КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параметры и особенности организационной культуры
Основными параметрами организационной культуры являются: 1) отношение членов организации к новому, к переменам; 2) приятие или неприятие ими делового риска; 3) ориентированность на решение личных проблем или инструментальных задач; 4) степень централизации принятия решений; 5) социально допустимая дистанция между руководителями и подчиненными; 6) степень формализации и регламентированности деятельности, подчинение ее планам, правилам и процедурам; 7) соотношение коллективизма и индивидуализма; 8) отношение к женщинам и слабым; 9)характер отношений между работниками и организацией (ориентация 10) стиль руководства; 11) ориентация людей на сотрудничество или соперничество; 12) источник власти; 13) принципы оценки и вознаграждения и пр. У. Харрис и Р. Морен предлагают следующие параметры организационной культуры: 1) осознание себя и своего места в организации (ориентация на сотрудничество или индивидуализм; открытость или скрытность); 2) способы коммуникации (устная, письменная, невербальная, жаргон, телефонное право); 3) внешний вид сотрудников (униформа, знаки различия, опрятность); 4) привычки и традиции в области питания (блюда, кухня, организация, распорядок); 5) взаимоотношения между людьми (в зависимости от возраста, статуса, власти); 6) ценности (набор ориентиров и ожиданий); 7) верования (во что-либо или в кого-либо), отношение к окружающим, религиозность и пр.; 8) трудовая этика и мотивация (отношение к работе и своим обязанностям, оценка и вознаграждение персонала, основы карьеры); 9) процесс развития и обучения (степень концептуальности, религиозность); 10) отношение к использованию времени. Г. Хофстид сформулировал 5 параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры: 1) по дистанции власти (ДВ), определяемой отношением к проблеме неравенства людей, его допустимой степенью; 2) по роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действовать в одиночку; 3) по степени неприятия неопределенности (НН), стремления ее избежать с помощью правил, традиций, законов, идеологии, религии (любая религия способствует терпимости к неопределенности) и пр.; 4) по степени ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перспективной выживаемости, обеспечиваемой сбережениями, накоплением богатств и пр.; 5) по уровню мужественности (МУ), выражающемуся в характере распределения под влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с жестким закреплением ролей - мужественная, со слабым - женственная. В мужественных культурах доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым. Приведем пример экспертных оценок национальных культур некоторых стран по степени проявления перечисленных параметров (в – высокая; с – средняя; н – низкая).
Модель организационной культуры Квинна-Рорбаха содержит три основных группы параметров: 1) интеграция - дифференциация; 2) направленность интересов (организационный фокус) – вовне или вовнутрь; 3) направленность на средства инструменты или результаты показатели. Модель организационной культуры Лэйн и Дистефано содержит следующие параметры: 1) отношение человека к природе; 2) ориентация во времени; 3) представления о природе человека (что собой представляют люди - хорошие они или плохие, можно ли изменить человека и пр., что обусловливает методы контроля, стили руководства и пр.); 4) отношения между людьми; 5) ориентация на деятельность; 6) ориентация в пространстве. Модель культуры Клукхольма-Стродбека образуют следующие параметры: 1) взаимоотношение субъекта (в данном случае - организации) с внешней средой (порабощен-ность, гармония, доминирование); 2) ориентация во времени (на прошлое, настоящее, будущее); 3) оценка природы человека (добро, зло, среднее); 4) ориентация жизнедеятельности (на активные действия, на пассивное существование, на контроль); 5) ответственность (персональная, коллективная, иерархическая); 6) рабочее пространство (открытое, закрытое, смешанное). Выделяют две важные особенности культуры: 1) многоуровневость. Поверхностный уровень образуют способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы; 2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных групп, 'существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности - предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |