КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории Курта Левина
Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал известный немецкий психолог Курт Левин (1890 - 1947). Он назвал ее "теорией поля". · Понятие о "поле" было заимствовано им, как и другими гештальтистами, из физики и использовалось в качестве аналога гештальта. · Курт Левин, разделяя подходы гештальтпсихологии, изучал социально-психологические проблемы личности, групповой дифференциации, типологии стиля общения. Он является автором работы "Теория поля и обучение" (1942). · Потребность в его теории рассматривалась как динамическое состояние, возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. "Потребность - мотор человеческого поведения". · К.Левин различал потребности: а) истинные - потребность к труду, самоутверждению,и т.п.; б) квазипотребности - возникают у человека в данный момент, в данной ситуации; они - порождение динамически заряженной системы. Удовлетворение квазипотребностей состоит в разрядке ее динамического напряжения. Способ удовлетворения потребностей у каждого человека носит гибкий характер ввиду их разнообразного содержания. · Удовлетворение потребности может приобрести характер замещающего действия. Это зависит от степени напряженности системы; недостижимость цели приводит к символическому замещению. · Типы замещений: а) эквивалентные замещения - когда достигается реальная цель, но другим путем; б) замещения pars pro toto - выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается; в) нереальные символические решения - человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с достижением цели. К.Левин различал внутреннюю и внешнюю цель деятельности. При этом эффективность замещения связана с достижением именно внутренней цели. · К.Левин подчеркивал связь квазипотребности с предметом. "Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью". Он предложил говорить не отдельно о субъекте и психологическом окружении, а о включающем и то и другое "жизненном пространстве" индивида, в котором реализация возможностей человека определяется как поведение. Поведение детерминируется той конкретной целостностью, в состав которой входят и личность, и ее психологическое окружение. · Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном "предметном поле" (это поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне). Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности. За выбором заданий стоит особый процесс - образование цели. В качестве механизма целеобразования рассматривается процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности (ценности) и вероятности успеха. · Большое внимание К.Левин уделял проблеме "групповых структур". Он изучал типы лидерства (демократическое, анархическое, авторитарное) и отвечающие им "групповые атмосферы". Внутригрупповые отношения различал на: · а) неформальные - изначально присущие группе (симпатия, антипатия, покровительство и др.), которым принадлежит ведущая роль; · б) отношения конкретной деятельности, в которую включается группа и которые лишь накладываются на неформальные. · К.Левин разработал теорию "структуированности психологического окружения". Ее суть заключается в следующем: окружение личности имеет дифференцированную структуру и разделяется на отдельные области, определяющие эмоциональные и познавательные процессы. Это окружение "переструктуируется" при переходе, например, человека из одного возрастного периода в другой. Личность, по К.Левину, существует в "системе напряжений". Она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой ее притягивают, другие - отталкивают.
Следуя этой модели, Левин совместно с учениками провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. Один из них выполнила приехавшая с мужем из России Б.В.Зейгарник. · Испытуемым предлагался ряд заданий. Одни задания они завершали, тогда как выполнение других под различными предлогами прерывалось. Затем испытуемых просили вспомнить, что они делали во время опытов. Оказалось, что память на прерванное действие значительно лучше, чем на завершенное. Этот феномен, получивший имя "эффекта Зейгарник", говорил, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем. · Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали: задачу какой степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем скрывалось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность - переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |