Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие информационного права

В последнее время стало привычным использование в юридической лексике таких понятий, как "правовая информатика", "компьютерное право", "информационное право", и других аналогичных словосочетаний. Среди них наиболее прочное место занимает, пожалуй, термин "информационное право".

В чем же состоит природа и сущность информационного права? Этот вопрос остается пока еще открытым. Причина этого очевидно в многогранности самого понятия "информация". Действительно, информация пронизывает практически все стороны жизни общества. Именно это свойство информации позволяет многим авторам говорить о безграничности сферы его действия. В принципе, с этим трудно не согласиться. Вместе с тем такая "безграничность" и "размытость" поля действия информационного права таят в себе определенную опасность как для теории права вообще, так и для теории информационного права в частности. Избежать такой опасности можно лишь с помощью теоретического осмысления всех компонентов информационного права и обозначения границ его действия.

В этом плане можно выделить следующие наиболее важные вопросы, определяющие теоретические основы информационного права:

1. в чем суть отношений, подвергающихся правовому регулированию

нормами информационного права?

2. что является предметом информационного права?

3. все ли отношения из информационного права, можно отнести к категории "информационных отношений"?

4. какие факторы обусловливают возникновение и развитие информационных отношений?

5. составляет ли совокупность норм, регулирующих информационные отношения, определенную отрасль или подотрасль права и соответственно-определенную часть системы законодательства?

Все эти вопросы широко обсуждались в юридической печати еще 20-30 лет назад. Рассмотрим содержание информационного права через призму двух основных элементов, составляющих сущность самого понятия "право": норм права и регулируемых этими нормами отношений.

2. Информационные отношения

Итак, в центре нашего внимания отношения, связанные с информацией. Феномен информации существовал во все века, но стал объектом особого внимания только во второй половине ХХ столетия. Это эпоха так называемой научно-технической революции и информационного бума.

В широком смысле слова информация это сведения о фактах,

событиях, явлениях, происходящих в живом и неживом мире, как сведения об "отраженном разнообразии". Эта категория скорее философская, нежели правовая. Какой бы категорией не была информация, она уже занимает важное место в науке и обходиться без этого понятия, уже невозможно.

Понятие "информация" и связанные с ней общественные отношения, или "информационные отношения", были в поле зрения отечественной юридической науки еще в 70-е годы прошлого века.

Однако, в тот период правовые проблемы в этой области рассматривались преимущественно в плане автоматизации информационных процессов в сфере управления. В последующие годы, границы интересов правоведов вышли за пределы сферы управления.

Содержание названных отношений определялись постепенно под воздействием различных факторов социально-экономического, политического и иного характера.

Одним из первых явлений, обусловивших формирование информационных отношений и становление информационного права, следует считать применение ЭВМ. В результате применения ЭВМ появилась новая отрасль производства - индустрия информации. Это обеспечило обособление структур, занимающихся различными операциями с исходной информацией (регистрацией, сбором, хранением, обработкой и т.д.), ее агрегированием и созданием (производством) нового продукта. Эта новая отрасль получила статус самостоятельного объекта отношений между людьми.

Обособление различных структур, занимающихся производством информации, ее передачей и распространением на первых этапах их образования вызвало к жизни необходимость установления правового положения вычислительных центров и других организационных формирований, специализирующихся в этой области.

Информационно-вычислительные центры обладали индивидуальной спецификой. К ним нельзя было применить какой-либо традиционный вариант правового статуса, с одной стороны, а с другой, эта специфика выражалась помимо всего прочего еще и в нематериальности продукции их производственной деятельности - информации.

Неопределенность статуса названных нетрадиционных субъектов права и результатов их деятельности, была устранена Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1977 г., распространившим на информационно-вычислительные центры, находящиеся на самостоятельном балансе, действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

2.1. Основные операции с информацией и признаки информационный отношений

Таким образом деятельность по сбору, обработке и передаче информации на базе применения ЭВМ действующим правом была признана производством, а нематериальный результат этой деятельности - информация - продукцией этого производства. Складывающиеся в процессе этого производства отношения получили название " информационных отношений ". В основе становления этих отношений, лежит социальный процесс отделения на базе ЭВМ

производства информации от ее использования. Все операции с информацией, в процессе которых складываются информационные отношения, сводятся

· к регистрации информации (фиксация ее на соответствующем носителе),

· сбору и передаче (организация информационного потока),

· хранению (накоплению и сбережению)

· обработке (получение из первичных данных необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами),

· анализу и увеличению объема информации,

· преобразованию информации в соответствии с конкретными задачами)

На более поздних этапах осмысления правового аспекта

информационных процессов основной признак информационных отношений (отделение производства информации от ее использования) в работах некоторых правоведов трансформировался в независимость самой информации как объекта информационных отношений от ее использования. Так В. А. Дозорцев отмечает: "Информационные отношения появляются только при условии, что сообщаемые сведения приобретают самостоятельную, независимую от их использования ценность, когда сама информация четко обособляется и именно поэтому как таковая участвует в экономическом обороте".

Наряду с этим бытует широкое (всеобъемлющее) понимание информационных отношений. Один из сторонников такого понимания В.А. Копылов определяет их как " отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Безоговорочное включение стадии потребления (т.е. использования) информации в понятие информационных отношений представляется спорным, так как на этой стадии начинается другая жизнь информации и складываются другие отношения, о чем мы скажем позже. А пока посмотрим, что же происходит на стадии "производства" информации. Все ли отношения, возникающие на этой стадии, даже если они осуществляются обособленно от процесса использования информации, могут быть отнесены к категории "информационных отношений"?

Посмотрим с этой точки зрения на такую, в частности, проблему, связанную с производством информации, как установление правового режима основы этого производства - программ для ЭВМ и баз данных, формируемых в ходе сбора и обработки информации в автоматизированных информационных системах. Социальный заказ на правовое разрешение данной проблемы был выполнен уже в 1992 г. принятием законов РФ

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ"

ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3526-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ"

Из названий законов видно, что отношения, регулируемые

нормами этих законов, лежат в русле традиционных гражданско-правовых отношений. Программы для ЭВМ, базы данных, оригинальные топологии интегральных микросхем отнесены законодателем к объектам авторского права. Соответственно подавляющее большинство норм названных законов относятся к традиционной отрасли гражданского права и его подотрасли - авторскому праву. Вместе с тем эти отношения неизбежно попадают в поле зрения информационного права, так как конечной целью их реализации является производство информации (информационной продукции) и они не зависят от отношений, складывающихся в процессе использования этой информации.

2.2. Отношения по поводу доступа к информации

Отношения, складывающиеся по поводу доступа к информации имеют другой (непроизводственный) характер. Различные субъекты могут вступать в отношения, не касаясь вопроса о том, кто является автором этих баз данных и каковы имущественные права держателей (владельцев) этих баз.

В процессе реализации этих отношений возникают следующие правовые вопросы:

1. Является ли запрашиваемая информация общедоступной или она относится к категории информации с ограниченным доступом?

2. Кто имеет право ограничить доступ к этой информации?

3. На каких условиях эта информация может быть предоставлена: на условиях возмездности (т.е. как предмет купли-продажи) или безвозмездно?

4. Кто несет ответственность за достоверность этой информации?

5. В каком порядке можно оспорить отказ в предоставлении информации или возместить ущерб, нанесенный неправомерными действиями владельца информации или ее пользователя?

Все названные правовые вопросы доступа к информации решаются, как правило, независимо от того, где и как будет использоваться такая информация.

В действительности вопросы доступа к информации возникают не только

применительно к информации, содержащейся в базах данных

автоматизированных систем. Реализация принципа "общество имеет право знать" вынесла эти вопросы за пределы автоматизации информационных процессов. В отечественном законодательстве вопросы доступа к информации нашли отражение в ст. 23, 24, 29, 41, 42 Конституции РФ, в гл. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", в ряде норм, устанавливающих правила открытого или ограниченного доступа к информации определенного вида. То обстоятельство, что объектом названных отношений является исключительно информация как таковая, а также независимость этих отношений от процесса использования получаемой информации позволяет отнести эти отношения к категории информационных отношений.

Таким образом, помимо отношений, складывающихся в процессе производства информации (информационной продукции), к категории информационных мы относим и отношения, складывающихся в процессе доступа к информации.

2.3. Признаки информационных отношений

Итак, подведем итоги рассуждений об информационных отношениях. Чтобы отнести определенные отношения к категории информационных необходимо наличие двух признаков:

первый признак, объектом информационных отношений является информация как таковая, независимо от того, в каком виде, на каких носителях она создается. Использование ЭВМ и других средств вычислительной техники не может служить непременным свойством информационных отношений, хотя и влияет существенным образом на их характер.

Второй признак информационных отношений, это независимость их от отношений, в ходе которых эта информация будет использоваться.

 

2.4. Информационные отношения «второго» рода

Остановимся поподробнее на «второй жизни» информации.

В сфере использования информации, за границами ее производства, начинается вторая жизнь информации. На этом этапе, она применяется различными субъектами права для обеспечения своих интересов. В этой второй жизни информация выполняет функции своеобразного информационного ресурса, используемого практически во всех сферах жизнедеятельности общества и его граждан. В этом своем качестве информация используется в разных целях, занимая разное место в тех или иных общественных отношениях, большинство из которых нельзя назвать информационными в чистом виде. Прежде всего это отношения, в которых информация не является первопричиной возникновения отношений или их непосредственным объектом. В данном виде информация лишь сопутствуют определенным отношениям, обеспечивая необходимую эффективность их реализации. Так, например, информация используется

1. в сфере управления в ходе реализации административно-правовых отношений для принятия управленческих решений;

2. в сфере экономики, где возникают разнообразные хозяйственные, финансовые связи и соответствующие им имущественные (гражданско-правовые) отношения;

3. в жизни граждан и

4. во многих других сферах жизнедеятельности общества, где складываются соответствующие отношения, неизбежно сопровождающиеся использованием различного вида информации.

Конечно, далеко не все варианты использования информации отражаются

действующим законодательством. Вместе с тем в целом ряде случаев нормы

других отраслей права, регулируя определенные общественные отношения,

предписывают субъектам этих отношений обязательное получение, применение, предоставление, распространение того или иного вида информации. Содержание и направленность этих норм различна. Например:

1. Ст. 495 Гражданского кодекса РФ устанавливает порядок предоставления покупателю информации о товаре.

2. Ст. 139, 857, 946 ГК РФ устанавливают для соответствующих видов информации категорию ограниченного доступа (служебная, коммерческая, банковская тайны, тайна страхования).

 

Перечень подобных норм, содержащихся в действующем законодательстве РФ, мог бы составить довольно длинный список. Все эти нормы, относящиеся к разным отраслям законодательства, объединяет то, что в них названы субъекты, на которых возлагается обязанность по предоставлению определенного вида информации и право на ее получение, а также устанавливается определенный порядок реализации этих прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что регулируемым названными нормами отношениям присущи названные ранее признаки информационных отношений:

Во-первых, объектом этих отношений является сама информация (ее предоставление, получение) и,

во-вторых, все эти отношения отделены от процессов использования информации (они как бы предшествуют этим процессам).

В отличие от первой группы информационных отношений в приведенных ситуациях информация как таковая не является самоцелью. Ее роль в реализации основных (административных, гражданско-правовых и др.) отношений вторична. Вместе с тем применение, получение, предоставление этой информации неотделимы от этих отношений. Поэтому нормы права устанавливают совершенно определенные и обязательные правила поведения соответствующих субъектов этих отношений в сфере предоставления, получения, передачи, распространения конкретных видов информации.

Таким образом, складывается второй пласт отношений, объектом которых так или иначе является информация. Можно ли назвать эти отношения информационными? Представляется, что можно, с той лишь разницей, что в отличие от первой группы информационных отношений, где информация является первопричиной их возникновения, эти отношения носят вторичный характер, сопровождая или обеспечивая основные отношения. Соответственно этому отношения, называемые нами условно информационными отношениями вторичного характера (второго рода) регулируются как нормами информационного права, так и нормами других отраслей права. При этом долю участия каждой из отраслей права в регулировании этих отношений определить трудно (да практически это и не всегда нужно).

На деле трудно провести грань между обозначенными нами чисто информационными отношениями и информационными отношениями вторичного характера. Такое разграничение, конечно, условно и не исключает возможности (а в перспективе и необходимости) классифицировать информационные отношения по более конкретным признакам:

· по тематической направленности информации,

· способам ее обработки,

· сферам применения и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Угрозы информационной безопасности | Инфраструктура туризма и гостеприимства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.