Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На товарном и финансовом рынках

Регулирование конкуренции

ЛЕКЦИЯ № 42. Государственное

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные мето­ды и механизмы формирования конкурентных отношений. К та­ким механизмам относят увеличение числа однородных пред­приятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в об­ласти ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонополь­ная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Анти­монопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих органи­заций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследова­ние, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение ком­мерческой организации, занимающей доминирующее поло­жение, если она им злоупотребляет).


Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осу­ществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонополь­ного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недоб­росовестную конкуренцию, другие нарушения антимоно­польного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономиче­ской концентрацией в сфере использования земли, недр, вод­ных и других природных ресурсов, в том числе при проведе­нии торгов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномо­чия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимоно­польного законодательства;

2) выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию согла­
шений и (или) согласованных действий хозяйствующих
субъектов и совершение действий, направленных на обес­
печение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъек­
том доминирующим положением и совершении действий,
направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминацион­
ного доступа к товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

д) о недопущении действий, которые могут являться пре­
пятствием для возникновения конкуренции и (или) могут
привести к ограничению, устранению конкуренции и на­
рушению антимонопольного законодательства;


е) об устранении последствий нарушения антимонополь­
ного законодательства;

ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного
законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего до на­
рушения антимонопольного законодательства;
и) о заключении договоров, изменении условий догово­
ров или расторжении договоров;

к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

л) об изменении или ограничении использования фир­менного наименования;

м) о выполнении экономических, технических, информа­ционных и иных требований об устранении дискримина­ционных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, ор­ганам исполнительной власти субъектов РФ, органам мест­ного самоуправления, государственным внебюджетным фон­дам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законода­тельством принятых ими актов и (или) прекращении их дей­ствия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимоно­польного законодательства коммерческие организации и не­коммерческие организации, их должностных лиц, должност­ных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государ­ственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.23 ФЗ «О за­щите конкуренции»);

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;


7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%;

9) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

10)утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;

11)утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ); 12)издает нормативные правовые акты;

13)дает разъяснения по вопросам применения антимонополь­ного законодательства;

14)дает заключения о наличии или отсутствии признаков ог­раничения конкуренции;

15)вносит в лицензирующие органы предложения об аннули­ровании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.