Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь функций управления




ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ

СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ

 

Исследование схем формальных организаций показы­вает, что существуют уровни вертикального и горизонталь­ного разделения труда.

Вертикальное разделение труда построено на выделе­нии трех уровней управления в организации: высшего, среднего и низшего (первого); горизонтальное основано на структурном построении организации как системы, в составе которой, кроме собственно производства, могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, финансах, исследованиях и разработках и т.д.

Вертикальная дифференциация управленческого труда связана с иерархией управления в организации (рис. 3.1). Чем больше ступеней иерархической лестницы между вы­сшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия рас­пределяются по должностям и руководителям, занимаю­щим эти должности.

Менеджеры высшего уровня — это люди, занимающие ключевые посты в организации, администрация предпри­ятия. На этом уровне занято в среднем всего 3—7% от об­щего числа управленческого персонала:

• менеджеры-собственники;

• генеральный директор или президент;

• аппарат управления организацией в целом.

Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации:

• определение миссии и общей цели развития орга­низации;

• разработка долгосрочных стратегий развития;

• формирование организационной структуры управ­ления;

• управление человеческими ресурсами организа­ции;

• распределение прибыли организации;

• маркетинговая политика, продажи, ценообразова­ние;

• переговоры и разрешение конфликтов;

• установление отношений с другими участниками рынка.

 

Менеджеры среднего уровня - самый многочисленный слой, составляющий примерно 50-60% общей числен­ности управленческого персонала. Он включает в себя менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отде­лов маркетинга, производства и других функциональных подразделений организации.

Наиболее важные функции, выполняемые менеджера­ми среднего уровня:

• руководство и контроль за ходом работ;

• принятие оперативных решений;

• обеспечение коммуникаций (передача информации сверху вниз и снизу вверх);

• планирование работ;

• организация работ;

• мотивирование сотрудников;

• поддержание внутренних и внешних контактов;

• составление отчетов.

Менеджеры низшего (синонимы — первого или низово­го) уровня — менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда и несущие прямую ответственность за работу исполнителей, т.е. работников организации, непосредственно производя­щих продукцию или услуги. Они осуществляют управле­ние такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Горизонтальная дифференциация в организации отра­жает степень разделения труда между отдельными струк­турными единицами. Чем крупнее организация, чем боль­ше в ней различных сфер деятельности, требующих спе­циализированных знаний и навыков, тем более сложной она является и тем больше в ней функциональных сфер (подсистем):

• производство;

• персонал;

• финансы;

• маркетинг;

• исследования и разработки;

• экспорт и внешнеэкономические связи и др.

Функциональная структура работ на каждом участке неодинакова. При движении от низового уровня управ­ления к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы пред­приятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты в основ­ном координацией совместной деятельности, поэтому эта функция наряду с мотивированием становится наиболее важной.

 

 

Управленческий труд — это особый вид трудовой де­ятельности. В ходе его развития и специализации появи­лись функции управления. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управле­ния вне зависимости от особенностей той или иной орга­низации, где этот процесс осуществляется. Поэтому они называются общими (основными) функциями.

Разделение труда и его специализация — это постоянно развивающийся процесс, в котором известный российский экономист Г.Х. Попов выделил шесть стадий. Исходя из этого, можно перечислить основные стадии возникновения и развития функций управления:

1. Объем производства пока невелик и управление осу­ществляет тот же работник, который выполняет и произ­водственные функции.

2. Объем производства и, соответственно, управлен­ческой деятельности увеличивается и появляется необхо­димость выделения специального работника или работ­ников, которые реализовывали бы только управленческие функции.

3. Объем управленческих работ возрастает настолько, что над работниками, осуществляющими управление, появляется некий управляющий, т.е. возникает иерархия управления.

4. Возрастает сложность управленческой деятельности и осуществляется специализация управленческих работ по видам деятельности.

5. Объем работ по специальным функциям управления и число работников, занятых в их реализации, становятся настолько велики, что внутри каждого вида управленчес­кой деятельности появляются руководители и выделяются структурные подразделения (отделы, группы), т.е. окон­чательно оформляется иерархия управления и возникает организационная структура управления.

6. В ходе специализации от некогда единого управления обособилось так много специализированных видов деятель­ности, что появилась потребность выделения особого вида управленческой деятельности, отличного от других, — ин­тегрированного руководства. Задача руководства заключа­ется в том, чтобы синтезировать и координировать любые виды управленческой деятельности в организации.

Функция управления - это совокупность объективно не­обходимых, устойчиво повторяющихся действий, объеди­ненных однородностью содержания и целевой направлен­ностью, необходимых для решения задач организации.

Функции управления — научная абстракция, поэтому под­ходов к их классификации достаточно много. Их состав впер­вые был установлен основателем классической администра­тивной школы управления А. Файолем в 1916 г. Это пять логически связанных между собой видов деятельности:

• предвидение и разработка политики;

• построение организационной структуры;

• распорядительство;

• координирование;

• контроль и регулирование.

В процессе дальнейших разработок состав функций управления неоднократно пересматривался представите­лями разных управленческих школ. Например, Г.Х. Попов считает, что такой функции, как координация (координи­рование), нет вообще, но есть еще функции целеполагания, прогнозирования и распорядительства, а известный экономист А.Г. Аганбегян выделяет только три функции: организация, планирование и координация.

Но в целом большинство ученых придерживаются про­цессного подхода, предложенного А. Файолем. Согласно этому, актуализированному на настоящий момент, подходу выделяется пять основных функций управления:

планирование — определение целей, разработка стратегии, составление планов;

организация — группирование заданий, распреде­ление ресурсов, полномочий и ответственности, проектирование структуры;

координация — взаимная увязка действий людей и подразделений;

руководство — стимулирование подчиненных, на­правление их действий, разрешение конфликтов в коллективе, выбор эффективных каналов взаимо­связи;

контроль - сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив.

Взаимосвязь между основными функциями управления может быть представлена диаграммой, показывающей со­держание любого процесса управления (рис. 3.2). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии плани­рования к контролю возможно лишь путем выполнения ра­бот, связанных с организацией процесса управления и со стимулированием труда работников. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согла­сование и взаимодействие всех остальных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.