КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь функций управления
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ
Исследование схем формальных организаций показывает, что существуют уровни вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления в организации: высшего, среднего и низшего (первого); горизонтальное основано на структурном построении организации как системы, в составе которой, кроме собственно производства, могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, финансах, исследованиях и разработках и т.д. Вертикальная дифференциация управленческого труда связана с иерархией управления в организации (рис. 3.1). Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Менеджеры высшего уровня — это люди, занимающие ключевые посты в организации, администрация предприятия. На этом уровне занято в среднем всего 3—7% от общего числа управленческого персонала: • менеджеры-собственники; • генеральный директор или президент; • аппарат управления организацией в целом. Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации: • определение миссии и общей цели развития организации; • разработка долгосрочных стратегий развития; • формирование организационной структуры управления; • управление человеческими ресурсами организации; • распределение прибыли организации; • маркетинговая политика, продажи, ценообразование; • переговоры и разрешение конфликтов; • установление отношений с другими участниками рынка.
Менеджеры среднего уровня - самый многочисленный слой, составляющий примерно 50-60% общей численности управленческого персонала. Он включает в себя менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства и других функциональных подразделений организации. Наиболее важные функции, выполняемые менеджерами среднего уровня: • руководство и контроль за ходом работ; • принятие оперативных решений; • обеспечение коммуникаций (передача информации сверху вниз и снизу вверх); • планирование работ; • организация работ; • мотивирование сотрудников; • поддержание внутренних и внешних контактов; • составление отчетов. Менеджеры низшего (синонимы — первого или низового) уровня — менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда и несущие прямую ответственность за работу исполнителей, т.е. работников организации, непосредственно производящих продукцию или услуги. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Горизонтальная дифференциация в организации отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем крупнее организация, чем больше в ней различных сфер деятельности, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является и тем больше в ней функциональных сфер (подсистем): • производство; • персонал; • финансы; • маркетинг; • исследования и разработки; • экспорт и внешнеэкономические связи и др. Функциональная структура работ на каждом участке неодинакова. При движении от низового уровня управления к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты в основном координацией совместной деятельности, поэтому эта функция наряду с мотивированием становится наиболее важной.
Управленческий труд — это особый вид трудовой деятельности. В ходе его развития и специализации появились функции управления. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации, где этот процесс осуществляется. Поэтому они называются общими (основными) функциями. Разделение труда и его специализация — это постоянно развивающийся процесс, в котором известный российский экономист Г.Х. Попов выделил шесть стадий. Исходя из этого, можно перечислить основные стадии возникновения и развития функций управления: 1. Объем производства пока невелик и управление осуществляет тот же работник, который выполняет и производственные функции. 2. Объем производства и, соответственно, управленческой деятельности увеличивается и появляется необходимость выделения специального работника или работников, которые реализовывали бы только управленческие функции. 3. Объем управленческих работ возрастает настолько, что над работниками, осуществляющими управление, появляется некий управляющий, т.е. возникает иерархия управления. 4. Возрастает сложность управленческой деятельности и осуществляется специализация управленческих работ по видам деятельности. 5. Объем работ по специальным функциям управления и число работников, занятых в их реализации, становятся настолько велики, что внутри каждого вида управленческой деятельности появляются руководители и выделяются структурные подразделения (отделы, группы), т.е. окончательно оформляется иерархия управления и возникает организационная структура управления. 6. В ходе специализации от некогда единого управления обособилось так много специализированных видов деятельности, что появилась потребность выделения особого вида управленческой деятельности, отличного от других, — интегрированного руководства. Задача руководства заключается в том, чтобы синтезировать и координировать любые виды управленческой деятельности в организации. Функция управления - это совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач организации. Функции управления — научная абстракция, поэтому подходов к их классификации достаточно много. Их состав впервые был установлен основателем классической административной школы управления А. Файолем в 1916 г. Это пять логически связанных между собой видов деятельности: • предвидение и разработка политики; • построение организационной структуры; • распорядительство; • координирование; • контроль и регулирование. В процессе дальнейших разработок состав функций управления неоднократно пересматривался представителями разных управленческих школ. Например, Г.Х. Попов считает, что такой функции, как координация (координирование), нет вообще, но есть еще функции целеполагания, прогнозирования и распорядительства, а известный экономист А.Г. Аганбегян выделяет только три функции: организация, планирование и координация. Но в целом большинство ученых придерживаются процессного подхода, предложенного А. Файолем. Согласно этому, актуализированному на настоящий момент, подходу выделяется пять основных функций управления: • планирование — определение целей, разработка стратегии, составление планов; • организация — группирование заданий, распределение ресурсов, полномочий и ответственности, проектирование структуры; • координация — взаимная увязка действий людей и подразделений; • руководство — стимулирование подчиненных, направление их действий, разрешение конфликтов в коллективе, выбор эффективных каналов взаимосвязи; • контроль - сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив. Взаимосвязь между основными функциями управления может быть представлена диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 3.2). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса управления и со стимулированием труда работников. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |