КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биография
Список литературы Контрольные вопросы
1. Какой заряд имеет атомное ядро? Как посчитать заряд ядра химического элемента? 2. Как обеспечивается электрическая нейтральность атома химического элемента в "нормальных" условиях? 3. Что определяет номер химического элемента в таблице Менделеева? 4. Что определяет понятие нуклон? 5. Какие слагаемые определяют массовое число химического элемента? 6. Что означают понятия изотоп, нуклид? 7. Как обозначается изотоп конкретного химического элемента? 8. Как вычислить число нейтронов в ядре нуклида? 9. Какой процесс происходит при a - распаде? 10. Записать a - распад в общем виде 11. Дать общую характеристику a - частицы (заряд, массовое число, энергетический спектр, проникающую способность) 12. Каким видом излучения может сопровождаться a - распад? 13. Что представляет собой b - распад? Что лежит в основе b - распада? 14. Каким видом излучения сопровождается b - распад? Дать характеристику этого вида излучения. 15. Дать общую характеристику b - частицы (заряд, массовое число, энергетический спектр) 16. Почему g - излучение не является самостоятельным типом радиоактивного распада? 17. Записать в общем виде b - распад. 18. Что называют радиоактивностью? 19. Перечислить основные определения радиоактивности. Пояснить законы радиоактивного распада. 20. Что такое период полураспада? 21. Что определяет закон смещения при радиоактивном распаде? 22. Что такое ионизирующее излучение? 23. В каких единицах измеряется энергия ионизирующих (элементарных) частиц? 24. Дать общую характеристику взаимодействия ядерных излучений с веществом (ионизация, тормозное излучение, люминисценсия). 25. Какие факторы определяют проникающую способность ядерных частиц в веществе? 26. Чем объяснить малую проникающую способность a - (b) - частиц? 27. Что имеется ввиду при определении внешнего (внутреннего) облучения организма человека? 28. Чем объяснить большую проникающую способность g - излучения? 29. Какие виды ядерных излучений представляют наибольшую опасность для организма человека при внешнем (внутреннем) облучении и почему? 30. Общая характеристика взаимодействия радиоактивного облучения с живой тканью организма? 31. Дать определения дозам облучения (поглощенная, эквивалентная, экспозиционная) 32. Что определяет коэффициент качества излучения? 33. Чему равен коэффициент качества a - излучения и почему? 34. Назвать источники радиационного фона. 35. Перечислить слагаемые естественного радиационного фона. 36. Охарактеризовать пути проникновения радиации в организм человека? 37. Чем определяется мера радиоактивности вещества? Единицы измерения? 38. Дать определение удельной, объемной, поверхностной радиоактивности. Единицы измерения? Их взаимосвязь? 39. Зачем нужны ядерные детекторы? 40. Пояснить принцип работы полупроводникового, сцинтилляционного, газоразрядного ядерного детектора. 41. Дать классификацию приборов для регистрации ядерных излучений. 42. Структурная схема прибора для регистрации ядерных излучений. Назначение составляющих структурной схемы. 1. Б.М. Яворский и А.А. Детлаф. Справочник по физике. М.: «Наука», 1979. 2. Элементарный учебник физики. Т3 Редактор Г.С. Ландсберг. М.:"Наука", 1986. 3. Ф. Бопп. Введение в физику ядра адронов и элементарных частиц. М, «Мир», 1999. 4. И.И. Наркевич, Э.И. Волмянский, С.И. Лобко Физика для ВТУзов. Минск, "Вышэйшая школа", 1994. 5. Вредные химические вещества. Радиоактивные вещества. Справочник. Ред. Л.А. Ильин, В.А. Филова. Л.. «Химия», 1990. 6. В.А. Бударков, В.А. Киришин, А.Е. Антоненко. Радио-биологический справочник. Минск: «Ураджай», 1992.
В известной степени биография В. О. Ключевского примечательна в социальном аспекте - выходец из семьи бедного сельского священника, очень талантливый, трудоспособный и целеустремленный молодой человек начал свой путь в науке в 1860-х гг., в 1870-х гг. достиг определенного положения, а к началу XX в.- всероссийской известности. Но подобная биография отнюдь не была исключением для второй половины XIX в.; такие биографии были тогда уже типичны. Выходцев из разночинных слоев, добивавшихся в это время успеха на различных поприщах, было немало. Популярность имени и научная значимость В. О. Ключевского определялась, конечно, более существенными обстоятельствами. Будущий историк, был определен в приходское духовное училище, через год перешел в уездное духовное училище, а с сентября 1856 г, и до конца 1860 г. прошел курс местной духовной семинарии. Обучение в духовных учебных заведениях было бесплатным, и к тому же ученики получали небольшую стипендию, что было очень существенно для семьи. Семейные бедствия сильно отразились на физическом состоянии мальчика, но уже при окончании уездного училища и особенно в семинарии он стал резко выделяться среди своих сверстников и со второго года семинарского обучения сам стал давать уроки. Отличная от природы память тем более развилась в процессе схоластического духовного образования, к которому с годами у В. О Ключевского все более и более возникала неприязнь. "Схоластика-точильный камень научного мышления: на нем камни не режут, но об камень вострят",- бросил, впрочем, в дальнейшем В. О. Ключевский один из многих своих афоризмов, мастерски им создававшихся. К тому же в предреформенные годы среди семинарской молодежи началось брожение, и В. О. Ключевский не отставал от своих товарищей. Начались столкновения с начальством семинарии. В. О. Ключевский постоянно занимался светским самообразованием, читал произведения В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина и даже журнал "Современник", доходивший до семинарской молодежи. В возрасте 15—19 лет семинарист Ключевский целеустремленно осваивал гуманитарные науки небогословского характера — всеобщую и русскую историю, изучал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки. Помимо истории «по Карамзину», в семинарии давались такие темы, как «Разин» и «Пугачев». Перед темой о Василии II преподаватели обычно знакомили учеников с проблемой «Связь с Европой». В семинарии у Ключевского сформировалась строгость логического мышления. Все более отрешаясь от возможности духовной карьеры и поступления в Духовную академию, В. О. Ключевский в декабре 1860 г. подал прошение об увольнении из семинарии в связи со "слабым здоровьем" и "стеснительными домашними обстоятельствами". После нелегкой борьбы с ректором он только в марте 1861 г. получил увольнительное свидетельство, так и не окончив семинарский курс обучения, и в конце июля выехал в Москву с твердым намерением поступить на историко-филологический факультет Московского университета. Дядя юноши, священник И. В. Европейцев, поддержал его материально, вручив на дорогу 100 рублей. Научные интересы В. О. Ключевского в университете определились довольно быстро. Среди лекторов - "знаменитых личностей" - он выделял профессора С. В. Ешевского, читавшего курс всеобщей истории, но с первого же курса сблизился с другой "знаменитой личностью"- Ф. И. Буслаевым, преподававшим историю древнерусской словесности, посещал его дом, под его руководством изучал рукописи в Синодальной библиотеке и, по имеющимся данным, до конца 1863 г. считал себя не историком, а филологом. Именно Ф. И, Буслаев подводил В. О. Ключевского к мысли о первостепенной роли народа в истории. Обстановка 1860-х гг., когда особенно ярко выступала передовая демократическая общественность, тем более способствовала утверждению В. О. Ключевского в этой мысли. В бурных событиях студенческой жизни в эти годы он старался занимать позицию "неучастия", но этот нейтралитет не был абсолютно безучастным. Известно, что несколько позднее он поддерживал знакомство с Н. А. Ишутиным и членами его кружка. В. О. Ключевский стремился сам определить свои общественные позиции, и в этом отношении показательно его отношение к еще одной "знаменитой личности" - С. М, Соловьеву, чьи лекции по русской истории он слушал уже на первом курсе. Спустя почти 20 лет В. О. Ключевский по праву стал преемником С. М. Соловьева на кафедре русской истории. После очень высокой оценки сочинения и рекомендации его к печати в конце 1864/65 учебного года В. О. Ключевский был оставлен при кафедре на два года для подготовки к профессорскому званию и написанию магистерской (современной кандидатской) диссертации. Тема ее была определена С. М. Соловьевым - "Жития святых как исторический источник". Известно, что эта тема интересовала и Ф. И. Буслаева. Под пером В. О. Ключевского эта, казалось бы, узко источниковедческая и связанная с богословием тема получила неожиданную интерпретацию. Автор, опять же демонстрируя свое умение работать над источниками, основное внимание сосредоточил на истории хозяйственного освоения земель в связи с историей монастырей, а не на жизнеописании их основателей. В своем исследовании В. О. Ключевский впервые задался мыслью исследовать историю колонизации на Восточноевропейской равнине и сделал первый шаг к созданию своего взгляда на основу исторического процесса в России. Так самой направленностью работы он отошел от официальной агиографии, которая придавала "житиям" важнейшую роль в религиозной пропаганде. Нет оснований считать В. О. Ключевского человеком неверующим. В одном афоризме он отразил свое отношение к религии: "христианство - религия любви; здесь сказано все - и сущность, и история". Но вместе с тем в его архиве сохранились рукописные заметки, особенно относящиеся к первым годам XX в., с очень резкими характеристиками высшей церковной иерархии. "На Западе церковь без бога, в России бог без церкви",- записывал В. О. Ключевский, считая духовенство тунеядным сословием. Будучи же профессором Духовной академии, он вел себя в отношении этой иерархии всегда очень осторожно и в своих лекциях и произведениях старался ее не затрагивать. Как объективный исследователь он, хотя и очень дипломатично, критически подходил к оценке достоверности сведений "житий" о жизни "святых", что, конечно, не могло не отразиться на развитии антиклерикальных тенденций в науке. Много позже в частном разговоре на им же самим поставленный вопрос: "Какая разница между "житием святого" и "биографией"?" - дал ядовитый афористический ответ: такая же, "которая существует между иконой и портретом". Работа над "Житиями" В. О. Ключевского затянулась на шесть лет, и после истечения формального срока двухгодичного пребывания в "аспирантуре" перед В. О. Ключевским возник первый и единственный в его служебной карьере сложный момент. Необходимо было найти постоянную работу. Помог С. М. Соловьев, читавший курс лекций в московском Александровском военном училище. В 1867 г. В. О. Ключевский получил там место репетитора, а через четыре года заменил своего руководителя в чтении курса новой всеобщей истории. Следует отметить, что в военных училищах после военной реформы было обращено большое внимание не только на узкопрофессиональную, но и на общеобразовательную подготовку будущих офицеров, и В. О. Ключевский проработал там 16 лет.
Почти десять последних лет жизни В. О. Ключевский посвятил подготовке и изданию "Курса". В 1901 г. после своего 60-летия он, по правилам того времени, подал в отставку, но преподавание в университете и Духовной академии было за ним оставлено. Либеральная позиция историка, четко определившаяся в начавшейся революции 1905 г., усложнила положение В. О. Ключевского в Духовной академии. Привлеченный к работе комиссии по делам печати и учреждения Государственной думы, В, О. Ключевский выступал за буржуазные принципы свободы печати (в частности и от духовной цензуры), настаивал на законодательном статуте Думы и бессословном порядке выборов в нее. В марте 1906 г. от партии кадетов он попытался баллотироваться в Сергиевом Посаде в I Государственную думу, но избиратели его не поддержали. В результате с конца 1905 г. у В. О. Ключевского начались открытые столкновения с руководством Духовной академии и реакционно-настроенной профессурой. Через год, в сентябре 1906 г., В. О. Ключевский подал в отставку и, несмотря на многолюдные сходки студентов, требовавших продолжения его преподавания, был оставлен только в звании почетного члена академии. Но в это же десятилетие В. О. Ключевский оказался лектором еще одного учебного заведения - Училища живописи, ваяния и зодчества. Общение с молодыми художниками помогло ученому проникаться в художественные облики исторических деятелей и создавать жанровые сцены. Среди его слушателей там было немало будущих выдающихся художников, и сохранилось даже мнение, что В. А. Серов создал свой знаменитый эскиз "Петр I" под впечатлением лекций В. О. Ключевского о Петре I и его эпохе.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |