КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы правовой охраны окружающей природной среды
Формы правовой охраны окружающей природной среды Особенности рассматриваемых объектов экологического права обусловливают конкретные формы, в которых реализуется их охрана: - консервативная (заповедная) охрана природы осуществляется путем полного или частичного изъятия природных объектов и комплексов (редких, достопримечательных, эталонных или типичных объектов, естественных экосистем) из хозяйственного и иного использования и создания особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных, природных парков и др.); - организация рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Она осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятельности людей с целью предотвращения вредных последствий этой деятельности, ухудшения качества окружающей среды, истощения природных ресурсов, сохранения их как источников сырья и энергии. Необходимость такой формы охраны обусловлена, прежде всего, экономическими интересами. - оздоровление и улучшение окружающей человека среды, то есть среды обитания людей, путем создания более благоприятных условий для их жизни и деятельности.
Охрана окружающей природной среды осуществляется в соответствии с определенными принципами, то есть руководящими идеями, которые лежат в основе природоохранительной деятельности и предусмотрены в нормах экологического законодательства. При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, организации и учреждения, а также граждане обязаны руководствоваться следующими основными принципами (ст. 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»): - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; - научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; - соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; -международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды. Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ. - о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); - об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); - об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); - о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); - о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); - об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определения статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71) - об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72); - о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114). Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использования и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др. Формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»; развитие в рамках природно-ресурсового права и современный период развития - выход за рамки природно-ресурсовых отраслей права. Первый этап охватил 1917-1968 гг. Это было до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природно-ресурсовые отрасли (горное, водное, лесное) от земельного права. Второй этап - период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.). Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву. 2.Государственное централизованное управление природопользованием и охраной окружающей среды было характерно для тоталитарного государства с его командно-административной системой. С развитием рыночных отношений в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за их потребление. Такой подход способствует установлению эффективного налогообложения за использование природных объектов и введению соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование и т. п. Регулирование — это функция организованных систем, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ. Регулирование экологической системы происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды. Содержание института регулирования экологопользования характеризуют следующие принципы: 1. принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды, который обеспечивает точное и неуклонное соблюдение всех нормативно-правовых актов и принятие грамотного решения в случае различных конфликтов; 2. принцип приоритета охраны окружающей среды, предполагающий в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем принятие решения исходя из интересов сохранности экологических систем и использования одних природных объектов не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом; 3. принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды, который заключается в следующем: а) важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, б) реализация разработанных планов и программ должна сопровождаться постоянным контролем; 4.принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением, выражающийся в максимальном вовлечении граждан в регулирование экологопользования. Законодательством РФ предусмотрены три основные формы подобного самоуправления: а) непосредственная демократия, когда люди сами принимают соответствующие решения в области экологопользования (например, сход граждан вправе принять решение об ограничении тех или иных видов местного производства, нарушающих местные экологические системы); б) представительная демократия, когда граждане избирают в) договорная демократия, когда граждане заключают определенные договорные обязательства по совершенствованию экологопользования в данной местности (например, трудовым законодательством предусмотрен институт коллективного договора, посредством которого работники вправе ежегодно предусматривать в нем положения об охране окружающей среды). Расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы. Поэтому в стране на всех уровнях экологопользования должен осуществляться принцип сочетания коллегиальности с единоначалием. Любая система предполагает наличие множественности элементов (ее структурность) и наличие интегративных (объединяющих) связей между составляющими элементами. Такими объединяющими связями в системе природопользования и охраны окружающей среды являются правовые формы, методы и функции регулирования. Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющей применительно к праву правовую и неправовую формы. Неправовые формы регулирования выражаются: - в оперативно-хозяйственном распорядительстве природопользованием и охраной окружающей природной среды, которое не носит правовой природы; - в обеспечении исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. Правовые формы, в свою очередь, могут носить правотворческий, правоприменительный и правоохранительный характер. Правовые методы регулирования бывают четырех видов: - метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать императивным методом; - метод рекомендаций, выражающийся в вынесении управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей; - метод санкционирования, или метод ограниченного самоуправления; - метод разрешения (полного делегирования прав), означающий полное самоуправление органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении. Нормы и методы государственного регулирования экологопользования. и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет (участвует в выполнении) следующих семи функций. 1.Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования и охраны окружающей среды. Она невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах. 2.Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов. 3.Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в отношения собственности на данные природные объекты (там, где это допускается). Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве собственности, владения, пользования либо аренды. 4.Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения. 5.Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью. Необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям той или иной местности. С этой целью за 6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды, поскольку без контроля за исполнением управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели. 7. Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность природных ресурсов, а также пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов. В настоящее время качественное и количественное истощение природно-ресурсного потенциала планеты ограничивает дальнейший устойчивый экономический рост. Это в полной мере относится и к России. Кризисная ситуация в ряде регионов обострила социально-политические и социально-экономические проблемы, среди которых существенное место занимают проблемы экологии. Формирование государственной экологической политики России должно базироваться на нынешних приоритетах развития и имеющихся экономических возможностях. Необходим поиск новых форм управления производственной сферой, исходя из социальной и, в частности, экологической ориентации экономики. Традиционный путь решения природоохранных проблем за счёт ликвидации их последствий на сегодняшний день бесперспективен. Это подтверждают и соответствующие экономические оценки. В настоящее время решение экологических проблем должно быть направлено не на исправление содеянного, а на реализацию предупредительных мер, призванных обеспечить эколого-экономическую сбалансированность в будущем. Экологический механизм экономического развития должен включать: - нормы государственного экологического контроля, прежде всего по вопросам безопасности хозяйственной деятельности для человека и его среды обитания; - государственное лицензирование, гарантирующее безопасность предлагаемых проектов, производимой и закупаемой продукции и сырья; - целевые федеральные, отраслевые и территориальные инвестиции для восстановления нарушенных природных комплексов; - меры экономической тактики, гибко обеспечивающей реализацию стратегических направлений экологической политики. Сейчас большинство правовых, административных и экономических мер, проводимых в сфере природоохранной деятельности, являются крайне необходимыми. Они направлены на поддержание минимального уровня безопасности действующих объектов, предотвращение загрязнения внешней среды и сохранение ее производственного потенциала. Такие природоохранные мероприятия должны быть обеспечены государственными заказами и налоговыми льготами. Значительная роль в осуществлении и регулировании природоохранных мероприятий принадлежит регионам. Сюда относятся определение квот на загрязнение окружающей среды действующими предприятиями; плата за квотируемые выбросы; льготы, санкции и другие стимулы, формирующие тактику природоохранной деятельности на местах. Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов природопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия. Эти решения распространяются на граждан и различные учреждения (предприятия и организации), находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства, тогда как министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ занимается лишь вопросами природопользования и охраны окружающей среды. Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, так и органы местного самоуправления общей компетенции в отличие от остальных органов осуществляют комплексное регулирование природопользования и охраны окружающей среды на своей территории. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. К вопросам местного значения относятся: - владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; - обеспечение санитарного благополучия населения; - регулирование планировки и застройки территорий "муниципальных образований; - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; - благоустройство и озеленение территории; - участие в охране окружающей среды; - организация и содержание муниципальной информационной службы. В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, сертификацией, контролем и т. д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для грамотного взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми, или надведомственнымй органами. Для решения эколого-правовых проблем в России создана система специально уполномоченных государственных органов управления. В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. По объему и характеру своей компетенции специально уполномоченные государственные природоохранные органы подразделяются на комплексные, отраслевые и ведомственно-отраслевые, функциональные и территориальные. К специализированным органам относятся структуры, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Органы управления в этой области подвергались лихорадочной реорганизации. Вот грустная хронология этой административной чехарды: в 1988 г. в РСФСР был создан Государственный комитет по экологии и природопользованию; в 1991 г. он был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ; в 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; в 1996 г. решением Президента РФ это министерство было упразднено, вместо него был создан Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды). В 2000 г. Госкомэкология была ликвидирована, так что из специальных органов согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. осталось пока только Министерство природных ресурсов РФ и при нем: 1) Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования; 2) Федеральное агентство водных ресурсов; 3) Федеральное агентство лесного хозяйства; 4) Федеральное агентство по недропользованию. В задачи Министерства входит осуществление государственного управления в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов России. На Министерство возложены функции ведения мониторинга и кадастров природных ресурсов, экологической экспертизы, лицензирования в области природопользования, государственного экологического контроля, охраны атмосферного воздуха, животного мира, управление особо охраняемыми территориями и ведение Красной книги РФ. Можно предполагать, что преобразование системы специального экологического управления еще не закончено, и процесс создания новых организационных структур будет продолжаться. К функциональным органам по Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. относятся: – Министерство внутренних дел РФ; – Министерство обороны РФ; – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; – Министерство здравоохранения и социального развития РФ и – Министерство сельского хозяйства РФ – Министерство экономического развития и торговли РФ
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |