Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навыки и умения




Навыкавтоматизированный элемент сознательного дейст­вия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой слож­ный процесс и требует переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения информа­ции о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем:

в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производ­ственная операция);

под влиянием раздражителей у субъекта формируется опреде­ленная программа поведения реагирования на эти раздражители, кото­рая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контро­ля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме реф­лекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнениеэто основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологи­ческая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по таким признакам, как:

1 ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

2 наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;

3 частичная автоматизация действия;

4 наличие системы обратной связи и сформированный на ее осно­ве внутренний самоконтроль выполнения действия;

5 «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

6 систематическое улучшение показателей качества работы и уве­личение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Одна­ко если упражнения прекратить полностью и одновременно не выпол­нять действие, навык может постепенно разрушаться. Для его восста­новления требуется новая серия упражнений.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умениеэто знание, которое понято учащимся и правиль­но воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого дей­ствия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических дейст­вий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение слож­ного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.

Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, проходит ряд стадий:

1 первоначальное умение;

2 недостаточно умелое действие;

3 развитые отдельные умения (умелые, относительно закончен­ные элементы действия);

4 высокоразвитые умения;

5 мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает опе­ративную перестройку системно-структурной основы действия при су­щественном изменении условий его осуществления. В этом плане уме­ние отличается от навыка. Навык имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать не­адекватным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.