Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Таблица 4. Общая характеристика основных минеральных веществ.

Таблица 3. Общая характеристика жиров.

Таблица 2. Общая характеристика углеводов

Таблица 1. Общая характеристика белков

Эмпирическое и теоретическое научное познание взаимосвязано. Это необходимые этапы всякого исследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них является прежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также один объект исследования. Различаются эмпирический и теоретический этапы субъектами исследования, когда в экспериментальном познании заняты одни, а в теоретическом - другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.

К эмпирическим методам научного исследования относятся: наблюдения, сравнения, различения, обобщение, описание, измерение, изучение документов и др. Наиболее важным и распространенным методом является эксперимент.

Он состоит в воссоздании естественных или искусственных условий функционирования объекта исследования с целью более точного его свойств, структуры, закономерностей. Эксперимент бывает количественным и качественным, натурным и модельным. Количественное или качественное натурное экспериментирование осуществляется непосредственно с объектом познания в естественных или особых, специально создаваемых условиях. Модельный эксперимент имеет не только количественные и качественные разновидности. Может разрабатываться мысленная или компьютерная модель объекта познания, а также воссоздаваться материальная и предметная копия-аналог в удобном для исследования масштабе. Так материальная модель гидроэлектростанции создается в значительно меньшем, а модель атома - в увеличенном масштабе. Модельный эксперимент применяется тогда, когда непосредственное изучение объекта познания затруднено или невозможно. В эксперименте используются многие другие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и др.

К теоретическим методам научного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. Идеализация, например, состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболее возможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта. Наиболее распространенными идеализациями являются мыслительно-теоретические образы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.

Формализация предусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языков или форм логического мышления. Абстрагирование представляет временное отвлечение в процессе исследования от свойств и элементов содержания объекта исследование, которые на данный момент не составляют цели исследования. Наибольшей абстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеет в основном философско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкие свойства и связи бытия. Такие понятия, как “бытие”, “материальное”, “идеальное”, “связь”, “изменение”, “покой”, и другие являются всеобщими, но наиболее “бедными” по содержанию.

По мере конкретизации понятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации и типизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация и формализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия, индукция и дедукция - методы преимущественно формально-логического познания. Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а также с основными формами научного познания.

Форма научного познания - относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает: а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируется цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база; б) разрабатываются возможные варианты проведения исследование и его ожидаемые результаты; в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях; г) закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.

Каждому из этих, условно выделенных, этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них: научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательства или опровержение; теория. Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности, который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которому он принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимых исследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события, свойства предметов и явления, другие обнаруженные новшества, которые необходимо изучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлять ненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один или совокупность научных фактов образуют предмет исследования. Область действительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектом исследования.

Второму этапу научного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема - объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группа вопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.

Поставить (сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейся парадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей и стандартов, которые составляют содержание кардинально иного решения научной проблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примером научных революций, означавших смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическая концепция Коперника, эволюционнее учение Дарвина, теория относительности Эйнштейна и другие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XX веков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных и значимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более высокий уровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основе новых научных фактов - важнейшее условие успешного исследования.

Следующим шагом (этапом) научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику их обоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные или противоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах. Гипотеза - форма исследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариант решения проблемы или её части с целью выявления причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных уже законов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.

Гипотеза есть научное предположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она должна быть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность её доказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются, анализируются и обобщаются факты науки с их первичным, предположительным объяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логического мышления, сопоставления логических заключений с исходными научными фактами), а потом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знаний с фактами действительности, проверка научных выводов).

В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке - установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные для определённого класса явлений и повторяющиеся связи бытия. Закон - важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процессе доказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируется в логическую систему знаний, которая называется теорией.

Теория является заключительной формой процесса научного познания. Она представляет совокупность достоверных научных знаний об определённой стороне бытия. Знания систематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию (учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новые суждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержит возможность предвидения, так как в неё входят открытые законы, принципы последующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментов бытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям и открытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Её можно дополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность или ценность те “истины”, которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теория преемственна в своём развитии и совершенствовании. Главная задача всякой науки - добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию - достаточно масштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание. Понятие “теория ” употребляется ещё в двух значениях. Теория означает всякое, необязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога, оккультно-мистические теории, многие социальные утопии - примеры нестрогого употребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие “теория” соотносится также с понятием “практика”. В этом соотношении теоретическое охватывает всё содержание, способы и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме - как бы всё теоретическое (не нашедшее ещё воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная деятельность - это практика.

Философские теории имеют в своём содержании научно-теоретические знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемые в той части, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другие философские знания научно проверяемы.

Но, как отмечалось, специфика философии состоит в том, что многие её постулаты имеют мировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точки зрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об их истинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия, другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли, например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет - мировоззренческое знание, позиция, но для человеческого сообщества важная, вызывающая на протяжении веков постоянный интерес.

Таким образом, наука в современном обществе - неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно многообразна. Философия является наукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Но философское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не всё является таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть, когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту познания не ставится и не должен ставиться. Мировоззренческое философское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.

 

Белки Основные источники Степень усвояемости Биологическая ценность Суточная норма (70-90 г)
Животные белки Мясо и мясопродукты (кроме сала и жира), рыба,птица, молочные продукты, яйца Легкоусвояемые Полноценные 38,5-49,5
Растительные белки Зернобобовые культуры, овощи, листовая зелень. Орехи, семечки, крупы, хлеб. Легкоусвояемые Менее усвояемые Полноценные 31,5-40,5

Количество белковой пищи должно обеспечивать необходимую потребность организма в белке, ведь на его долю приходится около 20% сухой массы клетки.

Белки в организме выполняют пластическую функцию, т.е. являются основным строительным материалом. Часть белков используется и на энергетические нужды. Примерно 12% энергии, потребляемой организмом, мобилизуется благодаря белкам. Поэтому среднесуточная потребность в белке у взрослого человека составляет 1-1,5 г на 1 кг веса тела. 1 г белка при окислении высвобождает примерно 4 ккал энергии.

Следует помнить, что потребности в белках возрастают при беременности, инфекционных заболеваниях, авитаминозах, тяжелой физической нагрузке.

Усвоение белков зависит от кулинарной обработки пищи. Оптимальной температурой является 76o С, так как с увеличением температуры усиливается денатурация белка, что переводит его в менее усвояемые формы. Но, к сожалению, это не всегда достаточно для кулинарной обработки и большинство белковой пищи обрабатывается при 100o С.

В диетологии разработан ряд рекомендаций по этому поводу. Во-первых, не следует длительное время подвергать пищу высокотемпературной обработке. Во-вторых, лучше употреблять вареное и тушеное мясо, а не жареное. Мелко нарубленное, провернутое через мясорубку мясо более полезно, чем цельное. В-третьих, минимальной термической обработке следует подвергать и растительную пищу. Вышеперечисленные легкоусвояемые растительные белки целесообразней использовать в пищу в сыром виде. Сыр, яйца, мясо и рыбу, содержащие концентрированный животный белок, целесообразно употреблять с большим количеством сырых овощей и зелени. При этом белок равномерно распределяется на разветвленной поверхности клетчатки овощей, подвергаясь более эффективному воздействию пищеварительных ферментов, что способствует его наилучшему перевариванию и усвоению питательных веществ.

Дефицит белка в питании снижает устойчивость организма к инфекциям, отрицательно отражается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Избыточное белковое питание способствует развитию атеросклероза, накоплению в организме токсических продуктов распада белков (аммиак, мочевина и др.), снижает иммунитет, является одним из факторов онкологического риска.

Таким образом, как недостаток, так и избыток белка в питании вреден для здоровья.

Углеводы

3.2.Углеводы как важнейшие компоненты пищевого рациона

Углеводы - важнейшие компоненты пищевого рациона, которые выполняют в организме ряд функций:

· энергетическую (56% энергии организм получает за счет углеводов),

· пластическую,

· регуляторную.

В таблице 2 приведена общая характеристика углеводов.

Глюкоза является практически единственным поставщиком энергии для деятельности головного мозга. Гликоген - единственный углевод животного происхождения. Наибольшее его количество содержится в печени животных, птиц, рыб. Есть он и в мышцах, но при созревании мяса убойных животных этот углевод разрушается.

Углеводы Представители Основные источники Степень усвоения Суточная норма (400-500г)
Простые сахара Моно- саха- риды Олиго- саха- риды Глюкоза Фруктоза Галактоза   Сахароза Мальтоза Лактоза Мед, сладкие фрукты, соки     Рафинированный сахар, варенье, джемы, кремы, конфеты   Усвояемые   50 - 100
Полисахариды   Крахмал   Гликоген   Клетчатка (балластные вещества) Хлеб, злаки, мучные изделия, картофель, крахмалсодержащие овощи Печень и мышцы животных и птиц Сырые овощи, листовая зелень Усвояемые     Неусвояемые 325 - 375    
               

Следует обратить внимание и на особенности переваривания углеводной пищи. Расщепление большинства углеводов начинается в ротовой полости под действием ферментов слюны. Особенно это относится к олигосахаридам и крахмалу. Окончательное расщепление крахмала до глюкозы и ее всасывание происходит в кишечнике.

Моносахара, а более всего глюкоза, начинают всасываться в ротовой полости и нижележащих отделах желудочно-кишечного тракта. Поэтому многие диетические рекомендации предполагают употребление фруктов, особенно сладких, в отдельные приемы пищи, не совмещать крахмалистую и белковую пищу.

Отдельного рассмотрения требует олигосахарид лактоза, который в больших количествах содержится в коровьем молоке (5 %). У некоторых людей с возрастом желудочно-кишечный тракт перестает вырабатывать фермент, который расщепляет этот молочный сахар. Эти люди не переносят молоко, но могут благополучно пить кефир, где этот сахар потреблен кефирными дрожжами.

Из усвояемых полисахаридов особое место занимает крахмал, на долю которого приходится до 80 % потребления углеводов.

К неусвояемым углеводам, помимо клетчатки, относятся целлюлоза, пектиновые вещества, лигнин и др. Хотя клетчатка в тонком кишечнике практически не усваивается, нормальный процесс пищеварения без нее невозможен. Она и другие балластные вещества создают благоприятные условия для продвижения пищи по желудочно-кишечному тракту, нормализуют деятельность микрофлоры, способствуют выведению из организма холестерина. Клетчатка в некоторой степени снижает аппетит и создает чувство насыщения. Клетчатка и пектиновые вещества могут связывать кальций, магний, фосфор, железо, цинк, медь и другие микроэлементы.

Оптимальное содержание балластных веществ в суточном рационе около 25 г, что легко обеспечивается потреблением сырых и сушеных фруктов, овощей, ягод, листовой зелени, хлеба грубого помола.

Недостаток в ежедневном рационе углеводов приводит к серьезным физиологическим изменениям:

· нарушениям функций центральной нервной системы,

· ослаблению умственной деятельности,

· атрофии мышц.

Избыток углеводов, особенно легкоусвояемых, является одной их причин нарушения обмена веществ, ведущих к ожирению, сахарному диабету и другим заболеваниям современного человека.

Жиры

3.3.Жиры, их значение для функций организма.

Жиры - незаменимые продукты питания в обеспечении многообразных функций организма:

· энергетическую (дают 30-40% суточной калорийности рациона),

· пластическую,

· резервную,

· защитную,

· регуляторную.

Жиры - это органические соединения, состоящие из глицерина и жирных кислот, растворимые и нерастворимые в воде.

В таблице 3 приведена общая характеристика жиров животного и растительного происхождения.

Группы жиров по происхождению Основные источники Физические свойства Химический состав Степень перевари-вания и всасыва-ния Суточная норма (всего 40-60 г)
Животные жиры Сало, жир, cливочное масло, сыр, сметана, сливки, колбаса, жирная свинина Высокая температура плавления, твердые вещества Насыщенные жирные кислоты Менее высокая 20-30
Растительные жиры Растительные масла: подсолнечное, оливковое, соевое, кукурузное и др., орехи, овсяная и гречневая крупы Низкая температура плавления, в основном, жидкие вещества Ненасыщен- ные жирные кислоты Более высокая 20-30

Жирные кислоты, выступая основным компонентом жиров, делятся на насыщенные и ненасыщенные. Насыщенные жирные кислоты, такие, как стеариновая, пальмитиновая и др., могут частично синтезироваться в организме и называются заменимыми.

Ненасыщенные жирные кислоты, особенно полиненасыщенные, такие, как линоленовая, линолевая, арахидоновая и др., не могут синтезироваться в организме человека и поэтому являются незаменимыми.

В состав пищевых продуктов входят и так называемые невидимые жиры (в мясе, рыбе, молоке и т.п.). Поэтому часть суточного рациона жиров должна приходиться на эти невидимые жиры и специальные кулинарные жиры и маргарины. В сутки взрослому человеку необходимо 80-100 г жира.

Биологическая ценность пищевых жиров определяется наличием в них незаменимых жирных кислот, способностью перевариваться и всасываться в желудочно-кишечном тракте.

Напомним, что для кулинарной обработки жиров лучше использовать нерафинированное масло.

Кратковременное нагревание повышает усвояемость тугоплавких жиров. Нагревание растительных жиров, наоборот, уменьшает их биологическую ценность, так как разрушает полиненасыщенные жирные кислоты и некоторые витамины. При длительной тепловой обработке (более 30 мин) образуются токсические продукты окисления жирных кислот. При нагревании жира выше 200o С и многократной тепловой обработке в нем появляются канцерогенные вещества.

Длительное ограничение потребления жиров приводит к ослаблению иммунитета, нарушению деятельности нервной системы, сокращению продолжительности жизни. Избыточное их потребление, в свою очередь, способствует развитию атеросклероза, ожирению, нарушению обмена веществ.

3.4.Витамины

Витамины представляют собой биологически активные вещества, имеющие большое значение для нормальной жизнедеятельности организма. Они являются катализаторами действия ферментов и гормонов, способствуют правильному обмену веществ, повышают умственную и физическую работоспособность, обеспечивают выносливость организма и устойчивость к инфекциям.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому необходимо постоянное поступление их с пищей. Некоторые из них депонируются в тканях и расходуются по мере необходимости. Часть витаминов синтезируется микрофлорой кишечника, поэтому даже отсутствие их в пище не вызывает патологических изменений в организме.

С химической точки зрения витамины делят на водорастворимые, жирорастворимые и витаминоподобные вещества. К первым относятся некоторые витамины группы В (В1, В2, В3, В6, В12, ВС), витамин РР и С. Ко вторым - витамин А, D, Е, К. К третьим - витамин Р, В15, В4, В8 и др.

Дефицит какого-либо витамина вызывает нарушение обмена веществ и на первых порах не проявляется во внешних признаках. Постепенно развивающиеся гиповитаминозы (снижение обеспеченности организма теми или иными витаминами) в дальнейшем могут привести к тяжелым патологическим состояниям - авитаминозам. Следствием таких изменений является снижение устойчивости организма к действию повреждающих факторов.

Различают первичные и вторичные гиповитаминозы. Первичные гиповитаминозы обусловлены недостаточным поступлением в организм витаминов с пищей в результате питания рафинированными продуктами, недостаточным потреблением растительной пищи, неадекватной кулинарной обработкой и длительным неправильным хранением продуктов.

Вторичные гиповитаминозы развиваются в результате нарушения деятельности органов пищеварительной системы, печени, при некоторых инфекциях и применении лекарств (например, ацетилсалициловая кислота - аспирин - усиливает выведение витаминов из организма с мочой).

В зимне-весенний период возникает сезонный гиповитаминоз, который имеет весьма широкое распространение. В этот период в рацион желательно дополнительно вводить витамины.

Применение аптечных витаминных препаратов должно быть очень осторожным, так как их передозировка может давать болезненные явления гипервитаминоза.

Так, передозировка, казалось бы, безобидной аскорбиновой кислоты приводит к обострению инфекционно-аллергических заболеваний, повышает свертываемость крови, вплоть до тромбообразования, оказывает раздражающее действие на слизистую желудочно-кишечного тракта, повышает риск возникновения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, мочекаменной болезни.

К особо тяжелым отравлениям приводит передозировка синтетических витаминов А и D. Кроме того, химически синтезированные витамины значительно хуже усваиваются организмом, чем витамины, содержащиеся в овощах, ягодах, фруктах и лекарственных растениях. В растительных продуктах витамины содержатся в природном комплексе с другими биологически активными веществами, значительно повышающими их усвояемость.

Для компенсации сезонного гиповитаминоза в рацион рекомендуется включать свежевыжатые соки корнеплодов (моркови, свеклы, репы и др.), которые успешно хранятся до поздней весны следующего года, квашеную капусту, сок облепихи, клюкву. Водные настои таких лекарственных растений, как крапива, земляника, плоды шиповника, рябины, черной смородины, являются природными поливитаминными препаратами, не приводящими к явлениям гипервитаминоза.

Поступление витаминов в организм может быть недостаточным в результате неправильной кулинарной обработки продуктов питания: нагревания, консервирования, копчения, высушивания, замораживания, а также вследствие нерационального питания.

Для того чтобы свести к минимуму потери витаминов при кулинарной обработке, надо учитывать ряд следующих факторов:

· многие витамины разрушаются при ультрафиолетовом облучении, поэтому нарезанные овощи и салаты следует защищать от солнечного света;

· многие витамины окисляются при контакте с кислородом воздуха, поэтому нарезать овощи и зелень необходимо непосредственно перед приготовлением пищи, а не заранее;

· некоторые витамины инактивируются при контакте с металлами, особенно с железом и медью, поэтому готовить пищу желательно в эмалированной, керамической посуде или посуде из огнеупорного стекла;

· витамины разрушаются при постепенном и особенно длительном нагревании, поэтому овощи необходимо засыпать в уже кипящую воду, а зелень добавлять в готовое блюдо.

Овощные блюда следует подвергать минимальной тепловой обработке. Желательно отдавать предпочтение сырым вегетарианским блюдам.

Потребность в витаминах зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, климатических условий проживания, состояния здоровья.

3.5. Минеральные вещества

Минеральные вещества в большинстве случаев составляют 0,7-1,5 % съедобной части пищевых продуктов. Они не обладают энергетической ценностью, как белки, жиры и углеводы, однако без них жизнь человека невозможна.

Роль минеральных веществ в организме человека разнообразна. Они играют основную роль в обеспечении постоянства осмотического давления, что является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. Минеральные вещества входят в состав гемоглобина, гормонов, ферментов, являются пластическим материалом для образования костной и зубной ткани. В виде ионов минеральные вещества участвуют в передаче нервных импульсов, обеспечивают свертывание крови и т.д.

Минеральные вещества подразделяются на микро- и макроэлементы, Макроэлементы - Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S - содержатся в пище в относительно больших количествах. Микроэлементы - Fe, Zn, J, F, Cu - в незначительных.

В таблица 4 дана общая характеристика основных минеральных веществ.

Элемент Основные источники Основные функции
Ca Молочные продукты, рыба, злаки, орехи, фрукты Составляет основу костной ткани, влияет на процессы нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем
P Молоко, рыба, хлеб Входит в состав белков, костной ткани, принимает участие в обмене энергии
Mg Орехи, овес, ячмень, фасоль, овощи, листовая зелень Участвует в формировании костей, регуляции нервной ткани, в обмене углеводов и энергии
Na Поваренная соль, свежие овощи Регулирует кровяное давление, водный обмен, активизирует пищеварительные ферменты
K Сухофрукты, горох, фасоль, виноград Регулирует кислотно-щелочное равновесие крови, участвует в передаче нервных импульсов, активизирует ряд ферментов
Cl Поваренная соль, хлеб Участвует в образовании желудочного сока, плазмы крови, активизирует ряд ферментов
S Белковые пищевые продукты Входит в состав аминокислот, гормонов и витаминов
Fe Мясо, злаки, бобовые, клюква, земляника, абрикосы Участвует в образовании гемоглобина, некоторых ферментов
Zn Бобовые, злаки, дрожжи, печень животных и птиц Входит в состав гормона инсулина, участвует в углеводном обмене
I Морская капуста, рыба и др. морские продукты, яйца, овощи. Участвует в образовании гормона щитовидной железы
F Морская рыба, чай Входит в состав костной ткани
Cu Печень, яичный желток, зеленые овощи Кроветворный элемент, способствующий транспорту железа в костный мозг

 

3.6.Непищевые компоненты.

Характеризуя пищевые продукты, нельзя не упомянуть о непищевых веществах, играющих достаточно серьезную роль в пищеварении и отражающихся на состоянии здоровья человека.

О роли балластных соединений в питании было уже достаточно сказано. Напомним лишь, что они являются необходимыми компонентами пищи и способствуют нормальному процессу пищеварения.

К защитным компонентам пищевых продуктов относятся вещества, участвующие в обеспечении барьерных функций тканей. Это витамины А, С, Р, Е и группы B.

Веществами, участвующими в защите организма от патогенных микроорганизмов и вирусов, являются фитонциды. Это растительные соединения, которые не усваиваются в организме человека. Они транзитом проходят через весь желудочно-кишечный тракт и обезвреживают микроорганизмы. Фитонциды есть в горчице, хрене, чесноке, луке, петрушке, капусте, свекле, моркови, цитрусовых, облепихе, красной и черной смородине, землянике, клюкве, бруснике. Все фитонциды, кроме фитонцидов чеснока, очень неустойчивы и разрушаются при длительном хранении.

К защитным компонентам пищи относятся и соединения, улучшающие обезвреживающую функцию печени. Они находятся в витаминах В15, В12, РР, В2. Очень важны вещества, проявляющие антиканцерогенные эффекты. Это балластные вещества, бета-стирол, содержащийся в растительных маслах, комплекс витаминов А, С и Е, витамин K.

Источниками защитных веществ являются молоко, творог, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса и рыбы в отварном виде, яичный белок, растительные масла, овсяная и гречневая крупы, листовые овощи, свекла, морковь, тыква, крыжовник, облепиха, шиповник. Желательно, чтобы защитные вещества попадали в организм человека в комплексе.

Однако, в продуктах питания содержатся и вещества, противодействующие проявлению положительного эффекта защитных веществ. Это биогенные амины, которые находятся во многих сортах сыра, шоколаде, томатах, ананасах, красных винах, холестерин, содержащийся в жирах, жирном мясе, кофе и чае.

Следует помнить, что антипищевые вещества не обладают токсичностью, но блокируют и тормозят усвоение многих нутриентов.

Особого внимания заслуживают компоненты пищи, неблагоприятно влияющие на организм. Это природные токсические соединения и канцерогенные вещества.

Среди природных токсических соединений распространены лектины, цианогенные амины и соланин.

Лектины нарушают всасывание в тонком кишечнике. Они повышают проницаемость стенок кишечника, что приводит к проникновению чужеродных веществ в кровь, вызывая при этом склеивание эритроцитов. Эти вещества содержатся в бобовых, арахисе, проростках растений, икре рыб. Тепловая обработка разрушает их практически полностью.

Цианогенные амины содержатся в ядрах косточек миндаля, абрикосов, вишни. В результате разрушения аминов происходит выделение синильной кислоты. Это происходит, например, при длительном хранении наливок, настоянных на плодах с косточками.

Соланин образуется в позеленевших клубнях картофеля.

Канцерогенные вещества - это полициклические ароматические углеводы, образующиеся в обугленных участках пищевых продуктов, в перегретых жирах, в продуктах копчения. Они содержатся в продуктах, которые хранятся при недостаточно низкой температуре, могут образовываться в растениях, выросших на почве, обильно удобренной азотистыми соединениями (нитратами), особенно их много в свекле и листовых овощах.

3.7.Вода

Организм взрослого человека на 60% состоит из воды. Вода является основной средой, в которой протекают многочисленные химические реакции. Содержание воды в организме, каждом органе ткани строго регулируется и поддерживается на постоянном уровне. Постоянство внутренней среды организма, в том числе и воды - одно из главных условий нормальной жизнедеятельности.

Питьевой режим человека определяется многими факторами: температурой окружающей среды, характером и тяжестью выполняемой работы, возрастом и состоянием здоровья, пищевым рационом и режимом питания.

Для здоровья вреден как недостаток воды, так и ее избыток. При недостатке воды в организме происходит некоторое сгущение крови, что негативно сказывается на кислородном и тканевом питании, затрудняется работа почек из-за образования более концентрированной мочи, ухудшается работа мозга (он содержит 80 % воды).

При избытке же воды усиливается работа почек, раздражается мочевой пузырь, сердце работает с большой перегрузкой из-за увеличения объема крови.

В течение суток в результате различных обменных процессов организм теряет вместе с мочой, калом, потом, выдыхаемым воздухом примерно 2-2,5 литра воды. В исключительных случаях - при тяжелой физической работе, в жару, при большом потреблении жидкостей - потери воды могут увеличиваться до 10 литров.

Около 1 литра воды восстанавливается с помощью воды, содержащейся в пищевых продуктах, и воды, образующейся в результате окисления жиров, углеводов и даже белков. Поэтому на долю жидких продуктов приходится 1-1,5 литра воды. Сюда входит вода в напитках (чай, кофе, соки, компоты, минеральная вода) и в супах.

Врачи-диетологи рекомендуют придерживаться равномерного употребления воды в течение всего дня. В жару или при усиленной физической работе лучше употреблять минеральную воду, сильно разбавленный фруктовый либо ягодный сок, слегка подсоленную водопроводную или газированную воду.

Стакан холодной воды, выпитой натощак, усиливает сокращение кишечника, что помогает преодолевать привычные запоры.

Очень холодное питье после обильной жирной еды вызывает длительное нахождение пищевого комка в желудке. Разбавленная теплой или горячей водой пища быстрее покидает желудок. Нежелательным является и питание всухомятку. Бутерброды, сухари, баранки и т.п. следует запивать во время еды.

Большое значение для поддержания здоровья имеет и качество воды. Одним из важных показателей воды является содержание в ней минеральных солей. Обычно в воде содержатся ионы Ca, Mg, S, Cl, Fe, Mn, Cu и др.

Водопроводная вода, проходя централизованную систему очистки, хлорируется, насыщается солями железа. Жесткая вода содержит большое количество карбонатов кальция и магния. Поэтому для очищения воды в домашних условиях целесообразно применять бытовые фильтры. Следует помнить, что при кипячении воды в осадок выпадает не все количество примесей. Длительное отстаивание сырой воды приводит к растворению в ней хлора.

 

 

Фондовая лекция

 

Время лекционного занятия 4 часа

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Очная форма обучения

 

 

Омск 2011


Рецензенты:

Р.Г. Аксенов – кандидат юридических наук, доцент

(Тюменский юридический институт МВД России);

Л.Ю. Аксенова – кандидат юридических наук;

П.Я. Мазунин – кандидат юридических наук

 

Переработанная фондовая лекция по дисциплине «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с криминальными взрывами, пожарами и поджогами» обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминалистики Омской академии МВД России 16 июня 2011 г., протокол
№ 16.

 

 

Автор:

М.М. Горшков – кандидат юридических наук.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология и основные формы научного знания | Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.