Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украина в болонском процессе

Повышение привлекательности (промоция) и конкурентоспособности европейского высшего образования.

Партнерство студенческих организаций и официальных образовательных институтов.

10. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

 

 

Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса опасно делать необдуманные шаги. Болонский процесс – явление неоднозначное, требующее взвешенного подхода к решению как отдельных вопросов, так и образовательной интеграции в целом. Сегодня в Украине делается все возможное для внедрения принципов Болонского процесса. Так, вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз», в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты, которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании. Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит еще очень много работы.

В 2005 году Украина завершила подготовительный этап и начинает активно внедрять в университетскую систему образования принципы Болонской декларации.

Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента. Но поскольку в рамках Болонского процесса задекларирована выдача такого приложения бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, то сейчас необходимо решить главную проблему – финансовое обеспечение расходов для этой цели.

Системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов – бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.

Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине – академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр – практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.

Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты уверены: даже при четырехлетнем обучении предоставить достаточные возможности для профильной и практической подготовки бакалавра нелегко. Болонский процесс предусматривает внедрение трехлетней учебной программы на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.

Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от «неудовлетворительно» до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо».

Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском пространстве недостижима.

Особенно масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня – разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны – НМУ им. А.А. Богомольца.

В 2006/2007 учебном году во всех ВУЗах Украины III-IV уровней аккредитации внедрена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлено соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement). Выполнение этого пункта является обязательным условием для всех стран-участниц Болонского процесса

Для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.

Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система – рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.

И, конечно же, самый важный вопрос – трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места, которое до сих пор остается только лозунгом.

Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным. Это – не формальная прихоть наших европейских коллег, а требования времени и реальных потребностей нашего общества.

 

 

4. Болонский процесс: плюсы и минусы

 

 

Для начала, чтобы понять, каких именно изменений и результатов следовало бы ожидать от принятия общеевропейской системы образования, следует рассмотреть основные положения Болонской декларации, ключевыми из которых являются:

• принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

• введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;

• внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;

• существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;

• содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

• содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Исходя из этого, создатели декларации поставили перед собой следующие цели:

• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

• обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Таким образом, согласно декларации, к 2010 году европейские национальные системы образования должны быть реформированы в соответствии с выше указанными положениями.

Что же собой являет процесс реформации?

Во-первых, «принятие системы сопоставимых степеней», что в случае с Украиной означает отмену степени «Специалист». И здесь возникает первое противоречие. Для так называемой «советской» системы образования, которой, не смотря ни на что, продолжает пользоваться большинство вузов, диплом бакалавра свидетельствует о получении неполного высшего образования. А это, в свою очередь, может привести к недоверию работодателей в достаточном профессионализме (ведь сами работодатели в свое время получили образование по «старым традициям») молодых специалистов (согласно Кодексу законов Украины о труде так называются выпускники высших учебных заведений, работающие по профессии). В результате возрастет количество безработных в стране.

С 2005 года было запланировано бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра «для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования». Это положение звучит немного странно для Украины, как и для России, ведь дипломы ведущих советских — в первую очередь технических — вузов признавались на Западе и без всякой Болонской системы.

Конечно, есть в двухуровневой системе и несколько преимуществ:

1) очень часто в процессе учебы студент понимает, что выбор будущей профессии был сделан им неверно, и что ему хотелось бы сменить профориентацию. Болонская система предоставляет такую возможность, и студент может поступить в магистратуру в другой вуз и на другую специальность, что в условиях старой системы образования было практически невозможно;

2) следует учесть, что в постоянно меняющихся условиях жизни молодым специалистам необходимо по крайней мере две вещи: знать, где искать то, чего они не знают, и уметь приспосабливаться. Поэтому в основе новых форм и методов образования лежит не заучивание конкретных данных по узкой специальности, а освоение более широкого диапазона информации, получение навыков поиска и анализа фактажа, умение ставить проблемные задачи и искать их решение, умение аргументировать и отстаивать свою позицию. Все это даст возможность молодым людям ориентироваться в современном информационном пространстве, возможность максимально реализовать себя, переквалифицироваться в случае необходимости. (Но появляется следующий вопрос: не приведет ли это к тому, что возрастет количество «практиков», а количество научных исследователей, ученых в результате такой системы образования резко сократится?)

Во-вторых, «введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного». Здесь нужно отметить, что в ряде европейских университетов сопротивляются идее отказа от таких особенностей своей системы образования, как две докторские степени. Например, «немецкое научное сообщество с большим сомнением отнеслось к перспективе утратить Doctor habilitus — степень полного доктора наук, аналога украинского или российского доктора наук. А бельгийцы не желают расставаться с Grand Doctor of Philosophy.

Болонский процесс не признает второй докторской степени. Высшая ученая степень, предполагаемая в рамках этого процесса, это — Doctor of Philosophy (PhD), являющаяся аналогом украинского или российского кандидата наук» (Александр Панков. «Болонский процесс в Украине: pro et contra»).

Еще одно предельно спорное положение Болонской декларации, это кредитно-модульная система. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Следует отметить, что студент получает кредиты только в результате успешного окончания научной дисциплины (кредит не присуждается просто за посещения занятий – студент должен исполнить все требования и успешно пройти все формы оценивания). Количество кредитов не зависит от оценки – «стоимость» курса в кредитах рассчитана заранее.

Выглядит это следующим образом:

• кредит – количественный показатель, который определяет, какой объем 4-хлетней нагрузки выполнил студент в данном курсе (дисциплине);

• оценка – качественный показатель, который определяет, насколько успешно студент усвоил программу курса, выполнив определенный в кредитах объем нагрузки.

Соответственно, в Дополнении к диплому будет указано количество кредитов по каждой дисциплине.

Это достаточно удобный и оптимальный вариант для реализации общеевропейского обмена студентами, общий процесс проведения которого во многом напоминает процесс получения гранта для обучения в другой стране (например, программа Вышеградского фонда).

Что же касается модульной системы, то в условиях Украины на сегодня реализовать ее для подавляющего большинства вузов просто нереально.

Во-первых, у студентов нет возможности самостоятельно выбирать дисциплины. Согласно Болонской системе, каждая дисциплина «стоит» определенное количество кредитов, каждый кредит «стоит» определенное количество балов. Диплом «стоит» определенное количество кредитов (это сумма всех кредитов за дисциплины, которыми овладел студент). Соответственно, студент должен иметь возможность подобрать себе дисциплины, чтобы набрать необходимое количество кредитов. Ведь именно это и является его «зеленой карточкой» к европейскому образованию. В Украине это невозможно по многим причинам, первыми из которых являются экономические.

Во-вторых, «в неоднозначном свете предстаёт также всё более возрастающая роль тестирования как основного метода контроля знаний, характерного, прежде всего, для американских университетов. Особенно сложно сделать тестирование основным методом проверки знаний в гуманитарных науках» (Александр Панков. «Болонский процесс в Украине: pro et contra»).

Еще одним моментом, вызывающим вопросы, является то, что согласно Болонской декларации программы подготовки PhD будут существовать лишь в некоторых избранных (кем и как?) университетах, имеющих соответствующую международную аккредитацию. Чем это отличается от нашей централизованной системы контроля процесса защиты диссертаций и где же провозглашаемая автономия университетов?
Не оставляет в покое критиков Болонского процесса и тот факт, что унификация образовательных систем может привести к стиранию границ национальных систем образования, что негативно отразится на его уровне и характере, ведь многие университеты Европы известны своими традициями и профессорским составом.

Таким образом, становится понятным, что однозначной оценки Болонскому процессу дать невозможно, тем более в Украине, где, по сравнению с Европой, существует еще больше проблем. В первую очередь по экономическим причинам: недостаточное финансирование выделяется из бюджета страны для развития сферы образования. Если европейские и североамериканские университеты формировали престиж своих учебных заведений столетиями, не жалея денег на развитие науки и соответствующих условий пребывания в них (в том числе и жилья), то украинским вузам до европейских стандартов еще расти и расти.

Не стоит забывать также и о том, что у сторонников декларации «Зона европейского высшего образования» есть и достаточно много оппонентов, абсолютно справедливо попрекающих общеевропейскую образовательную систему в ее недостатках, и, по мнению которых, Болонская декларация является скорее признаком деградации европейского образования, чем новым этапом в его развитии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и задачи Болонского процесса | Производство и производственная функция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.