![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двигательные навыки и двигательные качества
Физиологические основы физической культуры С самого начала рассмотрения вопроса следует определиться с основными его понятиями - «физическая культура» и «спорт». К сожалению, довольно часто эти понятия совмещаются. Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья. Спорт - это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми.
Приведенные определения принципиально разделяют понятия. Действительно, конечной целью физической культуры является здоровье, а спорта - итоговый спортивный результат и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки здоровью.
Физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом. В спорте же результат достигается лишь за счет преимушественно специализированных нагрузок, причем часто страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают.
Мы будем говорить лишь об использовании физических упражнений для поддержания и укрепления здоровья, то есть о физической культуре. Основными понятиями физической культуры являются двигательные навыки и двигательные качества. Двигательные навыки представляют собой законченные сложнокоординированные действия, включающие выполнение закрепленных в определенной последовательности простых двигательных актов с некоторым уровнем автоматизма.
Человек рождается с набором жизненно важных безусловно-рефлекторных и инстинктивных движений. В процессе его индивидуального возрастного развития эти движения дополняются новыми, комбинируются между собой, формируя двигательные навыки.
Двигательные навыки обеспечивают огромное множество тех действий, которые необходимы человеку в быту: - стандартные действия ходьбы, - приема пищи, - осуществления профессиональной деятельности (обработка деталей, письмо, действия спортсмена высокого класса и др.), - на досуге (плавание, игры, ходьба на лыжах) и т.д.
Физиологической основой двигательного навыка является двигательный динамический стереотип - система возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, обеспечивающая закономерное и последовательное включение в действие составляющих двигательный навык двигательных актов Двигательный навык имеет и вегетативный компонент, то есть включение того уровня активности систем жизнеобеспечения, который необходим для выполнения самого навыка (дыхания, кровообращения, терморегуляции, обмена веществ, выделения и др.),.
Формирование двигательного навыка представляет собой сложный процесс, протекающий по трем фазам. 1. Ф азе генерализации, или иррадиации. возбуждения - возникает в рабочей зоне коры головного мозга двигательного анализатора, не встречает на пути своего распространения заслона в виде соответствующего по силе торможения и охватывает широкую зону прилежащих участков. Вот почему напряженными и вовлеченными в работу оказываются не только те мышцы, которые должны непосредственно участвовать в движении, но и другие, что затрудняет выполнение этого движения, делает его резким, неуклюжим и малокоординированным. В этих условиях при больших затратах энергии продуктивность работы и результат движений оказываются низкими, а между двигательными и вегетативными центрами ЦНС еще не установлена надежная временная связь.
2. Вторая фаза - концентрация возбуждения - характеризуется усилением процессов внутреннего торможения, что способствует, с одной стороны, своевременному выключению из работы «лишних» мышечных групп, благодаря чему движения становятся более плавными и экономичными, а с другой - усилению возбудительного процесса строго в рабочей зоне коркового отдела двигательного анализатора. В этот период между двигательными зонами коры и вегетативными центрами подкорки формируются временные связи, и активизация функций систем жизнеобеспечения начинает во все большей степени соответствовать выполняемой внешней работе. 3. В третьей фазе - стабилизации - процессы концентрации возбуждения и усиления торможения в ЦНС продолжаются. В этой фазе значительной прочности достигают временные связи между корковыми зонами работающих мышц именно в той последовательности, в которой осуществляются движения в навыке, и между этими зонами и вегетативными центрами.
Уже во второй фазе отдельные части навыка человек начинает осуществлять без произвольного контроля внимания, концентрируя его во все большей степени на переходах от одного двигательного акта к другому - этот процесс осуществления движений без контроля произвольного внимания носит название автоматизации движений. Укрепление автоматизации продолжается в третей фазе и может продолжаться бесконечно. Чем выше ее степень, тем больше внимания человек может обращать на то, чтобы движения осуществлялись в точном соответствии с условиями их выполнения
Автоматизация совсем не означает полного выключения сознания, так как после выполнения отдельного движения или всего навыка в целом человек может вспомнить и воспроизвести свои ощущения в момент их реализации.
Степень автоматизации может быть различной в зависимости от: - структуры самого навыка; - стандартности условий выполнения двигательного навыка - чем они стабильнее, тем прочнее навык;, - частоты воспроизведения навыка - чем чаще он осуществляется, тем выше степень автоматизма.
При постоянных условиях выполнения навык оказывается достаточно прочным, его воспроизведение осуществляется на столь высоком уровне автоматизации, что практически полностью не требует произвольного контроля (например, чистка зубов, письмо и др.). Чем прочнее навык, тем труднее его сломать.
Двигательные качества отражают качественные и количественные характеристики движения. Обычно выделяют пять таких качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Сила отражает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения.
В зависимости от особенностей проявления различают упражнения: - чисто силовые (например, жим предельно возможного веса), - скоростно-силовые (прыжок в длину) - и требующие силовой выносливости (поддержание длительной статической позы). Для развития силы обязательным условием является систематическое использование предельных или околопредельных нагрузок. Предполагается, что оптимальный вариант воспитания силы выглядит следующим образом: - используемое отягощение должно составлять 70-90% от максимального так, чтобы в одном подходе человек не мог повторить движение с ним более 4-6 раз; - на каждую группу мышц количество подходов в занятии должно составлять 3-4, с интервалами между подходами около двух минут; - в неделю количество занятий «на силу» должно быть не менее 3-4.
Воспитание силы сопровождается целым комплексом изменений в организме. Так, - в ЦНС увеличивается сила нервных процессов, что позволяет добиться мощного потока импульсов, ооправляемых к соответствующим группам мышц, - в результате увеличивается как количество включаемых в работу двигательных единиц, так и степень напряжения каждой из них. - В самих мышцах за счет активизации синтеза белка при этом происходит увеличение так называемого физиологического поперечника, преимущественно за счет утолщения мышечных волокон (В меньшей степени - их числа) - это явление называется рабочей гипертрофией мышц. Именно благодаря рабочей гипертрофией мышц тренируемые мышцы становятся более плотными, рельефными, упругими. - Упражнения «на силу» сопровождаются возрастанием кровоснабжения мышц за счет увеличения количества капилляров на единицу сечения мышцы, что обеспечивает больший приток крови в условиях усиления процессов белкового синтеза. Это создает дополнительную нагрузку для сердца, вот почему в оздоровительной физкультуре силовые упражнения должны обязательно сочетаться с упражнениями на выносливость, способствующими укреплению сердечно-сосудистой системы.
В детском возрасте, в частности, до завершения полового созревания, чисто силовые упражнения следует применять с осторожностью, так как они задерживают рост трубчатых костей и ведут к замедлению роста тела в длину (здесь особенно не рекомендуются длительные силовые статические усилия), но предпочтение следует отдавать скоростно-силовым упражнениям (прыжки, метания, бег на короткие дистанции и др.).
Чисто силовые упражнения также не рекомендуются лицам старших возрастов в связи с их анатома-физиологическими особенностями и накопившейся у многих с годами патологией. Этому контингенту следует рекомендовать упражнения преимущественно на силовую выносливость, то есть с многократным повторением движений с относительно небольшим (30-40% от максимального) отягощением.
Упражнения на силу в занятиях оздоровительной направленности используются в начале основной части, на фоне еще не утомленной ЦНС. I Быстрота характеризует способность человека совершать движение в максимально короткий период времени.
Сама быстрота движения определяется рядом компонентов: - временем скрытой двигательной реакции, - временем выполнения единичного движения, - частотой смены одиночных движений (темпом движений) и др. Необходимо отметить, что первый и третий компоненты во многом детерминированы генетически. Именно поэтому при тренировке быстроты обращают внимание на развитие силы, за счет которой удается серьезно повлиять на результат.
Генетическая предопределенность быстроты отражается еще, по крайней мере, в трех особенностях. 1. Во-первых, у каждого человека есть свои врожденные предпосылки соотношения так называемых красных и белых волокон в скелетных мышцах именно от последних во многом и зависит быстрота одиночного мышечного сокрашения.
Естественно, что стремиться к достижению высоких спортивных результатов в соревнованиях на быстроту человеку с низким содержанием белых волокон не имеет смысла (хотя для поддержания здоровья тренировать быстроту все-таки необходимо). 2. Во-вторых, у разных людей быстрота соответствующих движений заметно отличается. Например, - при занятиях футболом важны «быстрые ноги» (то есть быстрота выполнения движений ногами), - а в баскетболе - «быстрые руки». Несомненно, учет этого генетически обусловленного обстоятельства важен и в выборе сферы профессиональной деятельности. 3. В-третьих, врожденный тип высшей нервной деятельности определяет так называемую подвижность нервных процессов, то есть быстроту смены процессов возбуждения процессами торможения и наоборот.
Именно это обстоятельство и определяет быстроту смены одиночных движений, а следовательно - и саму быстроту.
Тренировка быстроты способствует улучшению показателей практически всех физиологических систем: · в ЦНС растет сила и подвижность нервных процессов, · достигает высоких значений состояние кислородотранспортных систем, · в опорно-двигательном аппарате происходят изменения, соответствующие возникающим при тренировке силы, и т.д. · При занятиях упражнениями на быстроту (особенно на скоростную выносливость) максимальных значений достигают показатели минутного объема крови, кровотока в мышцах и в миокарде, потребления кислорода организмом и пр.
То есть работа на быстроту должна рассматриваться как одно из обязательных условий повышения или поддержания жизненно важных показателей жизнедеятельности организма на высоком уровне.
Л юдям старших возрастов упражнения на быстроту следует сместить больше в сторону выносливости, так как чисто скоростная работа требует довольно мощной и быстрой мобилизации функциональных возможностей организма, однако у пожилых людей эти процессы оказываются относительно инертными, как и подвижность нервных процессов.
Для детей, подростков и взрослых тренировка быстроты является обязательным условием оздоровительной физкультуры.
Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени.
В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: · скоростную - способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени - например, в беге на 800 или 1500 метров,
· силовую - длительное поддержание больших физических напряжений - в частности, это соревнования спортсменов-гиревиков на количество подъемов груза),
· статическую - длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения - например, поддержание позы человека осуществляется за счет напряжения мышц туловища и нижних конечностей) и другие.
По другой классификации различают общую и специальную выносливость. · Общая выносливость - способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции - то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками.
· Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности.
Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности (штангист, баскетболист, пловец, боксер и др.), каждый высокоразрядный представитель профессии (станочник, монтажник, грузчик и др.).
В процессе эволюции борьба за существование требовала от животного длительного поддержания высокого уровня активности, то есть как раз выносливости. Именно это требование заложено и в генетическом коде живого организма, поэтому длительное отсутствие мышечной активности ведет к снижению функциональных резервов всего организма. В первую очередь от этого страдает самое слабое функциональное звено - сердечно-сосудистая система.
Не зря поэтому параллельно со снижением доли мышечной активности в бытовой, досуговой и профессиональной деятельности человека в истории ХХ века шло возрастание доли сердечно-сосудистой патологии, и в настоящее Время около 52% всех смертей связывают именно с ней. Важным эффектом таких упражнений является хорошая эластичность артериальных стенок. Основным критерием эффективности тренировки выносливости является экономичность деятельности организма: · снижается активность обмена веществ и падает потребление кислорода в покое, частота пульса и частота дыхания, · происходит эффективное очищение организма от шлаков · и возрастания количества эритроцитов в крови (причем не за счет увеличения продолжительности жизни старых, а за счет более активного формирования новых).
В тренировке выносливости особое значение имеют циклические упражнения: ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, коньки, гребля и др.
Оптимальный вариант их выполнения - аэробный (когда пульс не превышает 120-150 ударов в минуту), · самая эффективная продолжительность выполнения - 40-60 минут, · а частота повторений - 3-5 раз в неделю.
Выносливость тренируется при обязательном наличии утомления как закономерной реакции организма на нагрузку.
Выносливость показана как средство физической культуры представителям всех возрастов; особенно велико ее значение для лиц пожилого и старщего возрастов.
Ловкость отражает способность человека выполнять целесообразные движения в соответствии с условиями времени, места и скорости изменения ситуации.
То есть ловкость позволяет человеку хорошо чувствовать пространство и время и за счет высокой и точной координации сокращения и расслабления соответствующих мышечных групп быстро и целесообразно перестраивать свои движения.
Ловкость как физическое качество органично связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью и степенью развития каждого из этих качеств.
Однако основное значение для ловкости имеют подвижность, сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
Именно они определяют своевременность и силу смены сокращения нужных в данный момент групп мышц и расслабление тех, напряжение которых мешает или противодействует первым.
Излишнее же напряжение или нерациональное расслабление работающих мышц ограничивает точность, координацию и своевременность движений, снижает результативность, искажает точность движений и при водит к быстрому угомлению.
При тренировке ловкости следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
- рациональное расслабление мышц достигается с помощью упражнений, выполняемых без напряжения, свободно, расслабленно;
- воспитание чувства равновесия достигается изменением положения тела в пространстве в затрудненных условиях (с использованием отягощений, усложненной опоры, непривычных поз и т.Д.);
- воспитание чувства пространствa и времени достигается упражнениями на точность движений.
Ловкость с точки зрения здоровья имеет особое значение для - экономизации двигательных функций в процессе жизнедеятельности - и предупреждения травматизма в быту и на производстве.
Вот почему особенно важно уже с детских лет научить ребенка не только избегать условий, которые могуг привести к травмам, но и правильной группировке тела в момент падения (вперед, назад,,вбок и.т.Д.).
Причем действия ребенка в момент падения должны быть доведены до автоматизма и осуществляться даже без контроля сознания - в этом случае прочный навык сохранится у человека на всю жизнь.
В старших возрастах, когда последствия падения становятся особенно опасными, а подвижность нервных процессов, лежащая в основе ловкости, снижается, следует вновь восстанавливать и тренировать навыки «правильного» падения.
Г и б к о с т ь как физическое качество характеризует способность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой.
Гибкость во многом зависит от анатомо-физиологических особенностей - суставов и окружающих их мягких тканей - мышц, сухожилий и связок.
Выделяют - гибкость общую - как подвижность 130 всех (или многих) суставах. позволяюшую выполнять движения мягко, эластично и с большой амплитудой,
- и гибкость специальную - как показатель обеспечения подвижности в тех суставах, которые непосредственно задействованы в данной профессиональной или спортивной деятельности.
В детском возрасте вязкость мягких тканей двигательного аппарата относительно невелика, а эластичность достаточно высока.
В пожилом возрасте подвижность суставов уменьшается за счет комбинаций нескольких факторов: - повреждения суставных хрящей, - отложения минеральных солей в суставных капсулах и на сухожилиях, - повышения вязкости мягких тканей и т.д.
Вот почему с возрастом доля упражнений на гибкость в оздоровительной физкультуре человека должна занимать все большее место.
Для развития гибкости следует придерживаться следующих подходов: - упражнения желательно выполнять без больших отягощений; - основной нагрузке должно предшествовать хорошее разогревание двигательного аппарата, обеспечивающее достаточную эластичность и снижение вязкости тканей, окружающих суставы; - необходимо большое количество и частое повторение упражнений; - в занятиях оздоровительной физкультурой упражнения на гибкость используются последними, перед или даже во время заключительной части.
Подводя итог рассмотрению двигательных качеств, следует отметить, что, с точки зрения современных предстанлений, нет границ их развития, однако для каждого человека эти границы свои, определяемые его индивидуальными генотипическими качествами.
С точки зрения поддержания и укрепления здоровья, нет необходимости достигать предельно возможных показателей в каждом из двигательных качеств, однако каждому человеку необходима своя четко разработанная программа, в которой предусмотрена цель взаимокоординированного развития всех качеств, с учетом текушего состояния организма.
Основное внимание следует обратить на самые слабые качества – · на выносливость при слабости сердечно-сосудистой системы, · гибкость - при наличии ограничений подвижности суставов и т.д.
Таким образом, сама программа оздоровительной физкультуры для человека должна носить динамический характер с приоритетом развития определенных качеств в зависимости от возраста, вида патологии, профессиональных особенностей.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |