Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокурорский надзор в сфере государственного управления

Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных в нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Общий надзор осуществляется по двум основным направлениям:

1. надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь;

2. надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.

Объем общего надзора прокуратуры ограничивается конкретной деятельностью органов управления - изданием актов управления, совершением действий по выполнению законов и иных нормативных актов.

Надзор за точным соответствием закону осуществляется в отношении как индивидуальных, так и нормативных актов управления. Особо надо подчеркнуть, что несоответствие закону нормативных актов влечет за собой многочисленные нарушения прав граждан, а также других участников правовых отношений, в том числе органов государства, общественных организаций.

Надзор за законностью актов и действий Совета Министров Республики Беларусь прокуратура не осуществляет. Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь.

Осуществляя надзор, прокурор не имеет право:

· отменять какие-либо акты органов управления и их должностных лиц;

· осуществлять контрольно-ревизионные действия;

· давать какие-либо указания;

· применять меры дисциплинарного и административного воздействия. Прокурор использует особые методы деятельности и формы правового реагирования на нарушения законности.

Полномочия прокурора по общему надзору заключаются в праве:

· требовать акты органов управления, предприятий, учреждений, организаций;

· требовать от руководителей поднадзорных органов и должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;

· проводить на месте проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов;

· требовать от руководителей поднадзорных органов проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций;

· вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона.

Методами общенадзорной деятельности прокурора являются:

1. проверка актов, издаваемых поднадзорными органами (проверяется компетенция или форма его издания, не наносит ли его исполнение ущерб государству, не ущемляет ли законные права и интересы граждан и т.д.);

2. проверка исполнения законов в деятельности органов управления, предприятий, учреждений, организаций;

3. участие прокурора в заседаниях исполкомов (с правом совещательного голоса);

4. использование материалов контрольно-ревизионных органов;

5. обобщение заявлений и жалоб граждан;

6. обобщение судебно-следственной практики;

7. обобщение и изучение публикуемых в печати сообщений о нарушении законности.

Актами прокурорского надзора являются протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.

Обнаружив незаконные действия или противозаконный акт управления, прокурор приносит протест.

Согласно ст. 35 Закона о прокуратуре Республики Беларусь протест выносится на противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты управления. Протесты выносятся либо в органы, издавшие эти акты, либо в вышестоящие органы.

Принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, а также в иных, предусмотренных законом случаях, приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.

Орган государственного управления, в который принесен протест, обязан рассмотреть его в 10-дневный срок и сообщить прокурору результаты рассмотрения. При этом протест может быть удовлетворен или отклонен. В отношении лиц, своевременно не рассмотревших протест, прокурор имеет право поставить вопрос перед вышестоящим органом управления о привлечении к дисциплинарной ответственности. О дне рассмотрения протеста уведомляется прокурор, который может лично участвовать при его рассмотрении.

Протест должен быть юридически обоснованным. Необоснованные протесты подрывают авторитет органов прокуратуры, не способствуют укреплению законности. Поэтому в протесте должны отмечаться не только факты, но и указываться, какой именно закон нарушен. И важно, чтобы протест был вынесен своевременно. В случае нерассмотрения протеста или его отклонения, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об отмене акта, который противоречит закону, или прекращении незаконных действий.

Представление отличается от протеста тем, что имеет предупредительный характер.

Представление вносится в соответствующие органы в том случае, когда, обобщая судебно-следственную практику, изучая жалобы, заявления, проверяя состояние законности, присутствуя на собраниях и совещаниях, прокурор устанавливает факты, свидетельствующие об отсутствии порядка, дисциплины, организованности в каких-либо звеньях управления или в работе должностных лиц.

В представлении прокурор анализирует имевшиеся у него факты, послужившие основанием для данного представления.

Вместе с тем в представлении необходимо указать, кто виновен в нарушениях законов и какие меры следовало бы принять для устранения причин, порождающих эти нарушения, и предотвращения возможности их повторения.

Представление должно быть основано на достоверных фактах и внесено своевременно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Надведомственный (внешний) контроль | Административный надзор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.