КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента В зарубежной практике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности. В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. Прирассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший. Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления: открытая культура, наличие общих ценностей, нацеленность на прибыль, акцент на удовлетворении потребностей клиентов, желание вкладывать средства в новые продукты, сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление, стремление к набору наилучших сотрудников, вложения в подготовку персонала, наличие системы информации о продуктах иликлиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности, хорошее управление кредитным риском. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных факторов всех уровней, нейтрализовать их, а зачастую даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. Наоборот, когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является главной причиной банковских кризисов, убытки банков и их клиентов, вызывает экономические диспропорции. Для обозначения плохого менеджмента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора. В условиях общих финансовых кризисов, поражающих экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. Мисменеджмент подразделяют на четыре группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка: технический, косметический, авантюрный, мошенничество. Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда: - банк только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством; - банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики; - банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры. Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, принятие неадекватных реальной ситуации мер. Проявление технического мисменеджмента - это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала. Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, хотя цели и политика такого менеджмента чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось. При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уровне ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реальными данными. Это, по сути, сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них проблемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуацию в банке. Авантюрный мисменеджмент представляет собой комплекс операций, к которым руководство банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов. Цель этих операций позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Авантюрный мисменеджмент включает: покупку депозитов по повышенным ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов по ссудам, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций. Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников. В связи с этим возникает вопрос о необходимости изучения процессов оценки и организации менеджмента, как важного инструмента достижения устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних изменениях.
Банковская политика - комплекс целей и стратегию действий, “миссия”, базовая концепция развития, определенные и реализуемые кредитной организацией. В банковской политике аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные. Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики: – зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия; – какие именно действия должны быть произведены; – какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций; – по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции. Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка. Банковская политика может основываться на следующих базовых принципах: – специализация банка (иногда базовую информацию о ней содержит название); – приоритеты целей (тоже иногда включается в название; могут быть разнообразные: надежность, стабильность, рост, доходность, “забота” - внимание, квалификация персонала и т.д.); – лозунг - рекламный облик (фразы, имеющие целью сформировать положительное, доверительное отношение к этому банку, такие, например, как “только для солидных клиентов”, “это мой банк”, “не торопится, потому что успевает”, “самый скучный банк — работают люди, работают деньги”, “непреходящие ценности” и т.д.); – ориентация на определенного клиента (стремление привлечь максимальное их число или, наоборот, создать “элиту”, а иногда и специализироваться в отдельных отраслях, территориях, общественных и (или) социальных слоях, включая религиозные); – партнерские отношения (информировать клиентов о трудностях, ошибках банка, его проблемах и перспективах выхода из них); – полномочия и ответственность организационных структур и персонала; – внутренний контроль и аудит (его наличие или отсутствие, адекватность и организационные структуры); – иерархия, подчиненность и вознаграждения; – подготовка персонала (внутренние квалификационные требования по иерархической структуре, соотношение внутренних требований с требованиями надзора, ориентация подготовки, подбора и переподготовки кадров); – информация (открытость или закрытость, уровень открытости информации, используемые каналы информации — специальные, профессиональные или массовые); – политика ресурсов (следование требованиям надзора, самостоятельная политика резервирования — необходимость или осторожность); – принципы классификации (подчиненность нормативным требованиям надзора, разработка и применение собственных методик, широта сфер классификации); – документация (перечень и содержание документов как типовых, так и оперативных, оформляющих реализацию банковской политики и осуществление банковской деятельности); – конфиденциальность (ограничение содержания и полноты информации, равно как и видов информационных потоков и типов документов в соответствии с местом в иерархии, полномочиями персонала, а также местом субъекта в окружающей среде банковского менеджмента). В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуемой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части: — кредитная политика; — депозитная политика; — ценовая политика; — инвестиционная политика; — политика рисков; — политика залогов; — работа с проблемными кредитами; — структурирование и политика диверсификации; — политика соблюдения ликвидности; — политика санкций. Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Его основными направлениями являются: разработка банковской политики, маркетинг, управление активами и пассивами, управление ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, заемным капиталом, банковскими рисками, создание информационной системы. По сути, финансовый менеджмент это система рационального и эффективного использования капитала. Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке финансовые операции банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры. Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств). Цель финансового менеджмента в коммерческом банке определение оптимальных требований и построения рациональных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности. Субъектом управления финансового менеджмента выступает высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта деятельности финансового менеджмента. Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразия технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные формы и методы поведения, постоянно корректируя и совершенствуя приемы ведения банковского дела, ориентируясь на любые изменения экономической ситуации. Банковский менеджмент ориентирован на рациональное управление денежными потоками и максимально полное использование знаний и опыта банковского персонала. На банковский менеджмент возлагается также функция обратной связи с внешней средой. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов получения прибыли. Банки должны отвечать изменяющимся требованиям рынка и своей клиентуры. Главная задача банковского менеджмента построение системы взаимовыгодных отношений банка, связанных с оптимальным режимом функционирования и рациональной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной и динамичной кредитно-финансовой среды. Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмента. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавливаются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков, надзор имеет как позитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка. Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом. 1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики. 2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе. Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом: — цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.); — цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.); — цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.); — цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами. Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования. Наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. Система саморегулирования включает такие направления, как: - соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора; - совершенствование организационной структуры банка (например, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.): - разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью; - корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации; - принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдельных направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков; - определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законодательных и нормативных актов, инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |