Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Древней Индии

 

Индия – страна с ярко выраженными чертами многообразия культуры. Новейшие достижения науки и техники уживаются здесь с древними философскими и мистическими представлениями. Крупные города и атомные электростанции соседствуют с маленькими деревушками и племенными сообществами с их тысячелетним укладом.

Сам индийский народ отражает многообразие своей страны. Этнический состав современной Индии чрезвычайно разнообразен, что объясняется историческими факторами – нашествиями и завоеваниями. Это послужило основой лингвистического многообразия Индии. Сегодня насчитывается 14 основных и 250 региональных диалектов, принадлежащих, в основном, двум семьям – индоевропейской на севере и дравидской – на юге.

Многообразие индийской культуры проявляется так же в ее религиозной жизни:

- индуизм со всеми его сектами и течениями является основной религией;

- ислам, христианство, сикхизм, джайнизм, буддизм, зароастризм, а также различные племенные культы.

Чтобы понять весь комплекс многообразной культуры современной Индии, необходимо проследить исторические этапы становления основ индийской цивилизации.

Под Древней Индией подразумевают территорию современных государств Индии, Пакистана и Бангладеш.

Хараппская или протоиндийская цивилизация.

Основы этой древнейшей цивилизации закладывались в долине реки Инд примерно 5 тысяч лет назад. Расцвет этой культуры пришелся на 2600-2500 г.г. до Р.Х. А древнейшие из известных нам памятников этой культуры – это города Хараппа (на территории современного Пакистана) и Махенджо-Даро (на западе штата Пенджаб).

Протоиндийская цивилизация была современницей египетской и месопотамской цивилизаций. Археологами было найдено множество свидетельств о торговых контактах между ними. Расцвет цивилизации продолжался 800 лет до 1800 года до Р.Х.

Это была цивилизация городов, в которых был богатый класс торговцев, игравших, очевидно, большую роль в жизни общества.

Города были построены по тщательно разработанному плану. Город делился, обычно, на несколько секторов, включая «цитадель» и нижний город. Широкий бульвар (9 метров) проходил через весь город с севера на юг. Примерно через каждые 180 метров под прямым углом его пересекали улицы, идущие с запада на восток. Дома были 2-х, 3-х, этажные. Первые этажи без окон, так же как и многие современные дома на Ближнем Востоке – защита от воров, шума, запахов. Многие дома имели колодцы, так же вдоль главных улиц и на перекрестках располагались общественные колодцы.

Водоснабжение и очистительные сооружения были на очень высоком уровне и не имеют аналогов в обществах доклассической древности.

Когда европейцы жили еще в деревнях, а Стоунхендж только строился, хараппцы уже имели одну из самых совершенных систем городского водоснабжения и канализации. Купальни были практически в каждом доме, а иногда там были и туалеты. Грязная вода стекала по разветвленной системе сточных каналов. В Махенджо-Даро было 600 колодцев.

А открытая в 1925 году Большая купальня является техническим чудом, уникальным для всей индийской культуры. Этот комплекс включал в себы длинные коридоры, множество комнат, а также бассейн длинной 12 метров, шириной – 7 метров, глубиной 2,4 метра.

В Хараппской цивилизации были развиты ремесла (керамика, ювелирные украшения и т.д.), сельское хозяйство и скотоводство.

Была своя пиктографическая письменность, которая до сих пор не расшифрована. Найдено множество печатей.

Гибель Хараппы долгое время была непонятной и казалась внезапной. Эта цивилизация исчезла к первой половине 2 тысячелетия до Р.Х.

Спустя примерно тысячелетие в долине реки Ганг возникает мощная, совершенно непохожая на свою предшественницу новая культура – с новым языком, новой религией, литературой, эффективным земледелием и металлургией.

Причины упадка.

1. Концепция Уиллера.

Завоеватели. Пришедшие из Центральной Азии через Иран индоарии. Эта версия была широко распространена до середины ХХ века, так как в «Ригведе» описываются атаки на окруженные стенами города.

2. землетрясения. Изменилось русло реки Инд, высохла параллельная река Сарасвати, которая была еще более полноводной. Погибла не цивилизация, а города. Одни – затоплены, другие – остались без воды и путей водного сообщения. Хараппа и Махенджо-Даро были построены на платформах для защиты от потопов, они избежали физических повреждений. Сюда и устремились обитатели других мест. Возросла плотность населения. Страдает земледелие, уровень жизни падает, теснота жилищ не следствие примитивизации, а перенаселения.

 

Индоарийская культура.

 

Во 2 тысячелетии до Р.Х. Иранское нагорье и Северо-Запад Индии начинают заселять племена индо-ариев.

Есть несколько версий о первоначальном расселении индо-ариев. Существует три точки зрения.

1. первоначальным местом обитания является Малая Азия и соседние территории. Отсюда племена расселялись в различные районы Азии и Европы. На прежнем месте остались лишь народы анатолийской группы (хетты, ливийцы и др.). Эту гипотезу разрабатывали советские языковеды Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов.

2. Индоевропейцы заселяли большую степную территорию Заволжья и Северного Казахстана и вторглись в Европу в 5-4 тыс. до Р.Х., где встретились с местными неиндоевропейскими народами. Эта гипотеза была выдвинута американским археологом М. Гимбутасом. В последнее время она получила большое распространение.

3. Но, наиболее вероятна гипотеза, что индоевропейцы расселялись в районах Центральной и частично Восточной Европы (особенно в бассейне Дуная). Эта гипотеза имеет солидные лингвистические и археологические доказательства.

Индо-арии, пришедшие на Север Индии были кочевниками, они уже приручили лошадей, занимались скотоводством, изобрели колесо со спицами и колесницы. Были язычниками, поклонялись различным природным явлениям, приносили жертвы.

Слово «арий», «arya» по интерпретации немецкого индолога П. Тиме: произошло от слов «ari», «ar’i» - иноземец, пришелец.

Арий позже стал означать «гостеприимный», «человек благородного происхождения».

Индо-арии принесли в Индию язык, ставший связующим звеном между культурой древней Индии и общеиндоевропейской культурой.

Именно древние индо-арии были творцами и хранителями священных текстов, с которых начинается литературная, религиозная, философская и научная традиции Древней Индии.

Для изучения ранней истории Индии основными источниками как раз и являются древнейшие памятники литературного творчества Индии – ВЕДЫ. ВЕДЫ – священные тексты, а так же материалы эпических поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

В современной Индии традиционно считают знание вед – источником мудрости индийцев.

Язык, на котором были написаны древние тексты – САНСКРИТ – священный язык индусов. Сейчас мертвый язык, но брахманы его знают.

Сэр Вильям Джонс выучил санскрит и в 1786 году сделал научный доклад в Азиатсом обществе. Он заявил, что санскрит, греческий и латинский имеют много сходного в словах и грамматических формах. Он сделал вывод, что у них есть общий исчезнувший источник. Позже он добавил, что немецкий и кельтский тоже произошли от него. Он открыл то, что позже назовут индоевропейской семьей языков. Например береза на санскрите, немецком (birke), старославянском, латышском и английском (birch) звучит примерно одинаково.

Ведийская литература делится на САМХИТЫ – сборники гимнов, заклинании и молитв, БРАХМАНЫ – прозаические трактаты, толкующие ритуалы и подробно объясняющие систему жертвоприношений, УПАНИШАДЫ – религиозно-философские трактаты.

Самхиты состоят из 4 книг: Ригведы (гимны), Самаведы (песнопения), Яджурведы (жертвенные формулы и толкования), Атхарваведы (магические формулы). Вторая и третья в большей части повторяют первую. «Ригведа! наиболее важный источник информации о той эпохе. Она состоит из 10 книг – 1028 гимнов. В ее текстах много исторического материала о политической организации и социальных отношениях индо-ариев, о хозяйственной деятельности, обычаях, нравах.

Атхарваведа сложилась намного позже в 7-6 в.в. до Р.Х. Там изложены магические заклинания против новых демонов и болезней, встречаемых индо-ариями на пути через полуостров.

Упанишады тоже более молодые тексты, они складывались между 9-5 в.в. до Р.Х. вплоть до мусульманских завоеваний Индии в тысячном году.

Слово «Упанишады» означает акт сидения рядом с учителем и почтительного слушания. В Упанишадах впервые встречаются и разрабатываются идеи, которые легли в основу мировоззрения и философии индуизма и всей индийской культуры – учение о карме – цепи перерождения и законе воздаяния.

Тексты вед были прозаические и поэтические. Стихи следовало произносить вслух или петь, а прозу читать шепотом, невнятно, про себя.

Веды позволялось читать только брахманам, которые обязались хранить их в тайне. Брахман, который читал или давал читать веды представителям другого социального слоя, исключался их брахманов и становился отверженным – парием. Есть версия, что цыгане являются потомками таких париев. Хотя исторически установлено, что цыгане – кочевой народ, были изгнаны из Северной Индии около 11 века до Р.Х. с введением системы Варн. Мигрировали сотни лет через Ближний Восток и Северную Африку, распространились в Европе, Азии, а в к. 19 века и в Америку добрались. Делятся на несколько этнических групп, по месту проживания. Но, 6 млн. цыган во всем мире говорят на цыганском языке, родственном многим диалектам Северной Индии, сформировавшимся на основе санскрита. Нет своей письменности. Большая гибкость в вопросах веры, принимают ту веру, где живут. В мусульманских странах- ислам, в христианских – христианство. В ХХ веке 400 тысяч цыган были уничтожены нацистами. Браки эндогамны. Интересен тот факт, что у цыган присутствует чувство превосходства над другими, опирающееся на мифы об их особом происхождении.

Самый известный из этих мифов объясняет, почему у них смуглая кожа.

Бог создал человека, обжигая глиняные фигурки. Одна из них, вынутая из огня слишком рано, осталась бледной и стала родоначальником белой расы. Другая, обжигавшаяся слишком долго, стала черной. От нее пошла черная раса. Третья же, которую вынули из огня в нужный момент, была коричневой, без недостатков, она то и положила начало цыганскому народу.

Цыгане из разных уголков мира встречаются на юге Франции, в Сент-Мари-де-ля-мер, совершая поломничество. Учавствуют в празднике в честь Сары Египетской (Сары Кали или Сары Черной) их покровительницы.

Из вед мы узнаем о социальной структуре древнеиндийского общества.

 

ВАРНЫ.

 

В Индии результатом выделения знати и жречества стало формирование замкнутых сословий – Варн.

«ВАРНА» - «вид», «цвет», «разряд людей».

В ранневедический период в обществе существовало тройственное деление:

1. брахманы (священнослужители).

2. раджанья (знать).

3. виш (простой народ).

Это деление определялось родом занятия и положением в обществе и не имело ничего общего с той системой каст, которая существует сейчас. Народ был единым целым. Позже стали расти различия в обществе и появилась доктрина о 4 варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

В Ригведе рассказывается миф о происхождении Варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши (Брахма).

Брахманы – из уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер, шудры – из ступней.

 

Варна брахманов (знающий священное учение) занимала верховное положение. Сюда входили представители царских и жреческих родов. По мифу созданы из самой чистой части Брахмы, боги общаются с людьми устами брахманов. Судьба людей зависит от воли богов, а узнать их волю могут только брахманы. Они приписывали себе божественное происхождение, были освобождены от повинностей, распряжались своей собственностью. Убийство брахмана – самый большой грех. Их цвет – белый.

 

Кшатрии (наделенный могуществом), в эту Варну входила вся военная знать. Она располагала реальной властью в Индии, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеются свидетельства о соперничестве между кшатриями и брахманами. Их цвет – красный.

 

Вайшьи (наделенные имуществом) – основная масса общинников. Состояла из земледельцев и скотоводов, торговцев, ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей, а так же отводилась незначительная роль в государственном управлении. Например, коронация царей происходила при их непременном участии. Их цвет – желтый.

 

Шудры – эта Варна оформилась позже всех. Шудры занимались физическим трудом. Их положение было близко к рабскому. На них было наложено множество ограничений в правах. Не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и жертвоприношениях богам. Тем не менее совершать домашнее жертвоприношение и обряд поминовения предков шудрам разрешалось. Позже они были допущены и к коронации новых царей. Их цвет – черный.

 

Как правило принадлежность к Варне определялось рождением. Переход из одной Варны в другую, как и смешанные браки запрещался.

Привилегированность трех высших Варн индийского общества в отношении к шудрам подчеркивалась специальным обрядом посвящения.

Суть обряда заключалась как бы в формальном приеме в полноправные члены общины уже возмужавшего соплеменника. Считалось, что при обряде происходит второе рождение. Членов 1,2, 3 варн называли дваждырожденными. Обряд проводился в детском возрасте, для детей брахманов – в 8 лет, кшатриев – 11, вайшьев – 12.

Жизнь дваждырожденных должна была делиться на 4 периода:

1. период обучения. Ученики жили в доме учителя – гуру и находились в положении слуги, работали на наставника, выполняли все его приказы. Работа – плата за обучение;

2. период сознательной семейной жизни. Мог обзавести семьей и был обязан ее содержать и отправлять культ богов и предков;

3. период лесного отшельника. Период философского познания и самопознания;

4. период бродячего аскета. Подготовка к будущей жизни.

 

 

Формирование кастового строя. (1-5 в.в)

Касты – замкнутые группы населения, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни. Принадлежность к ним определяется происхождением и наследственностью.

Джати – род, племя, происхождение.

Каста – португальское слово.

Для каст характерна отчужденность их друг от друга, члены различных каст не могут вступать в браки, у каждой касты своя исключительная, неизменная профессия. Касты, в отличии от Варн имели внутреннюю администрацию, члены касты связаны обязательством взаимопомощи, совместным исполнением религиозного культа, регламентацией производственного процесса, определенными правилами общения с членами других каст и т.п.

Касты оформились внутри Варн вайшьев и шудр. Брахманы до сих пор считаются единой кастой. Из Варны вайшьев выделились, например, касты земледельцев, скотоводов, богатых ремесленников и т.д.

Из шудр – касты кузнецов, ткачей, гончаров.

Каст тысячи, они по профессиям.

Те, кто не относился к Варнам (рыболовы, охотники, люди, занимающиеся лесным промыслом и др.) приходя в город оказывались вне каст и считались отверженными, становились неквалифицированными, низкооплачиваемыми рабочими, получали места, которые другими презирались (поденщики, метельщики улиц, уборщики нечистот, работники кладбищ и т.п.). Вне каст оказались и бывшие рабы. Эти группы составили потом многочисленные касты «неприкасаемых» с которыми членам «чистых» каст запрещалось всякое общение.

 

Древнеиндийский эпос

В Ведийский период истории Древней Индии происходит становление эпического творчества. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» относятся к письменным памятникам и являются одним из важнейших и существенных источников по истории и культуре Древней Индии первой половины первого тысячелетия до Р.Х. Поэмы складывались и редактировались на протяжении нескольких столетий.

Самой большой по размеру является «Махабхарата», она в 8 раз превышает вместе взятые «Одиссею» и «Илиаду» Гомера. Ее называют энциклопедией древнеиндийской жизни. В Махабхарате описывается междуусобная война 14 в. До Р.Х. «Великая война потомков Бхараты». Описывается борьба за власть внутри царского рода КУРУ, который управлял Хастинапуром.

Род Куру был одним из самых могущественных на Севере Индии, происходил от Бхараты, царя из лунной династии. В этом роду было два брата Дхритараштра старший и панду – младший. У каждого были семья и дети. Сыновья Панду назывались Пандавами (потомки Панду), а сыновья Дхритараштры – Кауравами, так как он был старший в роде, и родовая фамилия переходила на него. Правителем был Панда, так как его старший брат был слеп и не мог занимать престол. Панда умирает, оставив малолетних наследников. Этим пользуются сыновья Дхритаращтры, которые хотели погубить Пандавов и установить свою власть. Но, они не смогли этого сделать и вынуждены были отдать часть царства Пандавам. Но, продолжают строить козни. Кауравы вызвали Пандавов на поединок – игру в кости. От таких поединков не принято было отказываться. У кшатриев для выяснения отношений существовали такие своеобразные дуэли, где они мерялись силами, способностями, определяли свое положение. Через несколько раундов Пандавы проиграли все свое богатство, и вынуждены были уйти в изгнание на 13 лет. Через 13 лет они возвращаются и требуют свою часть царства. Кауравы им отказывают, это приводит к междоусобной войне, судьба которой решена знаменитой 18-дневной битвой на равнине Курукшетры. Почти все кауравы были убиты. А старший из пандавов становится царем Хастинапура.

В Махабхарату включен религиозно-философский трактат Гита, или Бхагавадгита (Песня бога), представляющий собой поучение Кришны Арджуне – младшему из пандавов перед битвой. Он не хотел убивать родственников, потому что в Древней Индии это считалось большим грехом. А Кришна убеждает его, что это и не грех вовсе, а долг кшатрия. Кшатрий должен сражаться и убивать врага, а родных он и не убивает вовсе, так как души все-равно бессмертны.

 

РАМАЯНА (Сказание о Раме).

По размерам и историческим данным уступает Махабхарате, но отличается большей стройностью композиции.

История жизни Рамы – сына правителя Айдохье Дашаратхи, который имел четырех сыновей от трех жен. В старости хочет назначить приемником старшего сына Раму, который по уму, силе, благородству превосходит своих братьев. Но, мачеха Кайкейи хочет посадить на трон своего сына Бхарату……………

Рама с женой Ситой и сводным братом Лакшманом отправляется в изгнание на 14 лет. Дашаратха умирает с именем Рамы на устах…. Приключения… Царь демонов (ракшасов) Равана и владыка Ланки (Цейлона) похитил ситу. Война между Рамой и Раваной, Раме помогает царь обезьян Хануман. Освобождают Ситу, 14 лет прошло, возвращаются в Айдохью. Ситу заподозрили, изгнали, она рожает близнецов, живет у мудреца в лесу, ее оправдывают, хэпи энд. Посмотреть самостоятельно про Рамаяну, ее значение в современной Индии.

Рамаяна очень любима в современной Индии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема аутентификации данных и электронная цифровая подпись | Старый и новый институционализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.