Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный мир Востока и Запада - два принципиально иных типа личности

Коллективизм и индивидуализм -это две принципиально различныечерты, которые определяют ощущение человека в культуре, в обществе и пронизывают все стороны жизни.

Коллективизм – характерная черта восточной культуры. В культурах Востока формируется личность открытая и взаимозависимая, ощущающая себя частью коллектива, подчинённая, прежде всего, интересам группы. Для такого типа личности приоритетом является интерес группы, личный интерес второстепенен. На Востоке не принято выделяться. «Торчащий гвоздь должен быть заколочен».

В коллективистских культурах формируется принцип самоидентификации, согласно которому не «Я», а «МЫ» есть та идентичность, которая является определяющей мироощущения и самооценки («Я – это группа, к которой я принадлежу»). Поэтому на вопрос «Кто я?» коллективисты склонны отвечать в терминах социальной принадлежности: «Я – сын», «Я – студент». В коллективистских обществах личность растворена в социальном аспекте. Для человека важнее вне всякого самомнения то, «как меня оценивают другие», и этот постулат является определяющим для поведения взаимозависимой личности, личности, зависимой от чужого мнения («так делают все»).

Индивидуализм – характерная черта западной культуры. В странах западной культурной традиции формируется личность автономная, суверенная, обособленная, независимая от чужого мнения. Приоритет собственных, личных интересов для западного субъекта первостепенен. В индивидуалистских культура формируется принцип «Я – идентичность», и личная самооценка превалирует над групповой оценкой: («группа, к которой Я принадлежу важна»). На вопрос «Кто я?» индивидуалисты склонны отвечать в терминах личностных оценок и характеристик, как то: «Я – творческий», «Я – добрый». В индивидуалистических обществах важнее то, что человек сам думает о себе.

Социальный мир культуры Востока. Стремление к гармонии в культуре Востока ярко проявляется и в социальной жизни.Это приверженность естественной непротиворечивой гармонии ориентирует общество на достижение бесконфликтных отношений, поэтому характерной чертой восточной культуры является коллективизм. Личность определяется, прежде всего, через её включённость в строго определённые (и часто заданные от рождения) семейно-клановые, кастовые и семейные отношения. В Китае в «Законах», принятых в 604 г., в статье 17 говорилось: «… у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, хотя следует принимать во внимание волю большинства». Гармония в рамках группы (семьи, касты) означает, что каждый член группы должен вести себя так же, как остальные, подчёркивая, таким образом, важность единодушия. В процессе воспитания в восточных культурах вырабатываются солидарности личности с коллективом и чувство защищённости им. Например, ощущение внутреннего комфорта и спокойствия даёт японцу существование в ограниченном коллективе или пространстве. Поэтому воспитание стремиться подготовить человека не к независимой индивидуальной жизни, а развить в нём наибольшую способность к совместным действиям, к кооперации. У японцев выражение «независимая личность» вызывает представление о неуживчивом эгоисте, не считающимся с интересами других людей. Поэтому японцы (и не только они в восточной культуре) повсеместно действуют не по одиночке, а группой, корпорацией. Поэтому считается, что работать коллективно гораздо эффективнее, чем самостоятельно. Японцев учат, что интересы группы первостепенны, и они готовы принять трудные жизненные условия и ограничения личной свободы для поддержки группы.

Критериями человеческих поступков у японцев были окружающие. «Что такое хорошо и плохо?». Японцу хорошо всё то, что одобряют окружающие тебя люди. Плохо, то, что они осуждают. Поэтому принадлежность к группе и признание со стороны группы – важнейшее условие жизни в Японии, и ребёнок постепенно учится согласовывать свои поступки с интересами группы, какой бы малой она ни была. Это помогает ему чувствовать себя комфортно и «приживаться» на каждой последующей ступени в его жизни, в школе, университете, и, прежде всего, в семье. На Западе существует устойчивое мнение, что японские дети дошкольного возраста избалованны и неуправляемы, а после окончания школы превращаются в послушных, безликих молодых людей.

Боязнь в чём-то выделиться, не уложиться в стандарт является мощным психологическим стимулом и регулятором поведения в культурах Востока. «Так делают все» - это чувство удерживает большинство японцев от различных форм отклоняющегося (девиантного) поведения, от социальных пороков, распространённых в других странах. Японец проявляет внимание к оценкам, взглядам, мнениям окружающих, особенно к их мнению о себе («смотри, как ведут себя окружающие, и исправляй своё поведение»).

Стремление к достижению гармонии в обществе – это один из главных принципов политической культуры японцев. Подарки у китайцев равноценны – это тоже стремление к гармонии.

Существенным механизмом поддержания гармонии в обществе является система отношений «отцы-дети» -отношения между старшими и младшими (по возрастному, социальному, политическому статусу). Такой способ взаимоотношений в семье и коллективе получил название «Справедливое неравенство». Конфуций говорил о том, что строго нужно помнить положение в обществе, а общество состоит из двух категорий: верхов – тех, кто думает, и низов – тех, кто трудится и повинуется. Сложившаяся в культурах Востока иерархическая [21] организация в обществе влияет на успешные отношения между людьми и очень важны для гармонического существования обществе. Коллективизм и иерархичность гарантируют гармоничные отношения в обществе и служат залогом стабильности жизни на Востоке.

Социальный мир культуры Запада. Противоречивость и стремление к противопоставлению ярко проявляются в социальной жизни Запада.

Уже отмечалось, что западной культурной традиции свойственно стремление к изменениям, поэтому со времени Древней Греции западная культура претерпевала значительные изменения: менялись эпохи, которые создавали свой образ человека, поэтому в истории европейской культуре можно говорить о различных культурно-исторических типах личности (человек античности, человек средневековья, человек Возрождения, человек Нового времени). А современная постиндустриальная эпоха характеризуется динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. И сегодня на протяжении жизни одного-двух поколений изменяется образ жизни и формируется новый тип личности.

Однако на протяжении веков сохраняются заложенные ещё в античной культуре традиции определения человека, как «меры всех вещей» (Протагор[22]). Независимость и самостоятельность мышления (независимость от всех прочих мнений, от канонов и от мнения большинства) отличала древних греков от других народов. Свобода суждений также предполагала и независимость от внешнего, данного в опыте (в ощущениях и восприятиях) мира. Это было замкнутое на самой личности, персональное и персонифицированное бытие, которое и сформировало мироощущение автономной, суверенной личности. Идеал - это свободная (автономная) личность, которая может включаться в различные социальные общности и обладать равными правами с другими (идея прав человека). В отличие от духовной настроенности восточного общества на гармонию, западная культурная традиция сформировала социальную ориентацию на соперничество и противопоставление, полагая этот принцип единственно успешным условием существования и развития как личности, так и общества.

Ёще Н.Я. Данилевский[23] отмечал у европейского типа черту, которую он называл, как «чрезмерно развитое чувство личности». Культура Запада индивидуалистична, потому что формируется совокупность психологических и поведенческих установок на стремление выделиться и самоутвердиться, и это считается добродетелью, о чём свидетельствует американская поговорка: «Скрипучее колесо получает больше смазки». Американские психологи отмечают, что каждый американский ребенок уже в четырёхлетнем возрасте осознаёт, чем от отличается от других, а 60% американцев считают, что они могут занимать руководящие должности (которых хватает только на 10% населения).

Отношение к лидерству и таланту в культурах Востока и Запада.

Первенство, лидерство, талант – это те качества, которые в индивидуалистических культурах приветствуются. Соревновательность является основой западного типа культуры. Древние греки «заразили» европейцев духом соревновательности и состязательности. «Всегда первенствовать и превосходить других» было написано в «Илиаде» Гомера. И состязались греки не только во время Олимпийских игр (победителям был только один, никаких вторых и третьих мест не было). Культура Древней Греции вся была проникнута агональным[24], то есть состязательным и соревновательным духом, например, театральное действие – это спор двух полухорий в классической комедии, постановки трагедий проходили как соревнование между тремя коллективами (хор, актеры, драматурги), это и публичное обсуждение законов, и судебные тяжбы. А Гераклит[25] из Эфеса, объявивший «борьбу противоположностей» источником всего сущего, утверждал, что «лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – тленным вещам».

Американская традиция понимает ученика как «факел, который нужно зажечь». Ещё Леонардо да Винчи полагал, что «жалости достоин ученик, который не превзошёл учителя». Во Франции, где система образования нацелена на интеллектуальность и построена так, чтобы таланты имели возможность обозначить себя и реализоваться, 10% всех учеников остаются на повторное обучение. Там лишь половине школьников удается пройти пять начальных классов, ни разу не оставшись на второй год.

Во всех странах Востока выделяться не принято. В коллективистской культуре никто не должен полагаться на свои таланты. «Стремление выделиться и самоутвердиться – это низменное качество человека» - считал Лао-Цзы[26].

В Японии издавна полагали, что ученик – это «сосуд, который нужно наполнить». И для них ближе: «Почитай Учителя и храни традиции». (В то время как греческий философ Аристотель[27] о своём учителе говорит так: «Платон[28] мне друг, но истина – дороже»). Конфуцианская традиция почитания Учителя («сэнсей» в переводе означает «тот, кто родился раньше») остаётся неизменной и сегодня. Педагогика сориентирована на воспитание равных и одинаковых, что считается справедливым и правильным: «Бьют по тому, чья шапка выше». В преподавании в культурах Востока не вносится элемент соревновательности - главное, чтобы не было отстающих. В Японии никто не остаётся на повторное обучение. «Делай всё вместе с другими, и тогда избегнешь несчастья»,- говорят на Востоке. В японских школах учителя никогда не сравнивают учеников между собой. Процесс обучения в Японии не формирует у человека творческого, оригинального мышления, поэтому Японии открытия носят прикладной характер (автомобилестроение, машиностроение, строительная индустрия, компьютерная техника), нет теоретических исследований, не имеющих выхода на практику. Япония заимствует готовую продукцию и готовые идеи, произведённые в других странах, и, перерабатывая их, доводит до совершенства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношению к окружающему природному миру | Особенности делового общения и бизнеса Востока и Запада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.