Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер деятельности культур Востока и Запада

Таким образом, в «осевое время»сформировались два диаметрально противоположных характера жизнедеятельности: Запад – это динамизм и изменчивость, Восток – это статичность, стабильность и неизменность. Запад – интерес к окружающему внешнему миру, Восток – интерес к внутреннему миру.

Итак, для Запада характерны такие черты как динамизм и изменчивость, т.е. насыщенная, активная, целеполагающая, преобразующая деятельность - преобразующая как природный мир, так и социальный. Именно такой должна быть человеческая жизнь, а любая иная - это прозябание, бессилие и распад. Западную культуру характеризуют беспокойная и непрерывная наступательность, экспансия, преобразовательная активность. Запад находится в постоянном движении, изменении, что часто выражается в экспансии своего образа жизни и стиля мышления, навязыванием соседям своих стандартов, своеобразное культурное мессианство. Европейцы постоянно «двигались»: открывали новые земли, их манил горизонт, неизведанное во внешнем мире. Китайцы же вели себя ровно наоборот: имея выход к морю и океану, они не путешествовали. Компас, изобретённый ими, использовали для фэн шуй[7], а европейцы, заимствовав его, использовали в своих путешествиях.

Изменчивость западной культуры ярко проявляется в смене её исторических эпох: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время. Каждый последующий период истории изменял и даже отвергал принципы предыдущего, во всяком случае, кардинально менялись социокультурные установки и ориентиры. Например, эпоха Возрождения сменила вектор интереса к вопросам веры (теоцентризм[8]) периода Средневековья на интерес к человеку (антропоцентризм[9]). Такие черты как, обновление, инновационность являются ключевыми характеристиками культуры Запада.

Взору «скоростных» европейцев Восток представлялся неизменным, неповоротливым, инертным. Восточной культуре свойственны такие черты как стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что обеспечивается верностью традициям. Консерватизм [10] - ключевая черта восточной культуры, означающая верность священным и неизменным традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным установкам и принципам. С оценочной точки зрения культуры Запада, восточный консерватизм воспринимается как приверженность всему устаревшему, отжившему, как враждебность и противодействие прогрессу. Однако, для людей восточной культуры ценно именно то, что являлось истоком, первопричиной, субстанцией, и именно поэтому первопричина неизменна и абсолютна. Всё прочее – относительно. Так, например, деление на варны[11] в Индии (и странах индуистской[12] религиозной традиции) было извечно. В восточных культурах сформировалось обращение к прошлому как истинному, а значит не нуждающемуся в изменениях. Именно поэтому начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-4 тыс. до н. э., времени правления пяти легендарных императоров, воспринимаемом как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. На Востоке к переменам относятся болезненно, поэтому древнекитайская мудрость гласит о том, что «не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Китай сохраняет свои традиции неизменными, и поэтому считается, что если современный китаец встретится с китайцем, жившим 2,5 тыс. лет назад, они поймут друг друга, так как иероглифы (иероглифическая письменность), возникшие тогда остаются точно такими же. Не только язык и письменность, но и нормы поведения, и категории мышления людей восточной культуры почти не изменились. Например, две с половиной тысячи лет назад установленные в Китае Конфуцием[13] правила социальной жизни остаются прежними, хотя постоянно изменяющийся мир вынуждает принаравливаться, быть пластичным и достаточно гибким, но верность священным канонам собственных традиций сохраняется несмотря ни на что.

На Востоке (особенно буддийско-конфуцианском) принцип отношения к деятельности и миру иной, нежели в западной культуре, оно предписывается человеку: «недеяние» – «увей». «Увей» не отрицание любой активности, оно предполагает специфическую активность - невмешательство в естественный порядок вещей и ход событий, активность в виде «осуществления недеяния». Это не преобразовательная, а гармонизирующая деятельность, не переделка, а вписывание в естественные процессы.

Можно, как иллюстрацию разных форм деятельности, рассмотреть реакцию на внезапную опасность, которую несёт окружающий мир, она различная для культур Востока и Запада (отличается характером поз и непроизвольных телодвижений). Европеец на неожиданную опасность реагирует, поворачиваясь к опасности лицом, встречая её стоя и даже чуть подаваясь навстречу опасности. Если рядом ребёнок, его прячут за спину, этим европеец уменьшает свои шансы на спасение, но одновременно увеличивает шансы ребенка. В этом проявляются основные черты западной культуры, человек противостоит миру, природе, обстоятельствам. Японец в ситуации опасности садиться на корточки, поворачивается спиной и закрывает руками голову. Если рядом ребёнок, его обнимают, прижимая к груди, и стараются охватить его контурами тела, сливаясь в единое целое. В этом определяется конфуцианский принцип единения родителей с детьми. Принимаемая японцем в момент опасности поза, отражает этот важный аспект японского миропонимания – стремление внутренне адаптироваться, подстроиться к вешней ситуации, а не менять её в свою пользу. Восток демонстрирует непротивление, вписывание в происходящие процессы.

Итак, возникают две противоположные оценочные установки на деятельность. Западный человек готов увидеть только внешнюю деятельность, для него непостижима глубокая внутренняя душевная работа, например медитирующего монаха. Для восточного человека жизнь людей западной культуры суетлива, переменчива, неустойчива.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер деятельности людей Востока и Запада | Отношению к окружающему природному миру
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.