Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция второго демографического перехода




Практически сейчас наиболее распространенной теорией, объясняющей по-

следовательность развития демографических процессов и их долгосрочные

тенденции, является теория демографического перехода.

С позиций классической теории демографического перехода можно, как

уже отмечалось, выделить первый качественный скачок в развитии населе-

ния. Это был переход к контролируемой (точнее регулируемой) рождаемости

и в меньшей мере к регулируемой заболеваемости. Отсюда можно сделать

вывод, что в основу периодизации демографического развития может быть

положен уровень воздействия (или возможностей регулирования) демогра-

фических явлений во времени как по их числу, так и по качеству.

На первом этапе (так называемый традиционный, или примитивный

тип) степень ограничивающего влияния общества на рождаемость была

очень мала, а на смертность (точнее летальность болезней) не очень высо-

ка. Напомним еще раз, что все эти явления просматриваются лишь как тен-

денции, а специфика социально-экономического развития могла ускорять

или замедлять эти процессы.

Ранее уже указывалось, что в Римской империи у свободного населения

было широко распространено ограничение рождаемости и применялся ряд

мер по борьбе со смертностью. На втором этапе (сроки его зависят от исто-

рических условий) общество (вначале бессознательно, потом обдуманно)

начинает ограничивать (регулировать) рождаемость, однако степень управ-

ляемости этим процессом весьма относительна, тем более что меры по сти-

мулированию рождаемости обычно приносили лишь эпизодические успехи.

На этом же этапе общество начинает сравнительно эффективно влиять

на заболеваемость, летальность и смертность, прежде всего через снижение

летальности в зависимости от возраста и ликвидацию ряда экзогенных,

в первую очередь остро инфекционных, заболеваний.

 

61. Концепция «третьего демографического перехода».

Третий этап, к которому общество только приближается — это пол-

ное регулирование процессов рождаемости и смертности, т.е. когда

все случаи рождений являются запланированными как по числу, так и

по срокам появления и качеству детей. Это теоретически возможно в усло-

виях идущих биологической и генетической революций, но все случаи та-

ких рождений связаны с большим числом не только технических измене-

ний, но прежде всего изменений морально-этического и социального плана.

Отметим также, что особенностью демографического перехода является

его неотвратимость. Могут быть эпизодическими и подъемы рождений, но

возврата к высокой неограничиваемой рождаемости быть не может

(по крайней мере, в обозримом будущем). В этих условиях общество, исхо-

дя из своих долгосрочных целей, может сформулировать оптимальный тип

воспроизводства населения, который по своим характеристикам будет бли-

зок к простому.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.