Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение автотранспорта в обслуживании народного хозяйства





Основными преимуществами автомобильного транспорта являются его высокая маневренность; возможность осуществления перевозок по технологии «от двери до двери»; гибкая ценовая рыночная политика; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; возможность отправления грузов по предъявлению; упрощённое оформление документов; более гибкая система платежей за перевозки.

Считается, что на расстояние до 200 км автомобильным транспортом груз можно доставить в 12 раз быстрее, чем в железнодорожно-автомобильном сообщении и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном. На расстояние до 500 км доставка осуществляется быстрее в 7 и 3 раза соответственно. Не случайно то, что при разработке концепций транспортного узла и коридора оптимальное расстояние между транспортными узлами с веерной системой централизованного завоза и вывоза грузов из каждого узла было принято в 800км. В большинстве промышленно-развитых странах на долю автомобильного транспорта приходится 40-45% грузооборота и до 80% пассажирооборота. В обстановке глобализации автомобильные перевозчики в целях интеграции интересов объединяются в кооперативы и ассоциации не только на региональных, но и на международных уровнях,

Экспедиторские услуги, а их весьма часто предоставляют сами перевозчики при организации автомобильных доставок включают в себя операции получения и проверки заказов на доставку грузов; подготовку отправительской документации, необходимой для заключения договоров складирования и перевозок; приём грузов от отправителей; организацию доставки грузов со складов отправителей на железнодорожные станции (в порты) с оформлением требуемой приемо-сдаточной и перевозочной документации.

Автомобильный транспорт в международном сообщении играет особую роль. К нему тяготеют дорогостоящие грузы и товары с высокой степенью конечной обработки. В экспорте и импорте товары торговли с Великобританией, Скандинавией, странами Западной и Восточной Европы, Украины и Белоруссии, а также контейнерные и другие грузы, доставляемые морским транспортом из США, стран Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона в порты Германии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Швеции, Финляндии, грузы авиатранспорта транспортируются в Россию автомобильными перевозчиками.



Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными соглашениями. Наиболее значимым из них является Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (сокращенно КДПГ — CMR), которая была заключена в мае 1956 г. В настоящее время в ней участвуют практически все страны Европы, а также ряд стран Азии и Африки. СССР присоединился к Конвенции 1 августа 1983 г. Конвенция установила, что договор перевозки определяется накладной международной дорожной перевозки груза КДПГ/ЦМР (CMR Internationaler Frachtbrief), CMR – Convention relative au contrat de transport international de Merchandises par Route, форма которой была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта (МСАТ) - Internalional Road Transport Union (IRU), определившей ее обязательные и дополнительные реквизиты.

Размер возмещения не может превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования (согласно определению Международного валютного фонда) за килограмм недостающей массы брутто (около 12 долл.США).

Кроме того, подлежат возмещению провозные платежи, таможенные пошлины и сборы, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза.

Таким образом, при оформлении договора международной автомобильной перевозки груза экспедитор и автоперевозчик могут согласовывать требования по возмещению убытков, не относящихся к юрисдикции Конвенции, но связанных с ненадлежащим исполнением сторонами условий договора, например, за несвоевременную доставку груза, несвоевременную подачу транспортных средств под погрузку, несоблюдение сроков погрузки и выгрузки автотранспортных средств. Сроки предъявления и рассмотрения требований, вытекающих из споров, связанных с повреждением, порчей, утратами и нарушений по срокам доставки грузов Конвенцией регламентируются: «в момент принятия груза (получателем), когда утрата или повреждение являются очевидными, но не позднее 7 дней со дня принятия груза, в случае, когда они не являются очевидными». В случае просрочки в доставке, если заявитель докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать размер провозных платежей.



Срок исковой давности устанавливается в один год.

Накладная CMR покрывает также часть пути, когда груз следует на автотранспортном средстве, которое перевозится другими видами транспорта, но не снимается с автотранспортного средства.

Положениями Конвенции КДПГ руководствуются страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках. Соответственно международные грузовые автомобильные перевозки регулируются также и двусторонними соглашениями России со странами Восточной и Западной Европы, а также со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Китаем, Монголией.

Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз и вручается получателю, третий — передается перевозчику. Для таможенного оформления, производства платежей провозной платы, для учета и отчетности составляются дополнительные экземпляры.

Согласно условиям КДПГ/ЦМР, отправитель вправе распоряжаться грузом до момента, когда груз и второй экземпляр накладной были переданы получателю.

Как уже отмечалось, водитель автопоезда может выполнять по совместительству как роль экспедитора груза, так и агента перевозчика. Соответственно, в этой роли он официально принимает груз, сверяет записи в накладной с фактическим состоянием груза в момент его принятия. Поэтому считается, что груз, его упаковка, количество мест, масса и внешний вид груза были в надлежащем состоянии, что удостоверяется подписью водителя. При этом, если перевозчик не имеет возможности проверить правильность записей, характеризующих груз, содержащихся в боксах 7-11 накладной, водитель-«экспедитор» должен вписать в бокс 18 оговорку о том, что «груз принят без проверки количества мест (массы) и состояния».

Поскольку Устав автомобильного транспорта РСФСР и Устав железнодорожного транспорта РФ требуют оплаты перевозки до момента погрузки груза покупателю, требуется поручить экспедитору в пункте отправления произвести такой платёж, договориться об этом с экспедитором продавца.

(При международных перевозках автомобильным транспортом требуется оговорить в генеральном договоре с автоперевозчиком специальное условие о том, что вопреки требованиям Конвенции КДПГ/CMR о предоставлении отправителю груза права им распоряжаться, прекращать перевозку и изменять место доставки и выдачи груза, по условиям FCA отправитель-продавец такого права не имеет, о чём следует внести запись в накладную CMR и путевой лист водителя).

В заключение отметим, что Глобальной навигационной спутниковой системой Глонасс обеспечивается космическая, интеллектуальная транспортная система (ИТС) глобального позиционирования, которая позволяет получать информацию не только о местонахождении автомобиля, но и определённые параметры его дистанцирования на дороге или на местности. Уже функционируют транспортные системы, в которых средства связи, управление и контроль встроены как в транспортное средство, например, в кабину автомобиля, так и в объекты инфраструктуры, например, автодорогу, по которой данный автомобиль следует.

В 1998г. был принят в развитие принципов КДПГ/СМR в России Федеральный закон о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности посредника за их выполнение. Таким образом, получило законодательное подтверждение экспедиторского и агентского предпринимательства на автомобильном транспорте. В этой деятельности принимает активное участие «РосАвтодор» МТ РФ, который осуществляет управление дорогами, и хотя собственником дорог остаётся государство, оно передало «РосАвтодор» 20 тыс.км федеральных дорог (намечено передать ещё 6 тыс.км). Деятельность автомобильных перевозчиков координирует АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), которая является уполномоченной организацией по выдаче иностранных разрешений российским перевозчикам на осуществление автомобильных перевозок. Она объединяет более 2000 и обслуживает свыше 5 тыс. российских автопредприятий и предпринимателей. Только её членами осуществляются перевозки в 47 стран и обеспечивается более четверти отправок во внешнеторговом обороте. В автопредприятиях АСМАП задействовано 15 тыс. рабочих мест и 30 тыс. автопоездов.

В ЕС без спецразрешений допускается движение транспортных средств максимальной массы до 60т с нагрузкой на ось – 11,5т., согласно Международному сертификату взвешивания транспортного средства (МСВТС), выдаваемого в установленных пунктах весового контроля согласно Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границе. (В России, соответственно, 38т и 10т.). За спецразрешение, связанное с отступлением от этих норм, установлена плата в размере 180 евро за 1 транспортное средство).

 

Публикуемые автомобильные тарифы в международных и внутренних сообщениях имеют следующие особенности:

1.Они замыкаются в определённых районах и учитывают районные коэффициенты зарплат, типы дорог, качество обслуживания и др.

2.Содержат определённый алфавитный перечень грузов.

3. Учитывают род упаковки и использованной тары.

4.Учитывают зависимость расходов от степени использования грузоподъёмности (от 40 до 100%) и вместимости автомобиля.

Автотранспортному предприятию через тарифы должно быть обеспечено получение равного дохода за использование грузоподъёмности автомобиля как для полных машинных отправок, так и за перевозку мелких партий грузов. Соовтетственно, нередко при перевозках легковесного груза тарифная ставка определяется из расчёта отношения установленной ставки тарифа за полную грузоподъёмность автомобиля и степени её использования (1:0,25 и т.д.).

5.Действуют специальные тарифы для грузов, перевозимых на особых условиях в специализированном подвижном составе, которые учитывают необходимость компенсации повышенных издержек доставки.

 

Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта 2007г. определяет общие условия перевозок грузов, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, а также формулирует обязанности пассажиров и по-новому регулирует правоотношения клиентуры с автотранспортом во внутренних автоперевозках. Он содержит ссылку на Правила перевозок грузов и даёт определение терминов, содержащихся в Уставе (см. «Транспортные документы», стр.4-5).

Мы более детально рассмотрим содержание этого Устава, поскольку он во много определяет общую организацию транспортно-экспедиторского обслуживания и агентирования в нашей стране.

Необходимо отметить, что по договору перевозки грузоотправитель выступает от своего имени или от имени владельца груза, т.е. согласно Уставу грузоотправителем может быть экспедитор.

Заключение договора подтверждается выдачей накладной. Однако заключением договора может считаться также акцепт оферты в форме принятия перевозчиком к исполнению заказа и принятия заявки от грузоотправителя.

Накладная составляется грузоотправителем с приложением документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами.

Груз считается не предъявленным к перевозке, если он предъявлен с опозданием или его требуется доставить в иной пункт назначения, а также если он «иной, чем указано в договоре», не соответствует требованиям, содержащимся в Правилах перевозок.

Опоздание автомобиля, его непригодность для перевозки соответствующего груза даёт право грузоотправителю отказаться от исполнения договора и взыскать с перевозчика штраф «за не вывоз груза», более того, кроме взыскания штрафа грузоотправитель имеет право потребовать возмещения понесённых также убытков согласно действующему законодательству.

Грузоотправителю дано право «объявить» ценность груза.

Обязанностью отправителя и получателя груза является нанесение отметки как в путевом листе, так и в накладной о времени подачи автомобиля в пункты погрузки и выгрузки груза, несмотря на то, что получатель формально не является стороной договора (в CMR это условие отсутствует).

При отсутствии в договоре на этот счёт оговорки погрузка груза должна производиться отправителем, а выгрузка получателем груза.

В накладной указывается масса, а для штучных грузов также количество мест. Масса груза определяется при взаимном участии грузоотправителя и перевозчика (на терминалах – в присутствии отправителя и получателя). Если груз перевозится в автомобиле, опломбированном отправителем, то запись в накладную о массе груза и его количестве вносит отправитель. Опломбирование груза или автомобиля отправителем обязательно, когда груз доставляется в адрес одного получателя. Перевозчик доставляет груз в срок, указанный в договоре или в срок, предусмотренный в Правилах перевозок.

Груз считается утраченным, если он в городском и пригородном сообщении не был доставлен в течении 10 дней со дня приёма к перевозке и 30 дней в междугородном сообщении. Это придаёт договору автоперевозки значение договора «срочного». Груз доставляется по адресу, указанному отправителем в накладной. Грузополучатель «обязан» принять груз, но он имеет также право и не принимать его, если он повреждён или испорчен, так, что его невозможно использовать по прямому назначению. При этом на грузополучателя распространяется право на возмещение ущерба (заметим, что такого требования в CMR нет). Грузополучатель имеет также право не принять груз, а перевозчик вправе доставить груз по новому адресу, но если это невозможно, то будет обязан вернуть груз отправителю с возмещением им перевозчику понесённых расходов.

Груз сдаётся согласно значению его массы и числу мест в порядке, имевшем место при погрузке. Однако доставка под пломбой не требует проверки массы и количества груза. Масса не проверяется также при перевозке тарных и штучных грузов, если они были доставлены получателю без повреждения тары и упаковки.

Для ряда грузов проверка массы и состояния груза является обязательной (наименование таких грузов указано в ч.9, Ст.15 Правил перевозок).

Не считается недостачей в размерах, не превышающих значений естественной убыли, установленных нормативами для конкретных грузов.

Проверка массы, состояния, количества мест осуществляется при участии перевозчика и получателя. Они обязаны определить размер фактических повреждений и утрат. Они также имеют право воспользоваться экспертизой, которая осуществляется в присутствии перевозчика и получателя. Если одна сторона отказывается от экспертизы, то другая её осуществляет с уведомлением об этом другой стороны в письменной форме. Расходы по экспертизе оплачиваются её заказчиком.

В Гл.6 Устава говорится об ответственности сторон по договору перевозки и договору фрахтования. Пределы ответственности являются минимальными, т.е. стороны имеют право устанавливать и более высокие пределы. Устав исходит из презумпции вины перевозчика, т.е. он обязан доказывать грузополучателю то, что утрата, недостача, повреждение или порча груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, доказать связь между происшедшим событием и форс-мажором или виной иного лица.

В Ст.36 перечислены обстоятельства на этот счёт стихийного или уголовного характера.

Возмещается стоимость груза или её часть. Если стоимость была объявлена и отмечена в договоре, то ущерб возмещается соответственно её значению. Стоимость определяется исходя из цены, указанной в счёте продавца, т.е. по контрактной цене товара, плюс сумма провозной платы, если она не входит в стоимость груза.

За нарушение срока доставки перевозчик обязан за каждые сутки просрочки уплатить отправителю штраф в размере 9% от размера провозной платы, но не более суммы всей провозной платы. Отсчёт времени просрочки начинается исчисляться с 24ч. тех суток, когда согласно договору должен быть доставлен груз.

За не вывоз груза, за несвоевременное предоставление транспортного средства Уставом определён штраф в размере 20% установленной провозной платы, а за каждый час просрочки подачи – штраф в размере 1% от провозной платы в городском и в 5% от среднесуточной провозной платы для междугороднего сообщения. Сохраняется также право на возмещение понесённых убытков.

Аналогично этому предусмотрен штраф в 20% провозной платы за непредъявленный к перевозке груз с возможным понесением убытков. Такая же норма предусмотрена в отношении вреда перевозчику, если отправитель не указал о необходимости предосторожностей или допустил искажение сведений о негативных свойствах груза. Штраф за сверхнормативный простой, за задержку сверх сроков, предусмотренных в договоре, установлен в размере 1% от провозной платы за каждый час просрочки и 5% от среднесуточной платы для междугородного сообщения. При сверхнормативном простое специализированных средств размер штрафов удваивается.

Устав регламентирует вопросы, касающиеся Правил перевозок. В нём насчитывается 18 отсылок к Правилам перевозок (заполнение накладной, заявки, маркировка, объявление ценности, сроков, правила перевозок в контейнерах, правила, касающиеся массы грузов, их пломбирования, сроки доставки, переадресовка и др.).

Договор фрахтования аналогичен тайм-чартеру в судоходстве, но не на время, а на один или несколько рейсов, за пользование транспортным средством. За сохранность и срок доставки груза в период аренды «фрахтовщик», т.е. владелец автомобиля ответственности не несёт. Договор аренды может быть оформлен и в форме заказ-наряда.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.02 сек.