Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЗВУКОВОЙ ДИАЛОГ С КОМПЬЮТЕРОМ

(ввод и вывод речевой информации)

 

Начальным моментом возникновения диалога человека с машиной можно считать использование различного вида сигнализаторов и датчиков (световых, звуковых, электрических, механических), которые сообщали оператору о состоянии соответствующих устройств, в основном предупреждая его о каких-то граничных, опасных ситуациях. В этой начальной форме диалога можно условно выделить два потока информации: от человека к машине – управляющая информация, передаваемая с помощью различных вентилей, штурвалов, рычагов, рубильников, пускателей и т.п., и от машины к человеку – в виде показаний различных датчиков.

По мере усложнения машин, окружающих человека, потоки информации всё возрастали, и ручное управление оказалось весьма затруднительным, а в ряде случаев невозможным.

На первой стадии развития этой техники поступающая к человеку информация характеризовалась обилием видов и форм. Кабина большого самолёта, например, по количеству различных показывающих приборов напоминает часовой механизм. Ещё сложней выглядит пульт управления электростанцией, кабина космической орбитальной станции и т.п. Только с внедрением микропроцессоров и ЭВМ в системы управления появилась возможность регулировать потоки информации в человеко-машинных системах на основе

 

 

унифицированных средств ввода, вывода, обработки и хранения информации с учётом коммуникационных способностей человека.

Важное место в проблеме человеко-машинного общения занимают языки диалога. В противовес естественному человеческому языку с его богатыми возможностями «выражения смысла» были созданы многочисленными языки дескрипторного типа, которые внешне напоминают естественный язык, поскольку используют языковую лексику, но по структуре связей между словами практически не отличаются от формализованных машинных языков с их жёсткой структурой и однозначной смысловой нагрузкой элементов языка.

Таким образом, научить человека машинному языку трудно, да и вряд ли целесообразно. Гораздо полезней научить машину понимать естественный язык. Сейчас стало очевидным, что только естественные языки (или их версии, соответствующие ограниченным предметным областям знаний) могут стать перспективной базой общения человека с ЭВМ.



Особое место в проблеме общения человека с ЭВМ занимает форма диалога. Ручной ввод требует значительного зрительного внимания. Экран дисплея отгораживает от человека объекты управления, лишает возможности непосредственного контакта с управляемыми средствами. Кроме того, ручной ввод является медленным, ненадёжным и утомительным. В связи с этим предпочтительнее устная форма диалога,

 

 

которая сулит большие преимущества, но и требует значительных усилий для её практического осуществления.

Живая человеческая речь обладает значительными отличиями от всех технических сигналов;для её автоматического распознавания и понимания недостаточно традиционных способов обработки сигналов, необходимо в максимальной степени учитывать свойства человеческого построения и восприятия речи.

Вывод речи из ЭВМвыполняется на основе синтеза речи, который представляет собой или восстановление предварительно закодированной естественной речи, или получение речи при помощи искусственно созданных звуков.

Техника синтеза практически продвинулась значительно дальше техники распознавания. Это и понятно: с информационной точки зрения распознавание и синтез соотносятся между собой как человек и попугай.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Области применения | ПРОЦЕСС РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ И ЗВУКИ РЕЧИ

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.033 сек.