КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. История психологии в Московском университете
История психологии в Московском университете. Лекция 7. Первая помощь. При всех острых хирургических заболеваниях надо срочно вызвать машину скорой помощи и как можно быстрее и бережнее доставить больного в хирургическое отделение. К животу приложить холод. Нельзя прикладывать грелку, давать обезболивающие средства, а также пить и есть. Можно только смачивать губы.
Б. В. Зейгарник. 1901 (реально) или 1900 (официально) года рождения. Получила образование в Берлинском университете. Экспериментальное исследование: человек приходит и ему говорят вылепить из пластелина какую-нибудь фигуру (собаку). Когда перед человеком ставится задача, и он решает выполнить ее, у него возникает квази-потребность (по Курту Левину). Это ситуативная потребность. Она предполагает возникновение у человека некого резервуара энергии. Возникает система заряженной энергии, требующей своей разрядки. Параллельно Зейгарник проводила такой же эксперимент Овсянкина. Нужно прервать выполнение задания и дать другое задание, то есть прервать квази-потребность. И так несколько раз. 10 заданий, которые испытуемый выполняет не до конца и 10 — до конца. Испытуемые хотели закончить невыполненные задания. Эффект Зейгарник: испытуемого не отпускали, а спрашивали, какие задания ему давались. И незавершенные действия помнились гораздо лучше (в 1,9 раза), чем завершенные. В частности, когда Б. В. меняла условие: она говорила: "А теперь я хочу проверить вашу память". То есть меняется цель: ситуация экспертизы. И формируется новая квази-потребность. Энергия, не затраченная на действие, подпитывает лучшее запоминание. 2-ой учителем Б. М. Зейгарник был Выготский. Переехав в Москву Зейгарник начала заниматься патологией психики. Разрабатывает идею опосредствования. Методика пиктограммы (придумана А. Р. Лурией, развита Зейгарник). Мышление Зейгарник рассматривает как обобщение. Чтобы запомнить что-то с помощью пиктограммы, нужно сделать некоторые обобщения. Пиктограмма является прекрасным диагностическим инструментом для обобщений. Применяется в экспертизе. Методика классификации (рассматриваются отклонения от условного уровня нормальности). В пиктограмме выявляются особенности конкретно-ситуативного мышления. Не может остановится на одном. Невозможность отойти в более абстрактную плоскость. У больного шизофрении страдает мотивационный компонент, поэтому он использует очень абстрактные предметы в своей пиктограмме, уходит, например, в филологическую плоскость. Развитие идей А. Н. Леонтьева принадлежит Зейгарник. Её коньком была патопсихология мышления. У больных эпилепсией страдают операциональные.
Школа Петра Яковлевича Гальперина (1902-). Школа, вышедшая за рамки ф-та (страны СНГ и даже за рубежом). В 30-е годы знакомится с Харьковской школой. Даже пищевая потребность опосредствована ложкой. Кандидатская диссертация: "О психологическом различии между средством у животных и орудием человека". У животного палка — это средство для решения собственной задачи, но палка — это продолжение конечности. И эта естественная культурная логика. А у человека — это неестественная культурная логика. Логика руки и логика орудия. Это исследования 30-ых годов. В 40-е годы он участвует в экспериментах по восстановлению движений у раненых. В 1952 году возникает идея о некой новой системе обучения. За этой технологией стоит теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий понятий. П. Я. Гальперин был озабочен обучением прототипа школьника-двоечника, на котором учитель ставит крест. И у таких детей с нормальным умственным развитием пропадает мотивация к учёбе. Гальперин разработал идею о том, что форма действия может быть сформирована с помощью учебного материала. Учитель даёт форму обучения в соответствии с принципом "Делай как я". Даются средства, с помощью которых человек не просто заучивает правила, а понимает, почему они применяются именно так. Сформировать планомерно и поэтапно принципы решения задач. Включало 4 этапа (во-первых занимаются в индивидуальном порядке. Ребенку дают инструмент. А это средство есть четкая последовательность действий для решения задачи. Напиан вроде бы тот алгоритм, который использует учитель. Поэтапно. Совсем не то же самое, что в школе, потому что не требуют заучить, а потому что это соответствует логике поставленной задаче. С одной стороны, удлинение некоторой работы, а, с другой стороны, сокращение. Но это только 1-ый этап формирования действия, или этап материального или материализованного действия. Схема ориентировочной основы действия. Ребенок на любую задачу должен давать адекватное решение. 2-ой этап называется этап громкой и социализированной речи. Умственное действие совершается с помощью речи. 3-ий этап — этап внешней речи про себя. Внешняя речь в том смысле, что она максимально развёрнута. 4-ый этап — это этап внутренней речи. Эта речь свёрнута, мелькнула мысль о слове. Эта внутренняя речь настолько свёрнута, настолько обобщена. Это этап чистой мысли.) Подольский называет 6 этапов формирования умственного действия. Перед 4-мя ещё два этапа. 1-ый этап — создание схемы ориентировочной основы действия. Не хватает мотиваций. Сначала Гальперин выносил мотивации за скобки. Но получается, что самый начальный этап — это формирование адекватного мотива (вовлечь ребенка в процесс обучения с помощью адекватного мотива). В 60-е годы Гальперин начинает дискутировать с Леонтьевым по поводц предмета психологии. Люди начинают использовать данный принцип во многих ситуациях. Гальперин говорит, что не любая реакция на абиотический стимул есть психика. Обратить внимание на! Галина Михайловна Андреева Школа Олега Константиновича Тихомирова. Он разрабатывал смысловую теорию мышления. Психофизиологическая школа Е. Н. Соколова.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |