Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие — не субъективное образование, а абсолютное тождество субъекта и объекта

Всякое развитие протекает по следующей схеме:

· утверждение (тезис);

· отрицание этого утверждения (антитезис);

· отрицание отрицания (синтез).

 

Каждое понятие, а следовательно, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни проходит этот тройственный цикл развития до высшего единства.

Гениальное достижение Гегеля — представление о том, что источник всякого развития — саморазвитие.

Саморазвитие понятий, следовательно, диалектика понятий определяет собой диалектику вещей.

Гегель резко выступает против метафизического взгляда на мир: в мире нет ничего застывшего, неизменного; отрицание первотолчка.

Философия духа — это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная.

 

Философия духа имеет своим предметом учение о человеческом сознании, а также о различных видах человеческой деятельности.

Она подразделяется на три части:

ü субъективный дух,

ü объективный дух,

ü абсолютный дух.

 

Учение о субъективном духе — это характеристика индивидуального сознания, которое выступает в тесной связи с духовным развитием человечества.

 

В учении об объективном духе Гегель излагает свои воззрения на общественную жизнь человека, рассматривая такие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу.

 

Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий.

Новизна гегелевской мысли заключалась в:

  • представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;
  • усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
  • последовательномпроведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

 

Заслуга Гегеля состоит в историческом возрождении диалектики как метода мышления и познания.

Этот метод позволил представить развитие человеческой мысли как закономерный процесс и увидеть в развитии идей развитие вещей.

3. Немецкий материализм и диалектика: Л.Фейербах и К.Маркс.

Л. Фейербах (1804—1872) был непосредственным учеником Гегеля, затем стал его критиком, перешел на атеистические и материалистические позиции.

По мнению Фейербаха, если проанализировать христианское понимание Бога, то оказывается, что характеристики, которыми наделяется Бог, в действительности являются характеристиками человеческого рода.

Духовная сущность человека отчуждается, обособляется от человека.

Фейербах призывает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм.

Философия будущего преодолеет свою нынешнюю роль спекулятивной философии и станет истинной антропологией, всесторонним учением о человеке, о его теоретическом и практическом отношении к миру.

Воззрения Фейербаха позже были названы философско-антропологическим материализмом и своего рода атеизмом.

 

По отношению к философской концепции Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) необходимо восстановить историческую справедливость.

Это связано в первую очередь с тем, что фундаментом советской идеологии, плоды которой испытали на себе несколько поколений людей, была марксистско-ленинская философия.

Но, во-первых, надо иметь в виду, что концепция, со­зданная Марксом, и официальный марксизмне тож­дественны друг другу.

А во-вторых, необходимо различать идеи и их воплощение. Идеями нужно уметь пользоваться.

Они способны оборачиваться собственной противо­положностью в руках тех, кто не готов к их восприятию ни нравственно, ни культурно.

Сегодня требуется объективный анализ марксистской философии как исторически закономерного этапа развития человеческой мысли, как ответа на определенные запросы общественной практики.

В своей концепции исторического процесса Маркс органично связал философию с политической экономией.

Развитый промышленный капитализм в середине XIX в. потребовал создания научной теории управления обще­ством.

Маркс и Энгельс на основе философского метода Гегеля, изучения колоссального статистического материала создали такую теорию — политическую экономию.

Главная же ошибка Маркса заключается в недооценке им способности капиталистического общества к самоизменению.

Кроме того, Маркс-философ пришел в противоречие с Марксом-идеологом.

Одна из главных идей Маркса заключалась в том, что философия должна иметь своей целью изменение мира.

Но он предлагал изменить мир насильственными методами (социалистическая революция, диктатура пролетариата).

Такое представление о необходимости революционного взрыва при переходе от одного общественного строя к другому тоже не случайно.

Во-первых, не вполне преодоленные недостатки философской школы, из которой вышли Маркс и Энгельс (гегелевский универсализм, однолинейность и телеологизм теле – действующий на дальнее расстояние), привели их на такие позиции.

Во-вторых, не могло не сказаться и общее для того времени состояние теоретической мысли: невыработаиность вариативных, вероятностных подходов к изучению как природы, так и общества.

Энгельс уже после смерти Маркса, вдумываясь в уроки истории XIX в., делал важные выводы: будущую победу пролетариата он связывал не столько с вооруженным восстанием, сколько с мирными, втом числе и парламентскими, формами борьбы.

Центральное место в философии марксизма занимает исторический материализмматериалистическое понимание истории, суть которого заключается в следующих идеях:

· идея закономерности исторического процесса;

· идея зависимости общественного сознания от общественного бытия;

· идея определяющей роли материального производства в существовании и развитии общества.

Маркс в переплетении общественных отношений вы­делил отношения, которые, как он полагал, складываются прежде, чем проходят через человеческую голову, — произ­водственные отношения (т. е. отношения, которые складываются в процессе производства по поводу собственности и распределения).

 

В марксистской теории они рассматриваются как базис общества, который определяет все остальные сферы человеческой жизни (политическую, правовую, нравственную, эстетическую, религиозную, философскую), образующую надстройку над ним.

Маркс и Энгельс при этом подчеркивали, что произ­водственные отношения лишь в конечном счете являются определяющими в производстве и воспроизводстве общественной жизни, что надстройка является во многом самостоятельным компонентом общественной жизни, активно влияющим на базис общества.

 

Однако выдвинутый ими принцип зависимости общественного сознания от общественного бытия не дает достаточно ясного представления о соотношении материального и духовного в обществе.

Однолинейность и схематичность их концепции исторического материализма привели к появлению «марксистов» (в том числе и в России), примитивно толкующих и вульгарно излагающих идеи своего кумира, и прежде всего в вопросе о том, что «экономический» момент является будто бы единственной детерминантой (признание) исторического процесса.

 

 

Безусловная сила социально-философской концепции Маркса заключалась в том, что она упорядочила мировую историю.

А слабость — в том, что она неоправданно универсализировала современные ей формы исто­рического движения, без достаточных оснований распро­странив их на будущее.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм.

 

Диалектический материализм включает в себя материалистическое понимание истории, человека, общества.

Фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумевает совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира.

Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.
^

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логика | Конструкционные материалы на основе железа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.