Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений




Основные формы мышления.

Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос па сдобные булочки, решает выпекать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой.

В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий об­щее теоретическое положение, правило, закон (например, грам­матическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к форма­лизму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстрак­циями, оторванными от жизни.

Различают три основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаключение.

Понятие. Понятиеэто форма мышления, в которой отра­жаются общие, притом существенные свойства предметов и явлений.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и сущест­венные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» — то, что это прибор для измерения темпе­ратуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д)

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обо­значающих имена собственные). В понятиях наши знания о пред­метах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщен­ном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения ме­жду предметами и явлениями окружающего мира и их свойст­вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержа­щая утверждение или отрицание какого-либо положения относи­тельно предметов, явлений или их свойств.

Суждение — есть отражение связей между предметами и явле­ниями или между их свойствами и признаками.

Суждения могут быть разных видов:

 

Примеры суждений:

а истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту по­сле нескольких лет успешного обучения в вузе»;

ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;

общее: «Все студенты сдают экзамены»;

частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважи­тельной причины»;

единичное: «Студент Иван дважды провалил экзамен по экономической теории».

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суж­дения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река не­судоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В об­щих суждениях утверждается или отрицается что-то относитель­но всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых по­нятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шах­маты». Единичное суждение —это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва — столица России», «Пушкин — великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-ни­будь предмет или явление — значит уметь высказать о нем пра­вильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой чело­века.

Умозакл юче ние. Ум озаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Умозаключение — такая связь между понятиями или суждения­ми, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Известны три основных вида умозаключения:

1индуктивное;

2дедуктивное;

3 по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуж­дение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуж­дение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих "фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключе­ний: индуктивными и дедуктивными.

Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно боль­шем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вы­вод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» уча­щиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкрет­ных свойствах и качествах отдельного предмета на основе зна­ния общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что желез­нодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расши­ряться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.