Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт и связь

 

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цену товара. Транспорт выступает в качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно ему принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне.

По мере технической оснащенности транспорта открываются новые возможности решения социальных задач в обществе. Транспорт облегчает производственную деятельность человека, все больше вытесняя физический труд из сферы производства и обращения продукции. Благодаря транспорту расширяются культурные связи между народами и обмен культурными ценностями, растет число туристических поездок, более интенсивным становится обмен специалистами в области техники, науки, культуры, искусства, спорта.

Транспортный комплекс страны — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Место и роль транспорта в экономике страны характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике (2004 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.

Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др.

Перевозки грузов — объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — на момент прибытия); измеряется в тоннах.

Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта.

Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км).

Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). Перевозки грузок и грузооборот в Беларуси по видам транспорта общего пользования приведены в табл. 9.3, 9.4 и на рис. 9.2.

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др, Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок

Таблица 9.3 Перевозки грузов в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования*

 

Видтранспорта Перевезено грузов, млн т % к итогу
  1990 г. 2000 г. 2004 г. 1990 г. 2000 г. 2004 г.
Все виды транспорта В том числе: Железнодорожный Автомобильный** Внутренний водный Воздушный трубопроводный 1408,9   245,8 987,6 18,4 0,03 157,1 447,7   88,0 226,7 1,7 0,0 131,3 524,6   111,2 254,9 2,4 0,01 156,1 100,0   17,4 70,1 1,3 0,0 11,2 100,0   19,7 50,6 0,4 0,0 29,3 100,0   21,2 48,6 0,5 0,0 29,7

*Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. с 456-457

** По всем отраслям экономики.

Таблица 9.4 Грузооборот в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования*

 

Вид транспорта Грузооборот, млрд т -км % к итогу»
  1990 г. 2000 г. 2004 г. 1990 г. 2000 г. 2004 г.
Все виды транспорта В том числе: Железнодорожный Автомобильный** Внутренний водный Воздушный трубопроводный 151,6   75,4 22,4 1,8 0,04 52,0 93,9   31,4 9,7 0,03 0,02 52,7 123,8   40,3 14,0 0,18 0,05 69,3 100,0   49,7 14,8 1,2 0,03 34,3 100,0   33,5 10,3 0,03 0,02 56,1 100,0   32,5 11,3 0,14 0,04 56,0

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Мин-и И.. ЛЮ5. С. 457—458.


 

 

Перевозки пассажиров и пассажирооборот также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место в 1991—1995 гг. При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, в 1996—2004 гг. — троллейбуса и трамвая. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таких видов транспорта, как таксомоторный, воздушный, междугородный и пригородный автобусный. Возросла роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении (табл. 9.5, 9.6, рис. 9.3).

 

 

Рис. 9.2. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования

 

Таблица 9.5 Перевозки пассажиров в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования*

 

Вид транспорта Перевозки пассажиров, млн чел. % к итогу
  1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г.
Все виды транспорта В том числе: железнодорожный автобусный внутренний водный воздушный троллейбусный трамвайный метрополитенный таксомоторный   178 2399 0,9 2,2   147 1305 0,1 0,6 136 10,1   168 1500 0,1 0,3 6,6   142 1526 0,2 0,5 1,9 100,0   4,8 64,2 0,0 0,1 22,7 4,7 2,7 0,8 100,0   6,6 58,9 0,0 0,03 23,3 4,5 6,2 0,5 100,0   5,9 53,0 0,0 0,01 26,8 5,0 9,1 0,2 100,0   5,4' 58,3 0,01 0,02 22,7 3,5 10,0 0,07

'Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. С. 458

 

Таблица 9.6 Пассажирооборот в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования*

 

Вид транспорта Пассажирооборот, млрд пассажиро-км % к итогу
    1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г.
Все виды транспорта В том числе: 42,6 26,0 32,5 28,2 100,0 100,0 100,0 100,0
Железнодорожный автобусный внутренний водный воздушный троллейбусный трамвайный Метрополитенный таксомоторный - 16,8 19,8 0,03 5,5   0,4 12,5 9,3 0,0 1,2 1,7 0,4 0,7 0,1 17,7 9,2 0,0 0,5 2,6 0,5 1,7 0,1 13,9 9,4 0,0 0,7 2,1 0,4 1,7 0,03 39,5 46,4 0,1 12,9   1,1 48,5 35,8 0,0 4,6 6,5 1,5 2,7 0,4 54,6 28,4 0,0 1,6 8,2 1,7 5,2 0,3 49,3 33,4 0,0 2,4 7,4 1,4 6,0 0,1

•Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб Мн ■ Мин-стат РБ, 2004. С. 459.

 

При анализе перевозки грузов и пассажиров весьма важна оценка состояния материально-технической базы транспорта. Основными натуральными измерителями, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, служат показатели наличного подвижного состава (табл. 9.7) и обеспеченности территории страны путями сообщения (эксплуатационная длина путей сообщения, плотность путей сообщения).

 

 


 

 

Рис. 9.3. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, включая перевозки индивидуальными предпринимателями

Таблица 9.7 Основные характеристики развития транспортной инфраструктуры Республики Беларусь*

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2004 г. к 1990 г., %
Железнодорожные пути: протяженность, км плотность, км/тыс. км2 В том числе электрифицированные   5569,0 26,8 869,0   5564,0 26,8 875,0   5533,0 26,6 874,0   5518,0 26,6 897,0   99,1 99,3 103,2
Протяженность автомобильных дорог общего пользования — всего, тыс. км В том числе с твердым покрытием Плотность дорог с твердым покрытием, км/тыс. км2 48,9     46,3   223,1 51,6     50,8   244,9 74,4     66,2   319,1 81,5     71,0   341,9 166,7     153,3   153,3
Эксплуатационная длина путей (в двухпутном исчислении), км: трамвайных троллейбусных метрополитенных   100,5 431,0 16,0   100,5 446,7 18,0   100,5 466,6 22,0   102,1 468,0 24,0   101,6 108,6 150,0
Протяженность магистральных трубопроводов — всего, км В том числе: нефтепроводов нефтепродуктопроводов газопроводов   9619,0   2861,0 1198,0 5560,0 10703,0   2988,0 1304,0 6411,0 12100,0   2978,0 1478,0 7644,0  

'Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. С. 453.

Качественными характеристиками основных фондов в отраслях транспортного комплекса являются: уровень внедрения прогрессивного грузового подвижного состава, контейнеров и технологий на транспорте общего пользования; степень внедрения прогрессивного пассажирского подвижного состава на транспорте общего пользования; потребление (топлива, автобензина, электроэнергии и т.д.) организациями транспорта общего пользования и ведомственным автотранспортом; технологические показатели отдельных видов путей сообщения; уровень аварийности на автотранспорте.

В группе пассажирского подвижного состава заметно снизилась доля автобусов общего пользования (на 36,0 %), троллейбусов (на 3,4 %), трамвайных вагонов (на 27,1 %), таксомоторов общего пользования (в 3,3 раза). При этом в несколько раз увеличилось количество легковых автомобилей в личной собственности (в 2,9 раза), служебных легковых автомобилей (1,7 раза), вагонов метрополитена (в 1,8 раза).

Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры наиболее интенсивно протекало в автомобильной сети, где длина и плотность дорог с твердым покрытием возросли в 1,5 раза, увеличилась протяженность метрополитенных (в 1,5 раза троллейбусных путей (на 8,6 %), сети магистральных труб проводов (за 1995—2004 гг. рост на 25,8 %). Вместе с тем сократилась эксплуатационная длина железнодорожных и внутренних водных путей.

 

Железнодорожный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью перевозок на большие расстояния. Имеет и другие достоинства: бесперебойно работает круглый год, не зависит от капризов погоды, имеет потенциально высокую скорость движения.

В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2004 г. составил 40,3 млрд т/км (74 % всех выполняемых в стране грузовых перевозок, без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот — 13,9 млрд пассажиро-км (почти 49,3 % всех пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог республики — 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных — 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.

Железнодорожный транспорт используется для пассажирских и грузовых перевозок прежде всего на большие, для самых массовых перевозок — на средние расстояния. В районах крупного промышленного производства по железным дорогам осуществляются местные перевозки на небольшие расстояния. С 1992 г. отмечается увеличение числа перевозок (прежде всего пассажирских) на небольшие и средние расстояния. В итоге доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспорта общего пользования возросла.

Беларусь имеет довольно высокую плотность железных дорог (26,6 км/1000 км2 территории), что позволяет обеспечить эффективность экономики страны. Разветвленностью железнодорожной сети достигается доступ населенных пунктов (около 40 %) к железнодорожным станциям.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный транспорт представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога». Промышленный железнодорожный транспорт обслуживает сеть подъездных путей крупных и средних предприятий, в его ведении находится путевое хозяйство протяженностью свыше 1,0 тыс. км и приписной парк маневровых локомотивов и специализированных вагонов.

Белорусская железная дорога подчинена Министерству транспорта и коммуникаций, является государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие и другие предприятия и организации.

Техническое оснащение Белорусской железной дороги в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины желез дорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % — оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % — диспетчерской централизацией, 34 % — полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.

Вместе с тем электрическая тяга на железных дорогах Беларуси внедряется крайне медленно. Ее удельный вес в общем объеме транспортной работы железнодорожного транспорта составляет немногим более 37 %.

Железнодорожные линии являются основой пересекающихся на территории страны двух крупнейших транспортных европейских коридоров. Трансъевропейские транспортные связи сходят из идеи объединения европейского рынка и создания диной транспортной системы Западной и Восточной Европы. В этой системе первый транспортный коридор, пересекающий Беларусь в широтном направлении (№ 2: Восток — Запад), проложен в направлении: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Н. Новгород. По территории республики в рамках транспортного коридора проходит двухпутная электрифицирования железнодорожная линия протяженностью 607 км, обеспечивающая скорость движения грузовых поездов до 100 км/ч, пассажирских — до 140 км/ч.

Второй транспортный коридор (№ 9: Север — Юг) проходит в направлении: страны Юго-Восточной Европы — Украина-- Беларусь — Россия — Финляндия. По территории Беларуси в данном направлении проложена железнодорожная линия Терюха — Гомель — Орша — Витебск — Езерище протяженностью 483 км. Данный транспортный коридор имеет ответвление № 9В: Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда и предусматривает выход грузоотправителей из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Балтии (Клайпеда, Вентспилс, Калининград). Он включает двухпутную железнодорожную линию протяженностью 449 км, электрифицированную от ст. Осиповичи до города Молодечно.

Значительный удельный вес в структуре перевозок грузом железнодорожным транспортом занимает транзит (36 %), который является важнейшим источником доходов и валютный поступлений. Объемы транзитных перевозок постоянно возраст тают: в 2003 г. он составил 38,1 млн т (в 2000 г. — 28,8 млн т), По железным дорогам Беларусь экспортирует продукты нефтепереработки, минеральные удобрения и другую продукцию химической промышленности, строительные и лесные грузы, черные металлы, продукцию машиностроения. Основными потребителями и производителями перевозимой готовой продукции и сырья являются крупнейшие промышленные центры республики — Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Брест, Гродно, Грузообразующие регионы развиваются прежде всего за счет производства калийных и азотных удобрений, доломитовой муки и поваренной соли, строительных материалов, продуктов нефтепереработки.

Товарная структура экспорта массовых грузни, осуществляемого из Беларуси железнодорожным транспортом, и 1996—2002 гг. характеризовалась следующими данными: нефтегрузы — 37— 38 %, химические продукты и минеральные удобрения — 20—22, черные металлы — 5—6, лесные грузы 4—5, строительные материалы — около 10, прочие грузы — более 20 %.

В последние годы объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом стабилизировался, в 2004 г. он составил 142,1 млн чел. Сохраняется тенденция роста перевозок в пригородном и местном сообщении, что обусловлено более низкой стоимостью проезда в сравнении с автомобильным транспортом. Продажа билетов полностью автоматизирована АСУ «Экс-Вресс-2». Постоянно совершенствуется обслуживание пассажирок в международном сообщении. Формируются фирменные поезда из спальных вагонов, в которых пассажирам предоставляются услуги более высокого качества.

Железнодорожный транспорт сохранит свое ведущее положение в освоении перевозок грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния, а в пригородных перевозках — и на короткие. Вместе с тем эксплуатационная длина сети железных дорог на территории Беларуси остается постоянной. Поэтому приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта является модернизация технического комплекса БЖД.

Улучшение работы пассажирского железнодорожного транспорта будет осуществляться за счет расширения маршрутной сети пассажирских перевозок, разработки и внедрения системы Пассажирского сервиса, рассчитанной на потребителя с различным уровнем доходов, а также расширения перечня услуг и повышения их качества.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки трупом и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 48,6 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 11,3 %, в то же время именно он отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих в отрасли. Грузовые перевозки автомобильным транспортом на большие расстояния значительно дороже железнодорожных, однако данный вид транспорта обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других средств транспорта.

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом обще го пользования в 2004 г. составил 254,9 млн т, или в 3,9 раз меньше чем в 1990 г. В то же время грузооборот сократился значительно меньших масштабах — в 1,6 раза, так как в анализируемый период увеличились объемы перевозок на средние и дальние расстояния.

Становление Республики Беларусь как суверенного государства знаменуется расширением внешнеэкономических связей и ростом автомобильных перевозок в международном сообщении.

Беларусь стала полноправным членом Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), что позволило белорусским перевозчикам беспрепятственно осуществлять перевозки грузов по многосторонним разрешениям в любую страну, входящую в ЕКМТ. Одновременно был открыт белорусский рынок транспортных услуг перевозчикам всех стран, являющихся j членами ЕКМТ.

Пассажирский автомобильный транспорт делится на автобусный и легковой, личный и ведомственный (ассоциации, концерна, организации и др.). Выполняет не только городские и пригородные, но и дальние перевозки. Ведущие позиции занимает пассажирский автомобильный транспорт общего пользования. В 2004 г. автобусами было перевезено 1526,2 млн чел., или в 10,7 раза больше, чем по железной дороге. По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает железнодорожному.

Число транспортных средств у индивидуальных владельцев постоянно растет. На конец 2004 г. оно достигло 1,7 млн легковых и 73,0 тыс. грузовых автомобилей. В 2003 г. на 1000 населения в личной собственности граждан имелось 164 легковых автомобиля, что в 1,9 раза больше, чем в 1995 г.

Развитие автомобильного транспорта, возможности его использования тесно связаны с качественными и количественными параметрами дорожной сети страны. Протяженность автомобильных дорог Беларуси составляет 81,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 71,0 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (342 км на 1(100 км2 территории) значительно превышает показатели СНГ (по России — 31 км на 1000 км2), но намного ниже, чем в таких европейских государствах, как Великобритания (1518 км на 1000 км2), Италия (1594 км на 1000 км2), Франция (1620 км на 1000 км2), Польша (771 км на 1000 км2).

Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006 — 2015 гг. предусматривает создание условий для развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности, реализации социальной политики страны. Качественное состояние дорог является надежным стимулом дальнейшего повышения деловой активности населения, позволяющим удовлетворить общегосударственные, региональные и иные нужды в перевозках грузов и пассажиров. Концепцией Программы определены важнейшие направления развития дорожного хозяйства в перспективном периоде, в числе которых:

• улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов, повышение безопасности движения;

• создание системы устойчивого финансирования дорожных работ на основе более полного привлечения средств пользователей автомобильных дорог с учетом степени воздействия транспортных средств на износ дорог и экономического эффекта, получаемого пользователями от перевозок; повышение качества дорожных работ;

• формирование рынка дорожных работ, повышение конкуренции среди дорожно-строительных и эксплуатационных организаций.

 

Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны, его удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2004 г. составил 0,5 % грузов, перевезенных всеми видами транспорта. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктура оказались невостребованными (аналогичная тенденция наблюдается во многих европейских странах, имеющих даже более крупные водные пути).

Общая протяженность эксплуатационных водных путей Беларуси — около 1800 км. Судоходство транспортом общего пользования осуществляется здесь в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика осуществляет перевозки на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении. Разрабатываются (по примеру ряда континентальных стран Европы) предложения по созданию собственного морского торгового флота.

Воздушный транспорт. Для данного вида транспорта характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

Воздушный транспорт Республики Беларусь интенсивно развивался в 1960—1990 гг. Росли объемы перевозок пассажиров и грузов, увеличивалась протяженность авиалиний. Были Построены новые аэропорты и аэровокзалы: «Минск-2» вблизи Смолевичей, в Гомеле, Могилеве, Бресте, Витебске, Солигорске, Бобруйске и других городах. Гражданская авиация обслуживала около 120 авиалиний, которыми Минск был связан с Москвой, столицами союзных республик, курортами Крыма и Кавказа, со всеми областными и рядом районных центров республики. Сетью местных воздушных линий были связаны все областные центры, а также более 50 городов и городских поселков. Самый высокий уровень перевозок пассажиров воздушным транспортом отмечен в 1990 г. — 2,2 млн чел., что, однако, составило всего 0,1 % объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

В настоящее время белорусскими авиакомпаниями налажено регулярное воздушное сообщение с шестью государствами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Украиной), с 15 странами вне СНГ (Англией, Австралией, Германией, Египтом, Израилем, Ирландией, Италией, Кипром, Польшей, Турцией, Францией, Чехией, Швейцарией), а также между областными городами республики. Через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95 % полетов в воздушном пространстве страны выполняются транзитом и примерно 5 % — с посадкой в Национальном аэропорту «Минск»).

Республика Беларусь располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в 30 городов стран СНГ. Из Национального аэропорта «Минск» выполняются авиарейсы в города Европы (Берлин, Варшава, Вена, Мюнхен, Лондон, Париж и др.), Азии (Тель-Авив, Ларнака и др.) и Америки (Нью-Йорк). Аэропорт имеет улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные посадочные системы, таможенную и пограничную службы.

В итоге на территории республики к началу XXI в. сформировалась следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин — Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс — Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.

Природный газ транспортируется к крупнейшим промышленным центрам Беларуси, в Украину, Польшу, Литву, Калининградскую область России, западно-европейские государства. В республике получила развитие также система газораспределительных сетей. Транспортирование природного газа осуществляет ОАО «Белтрансгаз».

Перспективы развития газопроводного транспорта связаны со строительством второй очереди магистрального газопровода Ямал — Европа, что позволит значительно увеличить транзроссийского газа за рубеж по данному направлению.

Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный в транспортировки сырой нефти, представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Пропускная способность нефтепровода зависит главным образом от диаметра труб, скорости перекачки, т.е. мощности насосных станций. Для нефтепроводов Беларуси, как для бывшего СССР, характерны большие диаметры труб (в среднем они почти вдвое шире используемых в то время в США общая длина магистральных нефтепроводов на территории республики — 3,0 тыс. км, нефтепродуктопроводов по перекачки бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

 

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также служит для удовлетворения культурно-бытовых

Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Основные показатели функционирования связи общего назначения за 1990— 2004 гг. приведены в табл. 9.8. Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Таблица 9.8Основные показатели функционирования связи общего назначения в Республике Беларусь*

 

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2004 г. к 1990 г., %
Отправлено, млн:          
письменной корреспонденции 302,0 134,0 132,0 161,0 53,3
печатных средств массовой информации 2201,0 568,0 531,0 338,0 15,3
посылок 8,2 v 0,6 0,7 1,9 23,2
телеграмм 10,6 2,4 - 1,5 1,4 13,2
денежных переводов 12,2 3,9 3,7 5,1 41,8
пенсионных выплат 24,8 28,9 26,1 24,0 96,8
Число предоставленных междугородных телефонных разговоров, млн. 193,5 248,3 528,6 1046,4 540,8
Число телефонных аппаратов сети общего пользования — всего, тыс. В том числе - 1749,8 2159,6 2962,0 3396,4 194,1
телефонных квартирных аппаратов 1196,3 1581,7 2338,8 2729,0 228,1
Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами на 100 семей, шт. 37,0 49,0 73,0 86,0 232,4
В том числе: городской сети сельской сети 48,0 18,0 60,0 27,0 87,0 43,0 100,0 58,0 208,3 322,2
Число таксофонов (включая универсальные) — всего, тыс. В том числе: 18,6 17,1 17,9 20,1 108,0
городской сети сельской сети 17,7 0,9 16,7 0,4 17,3 0,6 18,5 1,6 104,5 177,8

'Источник: Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. С. 274—276.

 

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно сиспользованием транспортных средств.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991— 2004 гг. составил 1,6 млн шт., а общее количество абонентов достигло 3,4 млн. Число квартирных телефонных аппаратов составило 2,7 млн шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,3 % (2004 г.). Число таксофонов значительно увеличилось в сельской местности (на одну треть), в городах повышается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.

Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей в Беларуси он достиг наибольшего среди стран СНГ значения — 86 аппаратов на 100 семей, значительно опередив Россию и Украину.

Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров, за 1991—2004 гг. он увеличился в 5,4 раза. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ. Все это положительно сказывается на общих доходах телефонной связи (в структуре доходов от услуг связи в Республике Беларусь более половины приходится на телефонную, рис.9.4. В пересчете на одного жителя наиболее высокого уровня этот показатель среди государств Содружества достиг в Армении, Беларуси, России и Украине.

Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, спутниковую связь и рассылку писем по электронной почте, оказывает Интернет-услуги.

 


 

 

Рис. 9.4. Структура доходов от услуг связи, %

Телеграфная связь предназначена для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Отличительная ее особенность — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Получила распространение в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.

В значительном развитии в Беларуси систем сотовой связи свидетельствует соотношение числа абонентов традиционной телефонной и сотовой связи, которое равно 1:1,2, что соответствует уровню развитых стран. Перспективная емкость рынка оценивается в 5—5,5 млн абонентов.

В стране распространен еще один вид мобильной связи — пейджинговая, сеть которой расширяется. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через посредника — оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Данный вид связи обеспечивают около 10 пейджинговых компаний.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Реконструкция местной телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить потребности населения в установке телефонов. Намечаются увеличение числа абонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле- и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения).

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав строительного комплекса | Сущность финансов и финансовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 8470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.