Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и методы воспитания




Психологические механизмы формирования личности

 
 

 

 


Под средствами воспитания понимаются способы организован­ного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитан­ников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимае­мые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место отводится комплексным средствам, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, например, психотерапия, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, по­ступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литерату­ре. Воспитательное воздействие на человека как личность может ока­зывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Следует помнить, что особенно вредны для воспитания случаи, когда поведение воспитателя противоречит его словам. Если школьник наблюдает это неодно­кратно, да еще у разных людей, то у него будет воспитываться лицемерие.

Пример: В школе состоялась крайне неудачная лекция для учащихся V— VII классов, которую читал приглашенный лектор. Но директор из соображе­ний ложной вежливости и тактичности в присутствии всех учеников поблаго­дарил докладчика, отметив большой успех лекции, пригласил его побывать еще. Проводив лектора, он вернулся в зал и резко критически отозвался о только что прочитанной лекции.

При допущении промахов учителей в их поведении, то самое лучшее—в подходящей и тактичной форме (обязательное условие) признать свою неправоту.

Средства воспитания рассматривают по характеру воздействия (прямые и косвенные), по включенности сознания воспитателя и воспитуемого (на осознанные и неосознанные), по характеру воздействия на объект воспитания (эмоциональные, когнитивные и поведенческие).

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые включают в ce6я непосредственно личностное воздействие одного человека на друго­го, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенные со­держат воздействия, реализуемые, с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитыва­емого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздей­ствия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влия­ний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его сто­роны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспи­тывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направ­лены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть и комплексными, включаю­щими разные стороны личности воспитуемого.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данных воспи­тательных воздействий существенно возрастает.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологическиx влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого от­крытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире лич­ности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить ак­цент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, доби­ваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

 

Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.

Особенностью и достоинством, например, прямо­го, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные на эффективном механизме викарного научения. В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемон­стрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.

Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педаго­гике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным, его можно сохранять и неоднократно воспроизводить. Но такое воспитание обычно лишено живой эмоцио­нальной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспи­тательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воз­действия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравст­венный смысл сказанного или прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и контролируемыми результатами. Его недостаток тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: огра­ниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, от­части и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитатель­ное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоин­ства и недостатки практически трудно оценить по причине недоста­точной контролируемости сознанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.