Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освобождение от административной ответственности




Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени го­сударства по решению уполномоченных органов к лицу, со­вершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Административные взыскания

Небрежности.

Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правона­рушения.

Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторож­ной, так и с умышленной формой вины.

Виды административных правонарушений. Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит особенная часть КоАП РСФСР, однако, как уже было сказано, перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предус­мотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

Административные правонарушения можно разделить на четыре 5 групп:

1. Против личности.

2. Против государства.

3. Против общественной жизни.

4. Административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на определенные сферы общественных отношений.

5. Административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

 

Целями административного взыскания являются:

а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

в) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишены отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает эти методы.



За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);

- исправительные работы;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взыс­каний.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, ока­зывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возмож­на иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государствен­ные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение не­значительны административных правонарушений и может нала­гаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, но не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения адми­нистративного взыскания по признаку повторности.

От предупреждения как меры административной ответствен­ности следует отличать предупреждение как меру пресечения пра­вонарушений.

Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, нала­гаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как, с одной стороны, она отличается оперативностью исполнения, а с другой —воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него.

Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного иму­щества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законамиРФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником сущест­вования.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непос­редственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в соб­ственность государства. Конфискован может быть только предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например в случае конфискации предметов контрабанды.

Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подле­жащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Необходимо отметить, что как возмездное изъятие, так и конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, по решению административного органа противоречит Конституции РФ, которая в ст. 35 установила, что изъятие имущества, находяще­гося в частной собственности, может быть произведено только по решению суда.

Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается.

По общему правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные работы — это взыскание имущественного ха­рактера, носящее длящийся характер. Суть его заключается в удер­жании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев.

Исправительные работы могут назначаться только судом первого Ц звена (районным и/или городским судом).

Административный арест может применяться в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя.

Срок административного ареста не может превышать пятнад­цати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту кроме случаев, предусмотренных в КоАП РСФСР, еще в порядке освобож­дения от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия, а также в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

- самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;

- принудительное перемещение указанных лиц через Государст­венную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдво­рения, так как первый может применяться только в случаях, пре­дусмотренных законодательствомРФ.

Наложение административного взыскания. КоАП РСФСР выде­ляет в отдельную главу важнейшие требования к наложению административного взыскания, не затрагивая, однако, вопросов производства по делам об административном правонарушении, ко­торое относится к административному процессу.

Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонару­шение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях уста­новлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания до­лжен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, уста­новленных нормативным актом, предусматривающим ответствен­ность за совершенное правонарушение. Орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может нала­гать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным заме­чанием, которое не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий.

Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблю­даться все правила производства по делам об административных правонарушениях.

В-третьих, при привлечении лица к административной ответст­венности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонару­шения, его последствия, личность правонарушителя, форму и сте­пень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя.

При этом следует помнить, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникно­вение ощущения безнаказанности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что конечном счете также провоцирует новые правонарушения.

В правовом преломлении принцип индивидуализации ответст­венности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответст­венности.

Обстоятельствами, смягчающими ответст­венность за административное правонарушение, признаются:

- чистосердечное раскаяние виновного;

- предотвращение виновным вредных последствий правонару­шения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения; при стечении тяжелых личных или семейных обстоя­тельств; несовершеннолетним; беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответст­венность, является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признают­ся:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требо­вание уполномоченных лиц прекратить его;

- повторное в течение года совершение однородного правонару­шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыс­канию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

- совершение правонарушения группой лиц;

- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состо­янием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности. Иногда же случается, что с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но и нельзя пол­ностью освободить от наказания, поэтому законодатель предусмот­рел другую возможность освобождения от административной ответственности —освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеско­го суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.

Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять орган (должностное лицо), правомоч­ный разрешать дело об административном правонарушении. Такой вид освобождения от административной ответственности не исклю­чает возможности проступка быть преюдицией преступления, т. е. совершение аналогичного проступка в течение определенного зако­ном срока может квалифицироваться как преступление.

При совершении лицом двух и более административных право­нарушений административное взыскание налагается за каждое пра­вонарушение в отдельности. Однако, если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установлен­ной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

О наличии двух и более административных правонарушений можно говорить только при одновременном совпадении следующих условий:

наличие нескольких самостоятельных составов администра­тивных правонарушений. Такое положение нужно отличать от ситуации, когда совершается несколько деяний, каждое из которых является административным проступком, а в совокупности образу­ется качественно новое явление — преступление;

несколько составов административных правонарушений должно быть совершено одним и тем же лицом;

каждое деяние сохраняет значимость на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Это означает, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению винов­ного к ответственности.

Таким обстоятельством, прежде всего, может быть истечение сроков наложения административного взыскания, которое может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения право­нарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголов­ного дела либо о его прекращении. Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к ответственности, могут быть акты амнистии или помилования и др.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному взысканию.

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.029 сек.