Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каменская Общая психология. Особенности творческого мышления




Творческое мышление

Особенности творческого мышления.

При помощи творческого мышления человек в процессе познаватель­ной деятельности создает субъективно новый продукт.

Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть вы­раженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности.

1Чувствительность ко всему новому.

2Способность к обнаружению и постановке проблем.

3Способность к генерированию большого числа идеи.

4Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты дей­ствий.

5Оригинальность — способность к нестандартным ответам.

6Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали.

7Способность к анализу и синтезу.

8Способность к действиям в уме.

9Смелость — способность идти на разумный риск.

10Готовность преодолевать препятствия.

11Готовность противостоять мнению окружающих.

12Толерантность к ситуациям неопределенности.

Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека.

 

Творчество может рассматриваться двояко — как ком­понент какой-либо деятельности и как самостоятельная де­ятельность.

В любой деятельности присутствует элемент творче­ства, т. е. момент нового, оригинального подхода к ее вы­полнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.

Когда творчество направлено на поиск нового, оригиналь­ного, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную много­уровневую систему. В этой системе выделяются специфичес­кие мотивы, цели, способы действия, фиксируются особен­ности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный ме­ханизм.

Интуиция (от лат. intueri — всматривание) — это способ­ность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуж­дениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней-.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы фун­кционирования:

Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для реше­ния творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуще­ствляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии пре­обладает осознанное.

Фаза интуитивного решения. Для этой фазы харак­терен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности резуль­тата действия человека, т.е. наличие прямого (осознавае­мого) ипобочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может ока­зывать регулирующее влияние на действия человека. Та­кими условиями являются:

1 наличие побочного продукта в неосознаваемом продукте;

2высокий уровень поисковой информации;

3ясно и просто сформулированная задача;

4отсутствие автоматизации способа действия.

Необходимость в интуитивном решении задачи возника­ет в случае, если на предыдущей стадии выбранные логичес­кие приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уро­вень осознанности поведения на стадии интуитивного реше­ния снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное

3 Фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы явля­ется включение человека в процесс взаимодействия (ком­муникации) с любым другим человеком, например экс­периментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформле­ния Способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне. Фазы творческого процесса рассматриваются как струк­турные уровни организации психологического механизма по­ведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством раз­нообразных сочетаний уровней организации психологическо­го механизма творчества. Общим психологическим критери­ем творчества является смена доминирующих уровней орга­низации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и т.д.). Творческая активность возникает в условиях решения твор­ческих задач, и любой человек на какое-то время может почув­ствовать себя творцом. Тем не менее дифференциально-психо­логический анализ поведения людей в разнообразных жизнен­ных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Креативность — интегративное качество психики че­ловека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потреб­ность в исследовательской активности.

Творческое мышление — мышление, дающее принципи­ально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение.

Для того чтобы творчески мыслить, необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе твор­ческого мышления и преодолеть внутренние барьеры к твор­честву.

Среди способностей к творческому мышлению наи­более важны следующие:

1способности к генерации идей;

2способности к логической проработке идей;

3способности к оценке и выбору среди множества воз­можных идей наиболее вероятных.

Эти способности могут быть реализованы на разном материале и в различной форме. Каждая из способностей складывается из некоторого количества психологические умений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.