Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье




План

1. Сущность понятий: «Здоровье», третье состояние», «болезнь», «валеологія».

2. Сущность понятий: «здоровый образ жизни», «Здоровый образ жизни», «оздоровительные технологии», «духовность», «культура здоровья»

1. Сущность понятий: «здоровье», третье состояние», «болезнь», «валеологія».

Успешному усвоению содержания учебного материала спецкурса культура здоровья позволит знание, осознание и понимание основных понятий "здоровье", "третье состояние", "болезнь", "валеология", "здоровый способ жизни", "духовность", "культура здоровья", касающихся компетенции студентов по вопросам культуры здоровья человека. Возможность раскрыть сущностную характеристику вышеуказанных понятий позволит вам более углубленно, системно, методически верно разобраться в теоретических вопросах феномена культуры здоровья человека. эти знания позволят вам повысить уровень культуры вашего здоровья, что безусловно поможет вам общекультурный уровень и компетентность в будущей профессиональной деятельности.

Здоровье - это дар. Человек от природы имеет высоко усовершенствованный функциона­льный организм, оптимальную для жизнедеятельности форму тела, с универсальной защитой от различных внешних и внутренних, отрицательных воздействий - холода и жары, ран и ядов, стрессов и лишений, голода, болезней и т. п.

Здоровье следует рассматривать не в статике, как нечто приобретенное, могущее сохраняться длительное время, а в динамике изменений внешней и внутренней гармонии, в способности адаптироваться как к физической так и духовной среде. Это состояние, которое постоянно изменяется, и за ним необходимо следить и поддерживать в гармоничном равновесии (как необходимо систематически есть, чтобы чувствовать себя хорошо и не умирать от голо­да), вести себя в окружении с людьми комфортно не создавая стрессовых ситуаций для окружающей действительности.

Внешняя гармония с окружающим миром это комфортное состояние человека в окружающей его экологической и социальной среде.

Под внутренней гармонией организма человека понимается сбалансированная работа всех его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, гуморальной и других. Внутренняя гармония предполагает состояние духовной целостности личности и психологической уравновешенности.

Здоровье – это состояние внешнего и внутреннего равновесия человека с самим собой и окружающим миром на духовном, психическом и физическом уровнях, способность на высоком уровне выполнять биологические и социальные функции.

Духовным аспект здоровья это осознание себя как целостной личности, сформированность гуманистических ценностных ориентаций, понимание и осознание ценности и смысла жизни, сформированность оптимистического мироощущения.

Психологический аспект здоровья это адекватно возрасту развитие психических процессов, свойств.

Под физическим аспектом здоровья понимается оптимальное функционирование всех органов и систем организма человека.

По мнению Р.Гербера, Т.Тихоплава, В.Тихо­плав, В.Скумина, И.Неумывакина, Л.Неу­мы­ва­ки­ной, Л.По­повой, Г.Апанасенко, в человеке, как и в любой живой системе, присутствует троичность информации, энергии и вещества. Создает систему и управляет ею информация. Проявляется система через энергию, в том числе посредством физического тела. С физической точки зрения тело представляет вещественную (корпускулярную) часть человека, а биополе — информацион­но-энергетическую (волновую). Первое связано со вторым (и наоборот) и отражает его состояние

Как отмечают Л.Попова, Г.Апанасенко системный подход создал основу современного научного представления о феномене человека и позволил сформировать методологию науки об индивидуальном здоровье. По их мнению, триединая структура целостного человека, включающая сому, психику и высшие аспекты сознания (духовную сферу), базируется на следующих принципах:

1. Принцип иерархии (подчинение низшего высшему). Реализация этого принципа представлена алгоритмом “информация — энергия — вещество”. Самая главная информация о человеке — цели его жизни — заложена в высших аспектах сознания и часто не осознается самим человеком. Однако эта информация управляет его внутренним и внешними аспектами жизни, так как цель является системообразующим фактором. Осознание человеком целей своей жизни имеет первостепенное значение в стратегии управления здоровьем — это первый этап гармонизации психики. Дальнейшая работа человека заключается в переводе негативного восприятия жизни в позитивный контекст. Поскольку психика через подсознание связана с сомой, то при гармонизации психики оздоровляется и тело [160]. Принцип иерархии, заложенный в структуре человека, определяет стратегию и тактику формирования, сохранения и укрепления здоровья человека.

2. Принцип гармонии. Раскрывая суть принципа гармонии авторы отмечают, что “гармония — это соотношение, пропорция” [160, 15]. Гармония — это закон соответствия, выражающийся в “золотой пропорции”, правильном соотношении частей. Понятие гармонии связано с информацией, заложенной в системе. Дисгармония, “час­тич­ный хаос”, вызванный “ин­фор­ма­ционным сбоем”, то есть негативной, разрушающей инфор­мацией, — это болезнь. Соответственно, восстановление здоровья — это перевод системы в положительное информационное русло, то есть состояние гармонии. Чем больше конструктивной, положительной, ”негэнтропийной” информации, тем выше степень гармонии. Чем выше степень гармонии, тем энергоспособнее система, выше уровень ее здоровья. Оценка степени гармоничности человека, так же, как и его энергетических возможностей, положена в основу диагностики здоровья.

3. Принцип голографичности Л.Попова и Г.Апа­на­сен­ко понимают следующим образом: “Го­ло­грамма — это часть целого, в которой есть все свойства целого. В настоящее время наукой установлено, что сознание человека построено по голографическому принципу. В определенном смысле человек — это голограмма Вселенной. В его подсознании заложено огромное количество информации о мире, не связанной с опытом данной жизни. Раскрытие глубин подсознания является задачей будущего. Только тогда человек получит право называться Микрокосмосом (по отношению к Макрокосмосу)”.

По мнению Л.Поповой, Г.Апанасенко, этот же принцип голографии заложен в структуре тела в виде минисистем подобия организма (радужная оболочка глаза, ушная раковина, язык, ладони, стопы и т.д.). Состояние этих систем отражает состояние всего организма. Воздействие на них оказывает соответствующий общий гармонизирующе-энергетический эффект. Таким образом, знание и умелое использование принципа голографичности расширяет диагностические и конкретно оздоровительные возможности в системе управления здоровьем человека. С позиции системного подхода человек обладает следующими свойствами: способностью к самоорганизации (саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению), способностью к саморазвитию и способностью к самовоспроизводству.

Человек живет в пространстве и времени. Он находится в процессе постоянного обмена информацией, энергией и веществом с внешней средой. Оптимальность этого обмена, его количественно-качественных аспектов и временного режима, а также экологии окружающей среды, важны для сохранения здоровья человека. Как отмечают Л.Попова и Г.Апанасенко: “Глубокое понимание целостной структуры человека является основой здорового образа жизни, позволяющего сохранять здоровье на “безопасном” уровне и за счет этого реализовать себя в жизни”.

Концептуальные взгляды украинских ученых Л.Поповой, Г.Апанасенко на структурно-функ­цио­нальную организацию сущности здоровья человека позволяют на новой научной основе эффективно решать задачи валеологического воспитания.

Последний в иерархии уровень здоровья человека – физический. Физическое оздоровление предполагает нормализацию анаэробной функции организма за счет физических нагрузок или гипоксической тренировки, оказывающих универсальное адаптогенное влияние, а также очищение органов и систем, нормализацию деятельности пищеварительной системы, питания, сна.

Понимание здоровья как многоаспектной системы позволяет правильно осознавать значение здоровья в жизни современного человека и общества. Каждый человек стремится прожить долгую, плодотворную жизнь. Это возможно лишь при условии высокого уровня культуры здоровья личности и других членов общества. Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были здоровыми, ибо тогда они смогут прине­сти максимально большую пользу в его развитии.

Третье состояние. Третье состояние или предболезнь - мы редко слышим это понятие, да и его зна­чение не очень то понимаем.

Каждый человек представляет собой единство двух противоположностей здоровья и болезни. Здоро­вье и болезнь - это явления живой природы, имеющие сходства и разли­чия. Абсолютно здоровых людей очень мало, большинство находится в третьем состоянии, промежутке между здоровьем и болезнью.

Третье состояние – это состояние человека, который находится между здоровьем и болезнью.

Вся сумма факторов отрицательного воздействия физической, химичес­кой, биологической, психической природы, свойственных совре­менным условиям жизни, приводит не только к развитию конкретных заболеваний, но и появлению ряда общих симпто­мов (неврастения, потеря аппети­та, раздражительность, головные боли, сухость кожи и др.), свойс­твенных третьему состоянию.

К людям, находящимся в тре­тьем состоянии, относятся те, на которых постоянно воздействуют вредные химические вещества. Они нахо­дятся в химических пище­вых добавках, синтетических ле­карствах, в автомобильных выхлопных газах и т.д., что неблагоп­риятно сказывается на состоянии здоровья.

Люди курящие, употребляющие наркотики, алкоголь, в основном, находятся в третьем состоянии потому, что алкоголь, наркотики и никотин отнимает у них большую часть здо­ровья.

Особое физиологическое сос­тояние наблюдается у школьников в период по­лового созревания, у женщин в предродовой и после родовой периоды, в старости, которое сопряжено с ограничением жизнедеятельности человека. Эта категория людей также относится к группе риска и они находятся в третьем состоянии.

Больше всего людей третьего состояния набирается в результате неумения и нежелания вести здоровый образ жизни.

Действия различных неблагоприятных факторов проявляются ско­рее в изменении общего состояния, самочувствия и работоспособности, чем в заболеваемости, что яв­ляется проявлением третьего состояния.

Более половины людей находятся в третьем состоянии. Оно отличается как от здоровья, так и от болезни. В третьем состоянии истоки всех болезней.

Если болезнь продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сох­раняется годы, десятилетия и даже всю жизнь. В третьем состоянии человек располагает примерно то­лько половиной психофизических возможностей, заложенных в него природой, а значит, человек не сможет многого добиться в жизни.

Одна из задач, стоящая перед Вами при изучении данного курса - научиться распознавать это состояние, и устранять его доведя свое состояние здоровья до высокого уровня. В этом помогут конкретные знания, обширные умения и навыки различных оздоровительных техно­логий, которые Вы определите при разработке индивидуальной оздоро­вительной системы.

Болезнь. Мы часто слышим слово "болезнь". В «Большой медицинской энциклопедии» болезнь - это "нарушение жизнедеятельности организма под влиянием чрезвычайных раздра­жителей внешней и внутренней среды, характеризующаяся понижением приспособляемости при одновремен­ной мобилизации защитных сил организма".

Болезнь возникла с появлением жизни на Земле, болеет все живое на Земле. Болезнь человека вызывается влиянием на него вредных природ­ных и социальных факторов.

Одной из причин болезни че­ловека является недостаточная адаптация, приспособленность организма че­ловека к условиям окружающей сре­ды. Комплекс условий жизни чело­века очень сложен. Он включает условия учебы, труда и быта, кли­матогеографические особенности проживания человека, обычаи и привычки, физиологические особенности организма, пола, возраста и индивидуальные особенности человека. Следующей причиной болезней человека является наследственность.

Болезнь может передаваться из поколения в поколение, при этом большое значение принадлежит ге­нетическим процессам.

Можно выде­лить еще одну причину - это роль внутреннего равновесия, действующего в человеческом организме. Они связаны с младен­чеством, дальнейшим развитием и старением организма.

Одним из симптомов болезни является боль. Боль мы можем рассматривать как сигнал опасности для организма и как защитное приспособление, вызывающее специальные защи­тные рефлексы и реакции.

Помочь организму в борьбе с болезнью может врач, его всесторо­нняя квалифицированная помощь и сам больной. В период выздоровле­ния человека огромную роль в бо­рьбе с болезнью играет настроен­ность больного на выздоровление.

Уместно напомнить слова древнего сирийского врача А. Фараджа, обращенные к больному: "Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее".

Валеология. Валеология - (лат. valeo - здравствовать, быть здо­ровым, греч. logos - учение, наука)наука о формировании, сохране­нии и укреплении здоровья человека во всех его ас­пектах: духовном, психическом и физическом.

Наука валеология возникла и развивается на стыке таких наук, как медицина, физиология, психология, педагогика, социология и др.

Предметом исследования валео­логии является здоровье, здоровый челове­к и человек, находящийся в третьем состоянии.

Предметом исследования медицины является болезнь, больной человек и человек находящийся в третьем состоянии.

ЗДОРОВЬЕ ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЕЗНЬ
ВАЛЕОЛОГИЯ 1. Здоровье, 2. Здоровый человек 3.Человек находящийся в третьем состоянии ВАЛЕОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА МЕДИЦИНА Болезнь Больной человек 3.Человек находящийся в третьем состоянии

Как видим, человеком, находящимся в третьем состоянии занимается как валеология так и медицина.

Однако недостаточно конста­тировать третье состояние, необ­ходимо изменить его в сторону по­вышения здоровья, чем и занимает­ся валеология.

Таким образом, валеология сосредоточивает свои усилия не на устранение болезней (этим зани­мается в основном медицина), а на их предотвращение, обеспечивая все возможные условия, чтобы предуп­редить их возникновение.

Она имеет прикладной по преи­муществу характер, давая практи­ческие рекомендации человеку по поддержанию здоровья на всех уро­внях: духовном, психическом, фи­зическом и как результирующем социальном. Основным предназначением валеологии являе­тся воспитание здорового, полно­ценного субъекта жизни.

2. Сущность понятий: «здоровый образ жизни», «Здоровый образ жизни», «оздоровительные технологии», «духовность», «культура здоровья»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.