охрану окружающей природной среды; требует ограничения экономического роста для сохранения природных ресурсов с учетом при этом материальных и социальных потребностей населения; для устойчивости требуется децентрализованная система; наряду с оценкой природной среды как блага для человечества признаются ее собственные права независимо от жизни общества;

4 направление – «чисто экологическое» – характеризуется крайней ориентацией на охрану окружающей среды; развитием социально-экономической системы по пути минимальной эксплуатации ресурсов – «деиндустриализация»; принятием биоэтики (неущемление человеком прав и интересов всех других биологических видов) и высокой оценкой природной среды вне зависимости от ее полезности с точки зрения общества.

 

К настоящему времени в рамках этих направлений сложилось несколько концепций эколого-экономического развития общества.

Наиболее известными из них являются фронтальная экономика, экотопия, концепция охраны окружающей среды, концепция умеренного развития и концепция гармоничного развития общества и природы (Осипов, 1991; Васильева, 2003).

В рамках концепции фронтальной экономики природа рассматривалась как неограниченный источник ресурсов и поглотитель различных отходов. Основными факторами, лимитирующими экономическое развитие, являются труд и капитал. Такая модель развития преобладала до 60-70 годов ХХ в. в большинстве развитых стран. Сторонники этой концепции не отрицают деградацию окружающей среды, но при решении экологических проблем опираются главным образом на возможности НТП.

Концепция экотопии прямо противоположна концепции фронтальной экономики и отстаивает необходимость сворачивания экономического развития в целях экологической безопасности. Большинство специалистов рассматривают эту концепцию как крайность, которая может вернуть общество в доиндустриальное состояние.

В соответствии с концепцией охраны окружающей среды, разработанной в 60-70 годах ХХ века, ведущим принципом экономического развития становится получение максимальных экономических результатов при минимальных экологических издержках.

Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с ох­раной природы. В нашей стране в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, преобразованный далее в Министер­ство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связан­ная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, про­цедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы. В России комплекс­ный закон «Об охране окружающей природной среды» был принят в 1991 г. С 70-х гг. началось и активное международное сотрудниче­ство по охране окружающей среды. Были приняты сотни многосто­ронних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентиру­ющих природопользование в международном масштабе.

Концепция охраны окружающей среды предполагает установление цен на природные ресурсы, введение платы за загрязнения, развитие производства на основе чистых технологий. Подход к экономическому развитию остается тот же, что и в рамках фронтальной экономики: максимальный рост производства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей человека. Однако введение строго экологического законодательства, высокие природоохранные издержки способствовали развитию ресурсосберегающих технологий и некоторому улучшению состояния окружающей среды.

Следуя этой концепции можно замедлить, но не предотвратить экологическую деградацию.

Концепция умеренного развития экономики предусматривает постепенную стабилизацию уровня производства и рациональное использование природных ресурсов с учетом интересов будущих поколений. Основу природоохранной деятельности составляет предотвращение загрязнений, а не борьба с их последствиями.

Кроме того, концепция умеренного развития предполагает регулирование численности населения планеты и поэтому требует координации экологической политики в мировом масштабе.

Концепция гармоничного развития общества и природы рассматривает их как единое целое. В этой модели делается попытка отказаться от господства человека над природой и предусматривается совместное функционирование экономики и экосистемы. В нынешних условиях эта концепция выглядит утопичной, но является ориентиром для дальнейших исследований взаимодействия человека с окружающей средой.

 

2. В наше время концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных работ.

Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, – в Йоханнесбурге (2002 г.).

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды. Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня.

Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния». Начиная с этого времени, значительное число международных организаций и около 50 правительств разных стран приняли основные документы или национальные конституции, признающие основным правом человека право на здоровую окружающую среду. Проблемы окружающей среды вошли или были включены в число приоритетных задач на региональных и национальных уровнях. Если до Стокгольмской конференции было только 10 министерств охраны окружающей среды, то к 1982 году такие министерства или департаменты были созданы почти в 110 странах.

В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ), принятая качестве программного документа в 1980 г.

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Международная комиссия пришла к заключению, что устойчивое развитие должно составлять основополагающий элемент в глобальной стратегии изменений. В докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности.

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

В 1992 г. – через 20 лет после Стокгольмской конференции – в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) с участием 17 тыс. чел. из 178 государств, на которой выступили более 100 глав государств и правительств. Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность.

Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции.

Принципы 3–5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

В принципах 7–9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.

В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды;

Принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов.

Государства в своей деятельности должны использовать принцип природоохранной предосторожности (принцип 15).

Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18).

Важный вклад молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21–23.

Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24–26).

Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

В другом документе, принятом на этой же конференции – «Повестке дня» – каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. Разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в природоохранной политике. К их числу относятся стратегическая оценка окружающей среды; разработка показателей устойчивого развития; создание природоориентированных систем управления предприятиями и компаниями; осуществление комплексного контроля над загрязнением окружающей среды (включая разработку соответствующих законодательных актов.

Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития. Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов. Исполнительный директор ЮНЕП в своем выступлении отметил, что проблема глобальной деградации природы обостряется из-за бедности и несправедливого распределения благ и выделил на первое место задачу «окружающая среда для развития».

Поэтому в двух принятых документах Йоханнесбургского саммита (Политическая декларация – Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею.

Однако в Политической декларации Йоханнесбурга особо выделена проблема потери биоразнообразия, как имеющая большое значение (п. 13). В числе новых проблем, не обсуждавшихся в Рио и появившихся только в последнее десятилетие, можно назвать глобализацию, торговлю, финансирование устойчивого развития.

Важно то, что в Йоханнесбурге обязательства принимали не только правительства, но и неправительственные и межправительственные организации и коммерческие структуры.

Таким образом, можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на клас­сификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства.

1) Количество возобновимых природных ресурсов (земля,
лес и пр.) или их возможность продуцировать биомассу должна
по крайней мере не уменьшаться в течение времени, т.е. должен
быть обеспечен по крайней мере режим простого воспроизводст­
ва. (Например, для земельных ресурсов это означает сохранение
площади наиболее ценных сельскохозяйственных угодий или в
случае уменьшения их площади сохранение/увеличение уровня
производства продукции земледелия, кормового потенциала зе­
мель для сельскохозяйственных животных и т.д.)

2) Максимально возможное замедление темпов исчерпа­
ния запасов невозобновимых природных ресурсов (например,
полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на
другие нелимитированные виды ресурсов. (Например, частич­
ная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энер­
гии — солнечную, ветровую и пр.).

3) Возможность минимизации отходов на основе внедре­
ния малоотходных, ресурсосберегающих технологий.

4) Загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и
по видам) в перспективе не должно превышать его современ­
ный уровень. Возможность минимизации загрязнения до соци­
ально и экономически приемлемого уровня («нулевого» загряз­
нения ожидать нереально).

Эти четыре критерия (их может быть и больше) должны быть учтены в процессе разработки концепции устойчивого развития. Их учет позволит сохранить окружающую среду для следующих поколений и не ухудшит экологические условия проживания.

Законодательная база РФ для обеспечения устойчивого развития
В период между Рио-1992 и Йоханнесбургом-2002 в Российской Федерации был разработан ряд государственных документов в области развития национальной стратегии устойчивого развития, в частности: Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994); Указ Президента от 1 апреля 1996 г. о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 гг. Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002); Национальная Стратегия и Основные направления Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия (2001); Национальные стратегии и планы действий (включая программы по сохранению редких видов, развитию системы охраняемых природных территорий, реализации требований конвенций «О биологическом разнообразии», Рамсар, СИТЕС и др.); Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России, одобренный МПР России и его территориальными органами (2003); Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000); Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 г.); Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003) и др.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Статистические характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.