КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №5. Неправительственные политические организации
Адаптация- повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Так происходит изменение чувствительности зрительных рецепторов при привыкании человека к яркому свету. Свойства ощущений. 1 Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — это изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя. Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим — медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (oтгреч. taktilos —- прикосновение) анализаторы. Медленнее адаптируется слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным — снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители. Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых ощущениях. К шуму и боли можно привыкнуть, т. е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестанешь. А вот кожа действительно перестает чувствовать давление одежды.
2Контраст- слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Контраст ощущений (от франц. contraste —резкая противоположность) — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Например, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном — белой.
3 Сенсибилизация Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: 1) взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ); 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом. Компенсаторная сенсибилизация — это повышение Чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых) при недостатке какого-либо вида чувствительности. Десенсибилизация — это явление, когда сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность других
Сенсибилизация- повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов. Например ощущение ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Сенсибилизация может быть как результат компенсации сенсорных дефектов (улучшении слуха у слепых людей).
4 Последовательные образы – выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекращено. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выключения телевизора человек еще продолжает видеть изображение, после выключения звука он еще несколько мнгновений звучит в сознании. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет- темнота, тяжесть- легкость. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.
5 Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное ощущение) — ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого). Синестезией называется возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Например, при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. У знаменитого композитора Николая Римского-Корсакова была синестезия, при которой он связывал клавиши фортепиано с разными цветами. Распространенной формой синестезии является возникновение цветовых ощущений при восприятии букв и цифр. При этом связь тех или иных цветов с буквами алфавита может различаться у разных людей. Несмотря на то что число людей с синестезией точно не установлено, некоторые исследования показывают, что такая связь между раздражителями может наблюдаться примерно у каждого двадцатого человека. Среди известных персон с синестезией можно выделить композитора и пианиста Дюка Элингтона, лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Файнмена (в большинстве отечественном литературы называемого Фейнманом), композитора Ференца Листа, писателя Владимира Набокова, художника Василия Кандинского, писателя Виктора Гюго.
5 Качество- это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений. Например, вкусовые ощущения информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже представляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля.
6 Интенсивность- является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
7 Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется Функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем Действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Устойчивость – длительность сохранения ощущений после воздействия раздражителя. 8 Локализация — пространственная характеристика ощущений, отражающая место действия раздражителя. Ощущения отличаются как по месту локализации, так и по тому, насколько легко определяется это место. В случае воздействиях внешних раздражителей локализация происходит без проблем, в случае же, к примеру, внутренних болей точное место локализации ощущения бывай крайне сложно определить.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |