Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоритмологические принципы рациональной организации режима дня




Лекция №20: Возникновение и развитие биосферы. Человек- составная часть биомассы биосферы. Ноосфера.

История возникновения и эволюции биосферы - это, по сути, история развития органического мира на Земле. С возникновением живых существ началось изменение ими окружающей среды. Появление зеленых растений привело к уменьшению количества углекислого газа в атмосфере и обогащению ее кислородом. Это было началом формирования биосферы. Развитие биосферы шло вместе с эволюцией органического мира - расширялись ее границы, ускорялась биогенная миграция атомов, изменялся состав ее компонентов. Эволюция живого вещества выражается в изменении и усложнении организации живых форм, уменьшении их прямой зависимости от среды обитания, в усовершенствовании способов ориентации и передвижения в пространстве и т.д. В.И. Вернадский, основываясь на идеях физики о неразделимости пространства и времени в природных явлениях, объяснил прогрессивную направленность биологической эволюции и определил основные черты земного пространства - времени. Это ограниченность пространства (тело планеты) и безграничность времени. При такой объективной заданности условий эволюция живого вещества определяется пространством как минимальной ограничительной величиной и неизбежно направлена в сторону прогрессивного развития, т.е. приобретения свойств, позволяющих максимально использовать это ограниченное земное пространство. Поэтому, например, эволюция зеленых растений выразилась не только в переходе от споровых к цветковым, но и в том, что гладкоствольные формы растений заменялись ширококронными - увеличивалась площадь улавливания солнечных лучей. Площадь крон всех зеленых растений нашей планеты сравнима с площадью Юпитера - самой крупной планеты Солнечной системы. Животные осваивали пространство путем приспособления к передвижению в различных физических средах и путем совершенствования органов чувств, нервной системы, функций высшей нервной деятельности. Это выразилось в эволюции нервной системы животных от простейших ощущении к сложным инстинктам и мышлению. Умственное развитие современного человека достигло высокого уровня, что может привести к новой форме "растекания" жизни, преодолению ограниченности земного пространства.

Структура биосферы. Вернадский объединил организмы и среду их обитания. Поэтому в состав биосферы входит косное вещество, живое вещество, биогенное вещество и биокосное вещество.

Косное вещество формируется без участия организмов. Оно включает в себя оболочки Земли или их части, которые являются средой обитания организмов. В составе Земли водоемы образуют гидросферу. Поверхность Земли окружена газовой оболочкой- атмосферой. Организмы заселяют верхнюю часть литосферы(3,5-7,5 км), всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы(до нижней границы озонового слоя-15 км)- тропосферу.

Живое вещество, по Вернадскому,- это «совокупность всех живых организмов планеты в данный момент существующая, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии». Живое вещество содержит много энергии, способной производить работу. Основные химические соединения живого вещества (нуклеиновые кислоты, белки) проявляют устойчивость только в живых организмах. Живому веществу свойственна подвижность, благодаря чему оно может заполнять новые пространства. Живое вещество не может быть представлено отдельными популяциями одного вида, оно существует только в виде сообществ (биоценозов), в которых между членами имеется множество связей, главными из которых являются пищевые.

Биогенное вещество создается в процессе жизнедеятельности организмов. На Земле нет более активного вещества, чем живое, вызывающее геологические преобразования. Вернадский показал, что живое вещество путем преобразования солнечной энергии в энергию химических связей создает мощную биогеохимическую силу, которая активно влияет на геологические процессы.

Биокосное вещество образуется при участии живых организмов и процессов неживой природы. С участием живого вещества преобразуется вода биосферы, газы атмосферы, почва.

Роль человека в биосфере. Человек — часть биомассы биосферы — долгое время находился в непосредственной зависимости от окружающей природы. С развитием мозга человек сам становится мощным фактором в дальнейшей эволюции на Земле. Овладение человеком различными формами энергии — механической, электрической и атомной — способствовало значительному изменению земной коры и биогенной миграции атомов. Наряду с пользой, вмешательство человека в природу нередко приносит ей вред. Деятельность людей часто приводит к нарушению природных закономерностей.

Ноосфе́ра (греч. «разум» и «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

 

Вопросы для закрепления темы:

1. Что такое биосфера?

2. Назовите составные части биосферы.

3. Какова роль человека в развитии биосферы?

4. В чем Вернадский видел мощность живого вещества?

5. Что называется биоценозом?

6. Что собой представляет ноосфера?

 

 

Использованная литература:

1. Шустанова Т.А. «Биология: тесты, задания, лучшие методики», Ростов на Дону, Феникс, 2007 г.

2. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский «Биология: интенсивный курс», Москва, Оникс,2007

3. А.Сартаев, М.Гильманов «Общая биология», Алматы, Мектеп, 2010 г.

4. А.А.Дроздов, Г.И.Дядя, О.В.Осипова «Общая биология», М.,Эксмо, 2007

5. А.В.Ганжина «Пособие для поступающих в ВУЗы», Минск, 1978 г.

6. Абшенова Л.У., Заирова Б.З. «Биология» Алматы, 2008 г.

План:

1. Общие представления о биоритмологии, биологических ритмах.

2. Биоритмологические типы и их краткая характеристика.

3. Биологические ритмы и возраст. Становление суточного ритма в онтогенезе.

4. Биологические ритмы и состояние здоровья ребенка. Понятие о десинхронозах. Профилактика десинхронозов.

5. Биоритмологические аспекты адаптации учащихся к учебной деятельности.

6. Роль биоритмологического портрета ребенка в планировании режима дня.

 

Литература:

1. Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. – М., 1983. – 248 с.

2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М. – 1968. – 232 с.

3. Антропова М.В., Ефимова С.П., Лосева О.А., Лушина Л.В., Полянская Н.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников /Под ред. М.В. Антроповой. – М., 1974. – 136 с.

4. Аршавский И.А. Учение А.А. Ухтомского о хронотипе – его значение в анализе временных механизмов и закономерностей биологии индивидуального развития // Успехи физиологических наук. – М. – 1991. – Т.22, № 3 – С. 3 – 23.

5. Ашофф Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадианные ритмы./ Биологические ритмы. – М., 1984. – Т. 1. – С. 54 – 69.

6. Глушкова Е.К., Веремкович Л.В., Вульфович Г.Н. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста (под влиянием учебной нагрузки) при обучении в современной школе // Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе/ Под ред. Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха. – М., 1974. – С. 47 – 84.

7. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. О методике определения индивидуального биоритмологического профиля в психогигиенических исследованиях // Проблемы медицинской психологии. Мат-лы научн. конф. – Л., 1976. – С. 12 – 14.

8. Змановский Ю.Ф. Биологические ритмы и воспитание детей // Дошкольное воспитание, 1982. - № 2. – С. 49 – 53.

9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М.: Медицина, 1989.

10. Ковешникова И.И. Работоспособность и заболеваемость школьников в зависимости от соответствия смены обучения их региональному биоритмологическому профилю // Гигиена и санитария, 1991. № 7. – С. 43 – 45.

11. Куинджи Н.Н. Циркадианный ритм физиологических функций организма как критерий оценки адаптации школьников к изменению некоторых факторов внешней среды // Гигиена и санитария, 1983. - № 2. – С. 37 – 40.

12. Куинджи Н.Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников: Автореф. докт. дис. – М., 1989. – 49 с.

13. Менделеева О.И. Формирование временных типов биоритмальной активности у детей школьного возраста // Гигиена и санитария. – М., 1985. - № 11. – С. 21 – 23.

14. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы. – Л., 1981. – 128 с.

15. Острополец С.С., Золотова Л.И. Особенности биологических ритмов в детском возрасте // Педиатрия. – М., 1982. - № 5. – С. 31 – 32.

16. Путилов А.А. "Совы", "жаворонки" и другие. – Новосибирск, 1997. – 264 с.

17. Рыбаков В.П., Орлова Н.И., Пронина Т.С., Чернышова Ю.Н., Момот И.А. Биологические ритмы ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты/ Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000. – С. 287 – 295.

18. Сергетта В.Н., Волянская Л.И., Голка Н.В. и др. Динамика функционального состояния здорового организма подростков в течение рабочей недели // Гигиена и санитария. – М., 1987, № 6. – С. 16 – 18.

19. Синякина С.И. Гигиеническая рационализация режима дня школьников Крайнего Севера // Гигиена и санитария. – М., 1987. - № 6. – 20 – 23.

20. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фабер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещение, 1990.

21. Шапошникова В.И. Волны жизни: Биоритмы и здоровье. – СПб., 1996. – 201 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.