Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2 Разновидности опроса

Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

 

Общая характеристика воображения и его функции
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:
- источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения:
1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).
5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Виды воображения:
В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):

Классификация воображения

Характеристика отдельных видов воображения

Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).
Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя).
Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.


Характеристика отдельных видов воображений:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.


Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

 

Статья: Юрий Щербатых

Понятие «духовности» в широком и узком смысле слова

Понятие «духовность» в последние годы стало настолько распространенным, что сложно понять, какое содержание вкладывают в него те или иные люди. Священники, философы, политики, психологи и педагоги говорят о «духовности» под углом зрения своего предмета, а также собственных религиозных или идеологических установок. Причем в последнее время намечается тенденция сводить данное понятие исключительно к религиозному содержанию. Именно так рассматриваются термины «духовная литература», «духовная музыка», «духовная живопись», при этом прилагательное «духовная» можно легко заменить словами «церковная» или «христианская». Несколько шире понимается выражение «духовные практики», под которыми понимают не только ритуалы и процессы в духе христианства, но и иных религий, эзотерики и даже магии.

В то же время, на вопрос, что же означает слово «духовный» нет четкого и однозначного ответа, что порождает многочисленные споры и спекуляции. Существующее ныне религиозное представление о духовности понимает под этим термином исключительно выполнение религиозных обрядов и традиций, чтение религиозной литературы и размышления на соответствующие темы. С этой точки зрения занятия наукой, особенно проводимые с материалистическими установками, не являются духовным видом деятельности. Понятно, что такая трактовка духовности обедняет данное понятие, которое включает в себя гораздо больше сфер человеческой деятельности, чем считается. Попытки психологов рассмотреть понятие «духовность» и «религиозность» наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны РПЦ, с чем автор столкнулся при публикации своей статьи [6].

Опрос населения в 100 населенных пунктах России в 2006 году показал следующее: на открытый вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; 21% опрошенных считали, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека. К этой группе высказываний примыкают суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония - душевные качества; гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это, прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность. Ответы остальных опрошенных были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Одни опрошенные (10%) – определяли «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию. Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [3].

Толковые словари также не дают четкого определения данному понятию. Вот некоторые примеры:

«Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [1].

«Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2]. Последнее определение несет в себе явную тавтологию - духовность определяется духовными интересами.

Получается, что, как это ни странно, термин «духовность» лучше определяется через отрицание, чем через позитивные утверждения. Мы скорее можем сказать, чем НЕ является духовность, чем четко определить, чем она является.

Под «духовным» аспектом активности человека понимают такие формы его деятельности, которые:

- не обусловлены напрямую его наследственными генетическими программами,

- не направлены на реализацию низших биологических потребностей,

- не приносят человеку прямой материальной выгоды и т. д. [4].

К области духовной жизни можно отнести такие сферы, как наука, искусство, религия, этика и т. д. Эти направления деятельности связаны с высшими потребностями по А. Маслоу: с потребностью к самоактуализации, к свободе, к познанию, к любви и т. д. Области человеческой жизни, в которых есть элементы духовности, показаны на схеме:

 

Следует отметить, что само занятие какой-то деятельностью из вышеуказанного перечня еще не позволяют отнести данную деятельность к разряду духовных. Если человек использует науку, искусство или религию только для обогащения или для достижения определенного социального статуса, то его нельзя назвать духовной личностью. Так художник, пишущий картины, исходя из величины гонорара, или писатель, обслуживающий власть и получающий за это прямые и косвенные выгоды, не могут считаться участниками духовного процесса. С другой стороны, человек может заниматься обыденной работой и одновременно быть занятым духовными поисками в области науки или искусства. Например, К. Э. Циолковский был учителем в школе, а в свободное время занимался созданием теории космонавтики и писал фантастические романы. И его подвижнический труд без сомнения можно отнести к духовной сфере человеческой деятельности [4].

Таким образом, можно заключить, что любая осознанная и творческая деятельность, осуществляемая в целях познания нового или в интересах других людей, может считаться духовной практикой. В такой трактовке понятие «духовность» противопоставляется не понятию «материализм», а служит антитезой словам «эгоизм», «жадность», «похоть», «агрессия», «низменные инстинкты» и т. д. В этом плане можно сказать, что духовный путь развития человека предполагает отказ от большинства из «семи смертных грехов» [5].

 

Литература:

1. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

2.Толковый словарь русского языка. Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азъ, 1993.

3. Сайт фонда общественного мнения (www.fom.ru)

4. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.

5. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.: Астрель, АСТ, 2010.

6. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В.. Кравцова М.С Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // “Психологический журнал”, Т,17, №6, 1996, С.119-122.

 

В социологической практике встречаются многочисленные разновидности опроса, которые классифицируются по самым различным основаниям. Рассмотрим некоторые из них.

Критерии классификации опросов:

по месту проведения;

по носителю первичной информации;

по характеру взаимодействия между исследователем и респондентом;

по форме проведения;

по способу общения между исследователем и респондентом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы мышления | По характеру взаимодействия между исследователем и респондентом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.